-----
-Купить руны- -Как заказать- -Выбор дерева для рун-
Наборы, которые есть прямо сейчас.
-Колесо Футарка- -Талисман-Амулет-Оберег
-Главная страница- -Статьи- -ВИДЕО-
-Контакты- -Отзывы- -Фотогалерея работ-




Судьба - Доля у восточных славян.

 

Судьба человека предопределена Божественной силой или судьбы нет, а есть только свободная воля человека?


Дополнительные статьи по теме
Судьба - Доля . Сглаз и порча.
Культ печеного хлеба у восточных славян.
Магия восточных славян в простонародных обрядах и обычаях.
Культ предков. - Культ огня. - Культ воды.  - Культ камней.
Дорога у восточных славян. - Культ коня.  -  Культ медведя.
Культ дерева. Часть 1. Часть 2. Пояс как оберег.   -   Амулеты.
Язычество в православии Язычество и христианство на Руси. Борьба и синтез
Вещественные артефакты двоеверия. Мнимые и настоящие.
Солярные знаки вокруг нас    Солярные знаки восточных славян
Луннарные знаки у восточных славян.
Женская языческая татуировка в современности

Оглавление

Введение.
Понятие Судьбы у разных народов в языческие времена.
Понятие Судьбы и Удачи у восточных славян в языческое время.
Судьба у восточных славян. Понимание в народном христианстве.
Судьба - что считает ортодоксальное православное христианство.
Другие понятия, связанные с понятием Судьба.
Доля у восточных славян. Понимание в народном христианстве.
Двойственность в понимании Судьбы - Доли.
Жребий - Божий суд.
Заключение.
Литература.

Введение
(Оглавление статьи.)

Мы не обращаем внимание на то, как часто употребляем в разговоре слово Судьба. Считается что это слово обозначает жизненный путь человека, причем не только тот что уже прожит, но и тот что ожидает человека впереди. Свою Судьбу имеет не только человек, но и различные неживые объекты, природные места, общественные образования, такие как страна, город. Мы можем говорить "Судьба человека", "Судьба Родины", "Судьба города", "Судьба реки", "Судьба дома".

Судьба это многоуровневое и многогранное понятие. Для одних оно обозначает предопределенность жизни, для других это жизненный путь, который можно менять, а ортодоксальное православие вообще отрицает существование Судьбы. Так что же такое Судьба в контексте человеческой жизни? Давайте попробуем разобраться что к чему.

Понятие Судьбы у разных народов в языческие времена.
(Оглавление статьи.)

Alexander Rothaug. "The three Parcae". Древнеримские богини судьбы. Нона ткёт нить, Децима наматывает нить на веретено, Морта перерезает нить человеческой жизни.

Многие ученые полагают что понятие Судьбы составляет ядро миросознания многих культур. Судьба , как некая предопределенность жизненного пути. Предсказанная судьба как правило исполняется не смотря на все усилия человека.

Понятие судьбы встречается в шумерских текстах III - начала II тысячелетия до н. э. . В Древнем Египте судьбу называли "шаи" , это слово обозначало определять, предписывать, предназначать. Судьбу назначали божества, у шумеров это семь Аннунаков и верховное божество Энлиль. В египетском пантеоне богов функция назначения судьбы не закреплена за каким то одним богом, а распределяется среди нескольких.

У древних греков богинями судьбы были мойры. Мойры это три сестры. Клото - Пряха - прядущая нить жизни, Лахеса - Судьба - определяющая судьбу, Атропа - Неотвратимая - смерть перерезающая нить. Под покровительством мойр находилось рождение, жизнь и смерть человека. Они определяли срок жизни и ее события. Клото пряла нить жизни человека, Лахеса сплетала между собой нити жизни разных людей, Атропа обрезала нити жизни. Образами мойр в других культурах являлись парки в древнеримской мифологии, норны в скандинавской мифологии, роженицы у славян.

У скандинавов Судьба имела решающую роль. Именно у Судьбы была высшая сила. Ей подчинялись и люди и ассы ( боги). Но, если с помощью гадания на рунах или прорицания вельв увидеть то, что ждет в будущем, то этого можно было попробовать избежать. Согласно Северной Традиции у корней Мирового ясеня Иггдрасиля жили богини Судьбы - норны. Жили норны около источника Урд, чьей влагой поливали корни Мирового дерева. В мифологии норны изображались как три женщины. Первая из них , старая и дряхлая, имела имя Урд - Прошлое, вторая среднего возраста звалась Вердани - Настоящее, третья молодая, носила имя Скульд - Будущее.

Скандинавский фольклор и мифология содержат много указаний на предопределение судьбы. Например, в песне "Старшей Эдды" которая называется "Прорицание вельвы" рисуется судьба мира вплоть до его разрушения и дальнейшего возрождения. Этакая идея мирового масштаба, мировой Судьбы. Идея неизменной личной Судьбы присутствует в некоторых сагах. При этом, в сагах и эддах , особенно в тех, которые считаются более ранними мы находим тему непокорности Судьбе главного героя. Герой часто пытается формировать свою Судьбу, пытается "вырастить" ее, воспользовавшись свойством своей личной удачи хамингью.

Понятие Судьбы и Удачи у восточных славян в языческое время.
(Оглавление статьи.)

Иллюстрация Виктора Михайловича Васнецова к стихотворению А. С. Пушкина "Песнь о Вещем Олеге". Несмотря на свои усилия князь Олег так и не смог изменить своей судьбы

Прокопий Кесарийский в книге "Война с готами" ( опубликована около 553 года) писал "….Судьбы они не знают и вообще не признают, что она по отношению к людям имеет какую-либо силу, и когда им вот-вот грозит смерть, охваченным ли болезнью, или на войне попавшим в опасное положение, то они дают обещание, если спасутся, тотчас же принести богу жертву за свою душу; избегнув смерти, они приносят в жертву то, что обещали, и думают, что спасение ими куплено ценой этой жертвы…" Не очень понятно о чем именно идет речь, о богине Судьбы, о судьбе как явлении? О каких именно славянах идет речь?

А сказание о Вещем Олеге ( пусть и гораздо более позднее) говорит о неизбежности и предопределенности судьбы. Вещий Олег, несмотря на то что был вещим, так и не смог избежать смерти от своего коня хоть и пытался.

Изучая материалы этнографии XIX - XX вв невозможно сказать о том, что какие то моменты осмысления этих понятий являются архаичными, сохранившимися со времен язычества. Поэтому приходится опираться на различные попытки реконструкции. Довольно широко развил эту тему певец славянского язычества, академик Рыбаков В. А. . Многие построения Рыбакова на тему язычества восточных славян сегодня вызывают заслуженную критику, тем не менее они интересны, иллюстративны и дают понимание как могло бы быть.

Рыбаков писал о Судьбе как о неком божестве или духе который был пряхой и чьей задачей было прядение нити жизни. С другой стороны он соотносил рожениц, о чьем культе мы имеем фактические упоминания, с богинями судьбы и проводит некую параллель соответствия рожениц с античными мойрами. При этом Рыбаков говорил о культе рожениц, как о предшествующем по времени пантеону языческих богов Владимира, а позже трансформировавшегося в культ Мокоши, а еще позже в некие христианские ритуалы. Культ рожениц судя по всему сохранял свое влияние продолжительное время после принятия христианства.

У некоторых народов понятие Судьбы было тесно связано с прядением нити или тканьем ткани. Где нити судьбы в руках некой пряхи сплетаясь превращались в ткань. Та же Мокошь была покровительницей ткачих. Афанасьев А. Н. писал "…течение человеческой жизни стали уподоблять тянущейся нити, а затруднения, ожидающие человека на жизненном пути, представлять узлами, которые надо распутывать… образовалось убеждение, что девы судьбы суть вечно работающие пряхи; своими руками они прядут жизненную нить и вплетают в нее все, что должно совершиться с человеком во время его земного существования…"

Похожие вещи писал и Любор Нидерле. Он приведя очень подробный перечень цитат из источников XI – XV вв., соглашался с тем, что русские рожаницы сходны с греческими мойрами, римскими парками, славянскими суженицами и пр.

Столь же немного можно сказать и об Удаче у восточных славян. Говоря об этом сошлюсь на другого ученого, на Елену Александровну Мельникову, историка , изучающего в том числе Древнюю Скандинавию и Древнюю Русь.

Она сравнивает понятие Удачи у скандинавов и славян. В культуре скандинавов, особенно в воинской культуре, придавалось очень важное значение Удаче. Считалось что Удача (hamingja «хамингья») это и личное свойство человека и его дух-охранитель. Считалось что именно наличие личной Удачи придает человеку духовную целостность, полноценность. Ни один вождь или простой воин не мог обходиться без личной Удачи.

Несмотря на тесную интеграцию скандинавов в структуру славянского общества, языческое мировоззрение восточных славян существенно отличалось от мировоззрения скандинавов. Мировоззрения связанные с личной Удачей были чужды славянам. Мельникова говорит о том что для славянских героев и былинных князей важным оказывались не личная Удача, а магические, колдовские возможности. Т.е быть вещим было важнее чем быть удачливым. Вещий обозначало знающий, предсказывающий, предвидящий, наделенный волшебной силой.

Судьба у восточных славян. Понимание в народном христианстве.
(Оглавление статьи.)

Художник Лемох Карл Викентьевич. У люльки (Больное дитя). Какой будет Судьба? По поверьям это можно было предсказать по обстоятельствам рождения

Напомню, что же такое народное христианство ( еще народное христианство называют двоеверием). Это синкретическая религия в которой слились языческие верования славян и пришедшая им на смену православная религия. Носителями народного православия были прежде всего многочисленное крестьянское население Руси - России. Хорошей иллюстрацией народного христианства может послужить одновременная вера в силу молитвы и в силу заговора. Подробнее можно почитать в моей статье "Язычество в православии".

Что обозначало у восточных славян понятие "Судьба"? Начнем с определений.

"Толковый словарь Даля ": Судьба - 1 суд, судилище, судбище и расправа, 2 участь, жребий, рок, часть, счастье, предопределение, неминучее в быту земном, пути провидения.

Этимологический словарь под редакцией Толстого Н. И. "Славянские древности": Судьба - предначертанный человеку свыше путь, определяющий главные события в жизни (вступление в брак, рождение детей и смерть), а так же другие обстоятельства (богатство/бедность, болезни, вдовство, сиротство и др.), которые формируются представлением о счастливом/несчастливом бытии. Судьба связана с долей, роком, везением, удачей - неудачей и др. …

Энциклопедический словарь "Славянская мифология": Судьба - предначертанный человеку свыше жизненный путь, определяющий главные моменты жизни, включая время и обстоятельства смерти. Судьба понимается как приговор некоего суда, совершаемого либо высшим божеством, либо его посланцами.

Еще одно, если так можно сказать, научное определение — судьба это иррациональная, неразумная, непостижимая сила случайности, которая определяет неизбежность события или поступка.

Современные исследователи в слове Судьба выделяют корень "Суд", наполняя понятие Судьбы понятием суда, судилища, приговора. В этом понимании Судьба есть приговор вынесенный высшими силами. Можно применить к понятию Судьба понятие Божий суд. Т.е. эту "Судьбу Бог присудил".

Интересно, что в православной традиции, после смерти человека, его бессмертная душа в итоге попадает на Суд Божий, на котором Бог будет судить человека по его грехам и деяниям и определять посмертное пребывание души человека в Раю или Аду.

Понимание Судьбы у восточных славян сильно схоже с пониманием Доли (см. ниже). В этом понимании присутствует определенная двойственность. С одной стороны Судьба назначается божественной силой, она неизменна и неизвестна. Человек проживает свою жизнь как бы в русле Судьбы. С другой стороны изменение Судьбы все таки возможно своим трудолюбием, набожностью, моралью. Причем, опять же по аналогии с Долей, Судьбу можно менять своими поступками и делами как в хорошую сторону , так и в плохую.

У восточные славяне считали что Судьба определялась обстоятельствами рождения - греховностью родителей, временем и обстоятельствами зачатия, протеканием беременности, местом и временем рождения, видом новорожденного. Имело значение и время суток (благоприятное время рождения утро), день недели , фаза луны, праздники или будни. Старались учитывать все до мельчайших деталей и по этим деталям пытались предугадать будущую Судьбу ребенка, с Долей происходило все точно также.

Большое количество охранительных ритуалов, к которым прибегали на свадьбе и во время беременности, должны были оградить будущего ребенка от сглаза и черного колдовства и способствовали тому, что бы ребенок получил благоприятную Судьбу.

С попытками узнать свою Судьбу связаны многочисленные примету и множество вариантов гадания. По разным поверьям судьбу человека могут открыть, предсказать различные святые, знающие, ведающие люди - странники, нищие, т. е. различные "чужие люди".

В миропонимании славян существовала связь звезд и Судьбы. В локальных фольклорных традициях связывалось рождение ребенка и появление на небосводе новой звезды и, соответственно, падение этой звезды при смерти этого человека. По другим верованиям душа умершего предка улетала на небо и находилась там в виде звезды. Так же присутствовала вера в то что светила и звезды оказывают влияние на судьбу человека. Считалось что различные небесные явления - затмения, звездопады, кометы, луна окрашенная в неестественный цвет, что все это оказывает влияние на судьбы людей - скорую гибель, болезни, эпидемии, мор.

У восточных славян огромное количество поверий было связано с предсказанием Судьбы и с гаданием. Предсказать Судьбу пытались всегда. Например, предсказание Судьбы через толкование снов. Сны толковали "знающие" люди, странники. Когда в народной массе появилась печатная продукция, то большой популярностью пользовались различные сонники.

В предсказании судьбы и недалекого будущего использовались многочисленные приметы, которые в общем случае можно описать так: если нарушался благоприятный и привычный ход вещей, то можно было ожидать неприятное событие, а если все шло хорошо, то и дальше все будет хорошо. Если при выходе на дорогу спотыкался человек или лошадь, то считалось что дороги не будет. Если курица кричала петухом или в деревню забегал волк, заяц это к несчастью, беде. Если при вынимании хлебов из печи роняли хлеб и он падала верхней коркой вниз то в этом доме можно было ожидать разлад. С хлебом и с его выпечкой связано большое количество примет, по которым пытались угадать будущее. Взошло тесто или нет, какой получился хлеб все это предсказывало будущее - хорошее или плохое. Особенно было важно каким получится новый хлеб. Новый хлеб это первый хлеб из муки нового урожая.

Судьба - что считает ортодоксальное православное христианство.
(Оглавление статьи.)

В христианской православной традиции считается что никакой предопределенной Судьбы не существует. Не существует Судьба как рока, фатума. Человек свободен в своей воле и может изменять свою жизнь в ту или иную сторону. История православной церкви имеет много примеров святых, которые были разбойниками, преступниками, грешниками и через покаяние стали святыми людьми. Человек сам выбирает путь спасения своей души или ее погибели. При этом что бы не происходило "на все Божья воля" - Божье предопределение. Все события, которые происходят с человеком, происходят по Божьей воле, но как реагировать на эти события человек, обладая свободой воли и разумом, решает сам. Существует достаточно много христианских притч в которых определенные, иногда очень странные или случайные события, произошедшие с человеком, находят трактовку только в будущем и проявляются как Божий промысел, который человек не всегда может понять.

Православное христианство всегда порицало практику различных гаданий и прорицаний. Меж тем считалось что прорицания святых людей от Бога. Православное христианство отрицает зависимость жизненного пути от обстоятельств рождения - числа, времени суток,"под какой звездой" и т.п..

Другие понятия, связанные с понятием Судьба.
(Оглавление статьи.)

Некоторые ученые полагают что в мировоззрении восточных славян понятие Судьбы было составное. Различные другие понятия были не синонимами а являлись составными частями понятия Судьба. Мы точно этого не знаем, но можем сказать определенно, что данный набор понятий определенно имеет отношение к Судьбе. Итак, перечислим

Судьба, Доля - Недоля, Жребий, Участь, Удел, Рок, Случай, Удача - Неудача, Фатум, Счастье - Несчастье, Везение - Невезение, Фортуна и даже знаменитый русский Авось.

Доля у восточных славян. Понимание в народном христианстве.
(Оглавление статьи.)

Деление хлеба за трапезой ассоциировалось с выделением Доли. За столом каждый получал свой кусок, т.е. свою Долю.

Если понятие Судьба бытовало практически у всех народов. То понятие Доля использовалось только у славян. Так что же такое Доля? Опять начнем с определения.

"Толковый словарь Даля ": Доля - ж. часть, дробь, участок, пай, надел; жребий, участь, судьба, рок.

Этимологический словарь под редакцией Толстого Н. И. "Славянские древности": 1 - Доля - в народном миросозерцании одна из важнейших бытийных категорий и ценностей; индивидуальная или совокупная судьба, жизненное предопределение, назначенная участь, удел, жребий, реализованные как удача (удачливость), счастье, благополучие… 2 - Доля это персонификация индивидуальной человеческой судьбы, понимаемой в качестве фортуны, в противоположность представлениям о судьбе как фатуме.

Энциклопедический словарь "Славянская мифология": Доля - в славянской мифологии воплощение счастья, удачи, даруемых людям божеством.

Доля в своем понимании во многом схожа с пониманием Судьбы, недаром, часто ее определяли как Судьбу. Действительно они похожи, и Доля и Судьба давались человеку при рождении и имели двойственное толкование. С одной стороны они неизменны, с другой стороны их можно изменить. И Доля - Судьба определяла жизнь человека, его век, т.е длительность жизни, его благополучие, его жизненные силы. В первом приближении можно толковать Долю как Судьбу.

И все же понимание Доли отличается собственным своеобразием. Доля, в понимании восточных славян, рассматривалась как часть некого общечеловеческого благосостояния, та часть счастья, везения, удачи и жизненной силы , которую человек получал при рождении из некого общего для всех хранилища. При этом, по какому принципу Божественная сила распределяла общие для всех блага понять нельзя. Почему одному достается меньше а другому больше? Это не известно, но можно попробовать угадать и в дело шли многочисленные приметы и гадания.

Как именно доля выпадала (прирожденно, суждено, на роду написано) человеку - по этому поводу нет однозначного мнения. Доля давалась человеку при рождении матерью (прирожденная доля) или назначалась Богом или приносилась ангелом или рождалась вместе с ребенком, существовали и другие версии. Полученная при рождении выделенная часть, т.е. Доля это то, что высшая сила отмеряет человеку на жизнь, Божья Доля.

У восточных славян человеческая Доля имела прямую аналогию с делением хлеба и получением своего куска, т.е. своей доли. Этот образ деления хлеба, т.е. выделение каждому его доли использовался и в быту при каждой трапезе и в свадебных ритуалах и в погребальном обряде, при крещении. При выделении сына из хозяйства отца существовал целый ритуал с разрезанием хлеба и символическом вручении отцом сыну отрезанного куска - Доли. Делалось это торжественно при присутствии всех домашних, перед иконами в красном углу.

Определенным своеобразием отличались местные верования в Малороссии. Там Доля осмысливалась как душа предков. Часть еды после праздничной трапезы оставляли для Доли. По верованиям Доля умирала вместе с человеком, по другим Доля продолжала жить в могиле ( или на могиле) умершего.

Как выделенная часть общего благосостояния, Доля тесно связана с пониманием Века. У восточных славян Век понимался как срок жизни человека, который бог отмерял при рождении, предопределенный срок. "Тяжелый век выпал на его долю" - это выражение говорит о сложной жизни и судьбе человека. Век так же рассматривался восточными славянами как некий объем жизненной силы выделенной человеку на жизнь. От того растрачена или не растрачена жизненная сила ( изжит или не изжит Век) часто зависела посмертная судьба человека. Человек "изживший свой Век" т.е. потративший свою жизненную силу и умерший от того что она закончилась, был чистым покойником. Чистые покойники почитались как предки ( родители, деды). А вот человек умерший до того как он потратит всю силу (т.е. умерший неестественной смертью) мог превратиться в нечистого покойника, или в заложного по определению Зеленина Д. К.. Такие покойники требовали специального ритуала нейтрализации иначе после смерти превращались в нечисть.

Долей называли хорошую, счастливую Судьбу человека. Противоположностью счастливой и хорошей Доли являлась плохая и злая Недоля которая олицетворяет несчастную Судьбу человека.

Несмотря на неизменность выделенной Доли ее можно было менять, например, улучшить путем хорошей и праведной жизни, и, наоборот, ведя греховную жизнь, можно было заработать Недолю.

Некоторые ученые определяли Долю как качественную часть Судьбы, в этом смысле Доля выступает мерилом счастья, удачи, благополучия и т. п. что выпадало человеку за жизнь. Т.е. в таком понимании Доля выступала как составляющая часть Судьбы человека.

Часто Долю представляли в виде человека. Хорошая Доля представлялась в виде мужчины - женщины - девушки, здоровой и хорошо одетой, тогда как Недоля имела вид нищего- нищенки, старухи, больного человека, бедно и плохо одетого человека и даже собаки. Считалось что в некоторые дни, обычно в дни больших христианских праздников, можно увидеть свою Долю и даже задать ей некий вопрос. Потебня А. А. считал Долю существом и писал о ней так: "…Доля является двойником человека, полным его отражением, но тем не менее она есть вместе и причина человеческих действий и состояний…."

Важным ритуалом у восточных славян являлся ритуал выделения своей Доли умершему человеку. Происходило это во время похоронного обряда. Доля выделялась покойному в виде зерна, продуктов, денег которые клались в гроб, или раздавали в виде угощения нищим, первым встречным. Считалось, что если не выделить покойному его Долю то потом он за ней вернется. Выделение покойному его Доли было частью обрядов обезвреживания умершего.

Помимо Доли связанной лично с человеком существовала Доля и семейная , общественная. В большой семье каждый получал свою долю, символически это выглядело как деление хлеба за едой, когда старший член семьи наделял каждого сидящего за столом своим куском хлеба - Долей. При изменении семейного круга, например при рождении детей, происходило перераспределение Долей. Ребенок получал свою Долю, и по мере его роста эта доля менялась. В итоге сын, создав семью, мог выделиться со своей Долей, а дочь выходя замуж тоже получала свою Долю приданым.

Свадьба означала не только создание новой семьи, но и обретение молодоженами нового социального статуса, который требовал перераспределения Долей. Символом такого перераспределения выступал хлеб, например, праздничный каравай. С рождением первенца социальный статус молодой семьи опять изменялся.

Во всех этих случаях - похороны, свадьба, крещение ( рождение) во время обрядов мы можем увидеть ритуал деления хлеба, который символизирует собой раздачу Доли.

Отношением к хлебу как к общей Доле можно объяснить некоторые правила поведения за столом. Старший за столом наделял хлебом каждого согласно его старшинству и социальному положению в семье. Нехорошо недоесть свой кусок хлеба, выделенную Долю необходимо было съесть целиком. По поверьям в остатке, в крошках, в последнем куске могло быть заключено счастье и сила. Если оставишь - потеряешь . Нельзя было брать второй кусок, недоев первый. Если человек ел за столом лишний кусок, то считалось что кому то этого куска не достанет. Нельзя было доедать чужой кусок хлеба, который кто то не доел и т.д. .

Двойственность в понимании Судьбы - Доли.
(Оглавление статьи.)

Основное противоречие в понимании Судьбы - Доли состоит в ее двойственной структуре. С одной стороны Судьба - Доля воспринимается как некая предопределенность, неизменность, назначенная свыше божественной силой. Твердо было убеждение в том, что бы не делал человек свою судьбу он изменить не в силах. Все попытки "обмануть "Судьбу - Долю не удавались.

При этом многочисленные поверья говорили о том, что именно мать, рожая дитя дает ему Судьбу - Долю, причем эта Судьба -Доля может зависеть от того как жили предки, от обстоятельств зачатия, от времени, места и условий рождения. В устном фольклоре встречаются сказки о том как человек меняет свою Судьбу. Например, человек заманивает свою Недолю - Несчастную Судьбу в яму и заваливает ее камнем. В другой сказке человек хитростью заставляет другого человека забрать у него Недолю.

Двойственность отношения к судьбе возникало и при попытках узнать свое будущее при помощи различных вариантов гадания. Если гадание предсказывало будущие неприятности, то человек принимал все меры к тому что бы эти неприятности не случились, несмотря на то что "чему бывать, тому не миновать".

Еще интересный вопрос возникает при случайном событии в жизни человека. По идее Случай это некое событие в жизни человека, которое происходит неожиданно, внезапно, "нежданно- негаданно". Отношение к случайности тоже двояко. Если Судьба человека предопределена, то Случай в его жизни тоже заранее предопределен как и реакция на него, вроде того что "чего не делай, конец один", этакий фатализм . С другой стороны Случай это не зависящая от судьбы величина, которая способна поменять Судьбу. В христианстве Случай может служить знаком Божьей воли. Хороший случай - награда, плохой - наказание.

Жребий - Божий суд.
(Оглавление статьи.)

Часто Жребий определяют как синоним Судьбы, Доли. Это, в общем, так и все же я считаю что нужны дополнительные пояснения по этому вопросу.

Афанасьев А. Н. писал о жребии следующее: "Но еще долговечнее жребий в обычаях поселян, которые выражаются о нем пословицами: «жеребий — божий суд», «жеребий — святое дело», «жеребий сыщет», «от жеребья не уйдешь!». Доныне в деревнях и селах большая часть спорных дел и очередных обязанностей решается жребием. При дележе имущества и выборе рекрута крестьяне всего охотнее полагаются на этот бесстрастный, независимый от человеческого произвола суд. В Нижегородской губ. при развёрстке поземельных участков бросают жеребьи; в Ярославской и других губ., когда умрет отец и не оставит после себя никакого распоряжения, два сына его (что называется «ровный бой») берут каждый свою часть по жребию".

Жребий это способ определения дальнейшего действия, способ выбора одного варианта из нескольких, способ решения споров. Мы, с высоты своего знания рассматриваем выпадение Жребия как некую математическую вероятность. Наши предки считали Жребий выбором богов. Часто Жребий коренным образом менял жизнь человека, во времена язычества по жребию могли решать кого из людей принести в жертву богам, в гораздо более позднее время крестьянские общины по жребию решали кому идти в солдаты и т.д..

При помощи жребия решались самые разные вопросы. Например, при помощи жребия определялся мужик, который проведет первую пахоту, первый сев ( засевки) или женщина, которая начнет жатву. При помощи жребия решались многочисленные спорные вопросы.

Сложно сказать, как следует понимать участие Жребия в Судьбе, как случай, как предопределенное событие Судьбы или прямое проявление Божьей воли.

Заключение.
(Оглавление статьи.)

В этой статье я постарался как можно подробнее разобрать понимание Судьбы - Доли с точки зрения восточных славян опираясь на различные этнографические источники и труды ученых. Надо отметить что в современной реальности понимание Судьбы в различных вариантах осмысления присутствует у людей. А вот понятие Доли практически осталось в прошлом и если и несет смысл то только как синоним Судьбы, тот смысл , который вкладывали в это понятие наши предки остался в прошлом вместе с огромным пластом культуры народного православия.

Отдельно хочу отметить что "в интернетях" можно встретить мнение что Доля и Недоля это славянские богини. Это является абсолютным вымыслом. Мы не имеем даже каких то намеков на это. Придумавшие миф о "славянских богинях Доля и Недоля" пытались притянуть эту тему под общую кальку трех богинь судьбы ( мойры , норны и т.п.), Для этого прибавляли еще и Макошь. Все это является современным творчеством, которое можно смело отнести к жанру фолк-хистори или даже славянскому фэнтези.

Материалы.
(Оглавление статьи.)

  • Агапкина Т. А., "Мифопоэтические основы славянского народного календаря весенне летний цикл".
  • Афанасьев Н. А. , Поэтические воззрения славян на природу", т.2, т.3.
  • Байбурин А. К., "Ритуал в традиционной культуре"
  • Байбурин А. К., Видеолекция "Категории судьбы (прошлое и настоящее)".
  • Берштам Т. А., "Герой и его женщины: образы предков в мифологии восточных славян".
  • Велецкая Н. Н., "Языческая символика славянских архаических ритуалов".
  • Гуревич А. Я., "История и сага".
  • Журавлев А. Ф., "Доля и мера".
  • Иванов П. В., "Народные рассказы о доле".
  • Князева Т. Б., "Понятие судьбы в контексте разных культур"
  • Колесов В. В., ""Судьба" и "счастье" в русской ментальности".
  • Левкиевская Е. Е., "Мифы русского народа".
  • Маркова Е. М., "Судьба в русском языковом сознании на инославянском фоне".
  • Материалы Этнографического Бюро князя В. Н. Тенишева, "Русские крестьяне Жизнь. Быт. Нравы."
  • Мельникова Е. А., "Ольгъ/Олег Вещий".
  • Оспенников Ю.В, "Божий суд в древнерусском праве".
  • Петрухин В. Я., "К дохристианским истокам древнерусского княжеского культа".
  • Потебня А. А., "Символ и миф в народной культуре".
  • Рыбаков В А, "Язычество древних славян".
  • Седакова О. А., "Тема доли в погребальном обряде".
  • "Славянская мифология", словарь.
  • "Славянские древности", словарь.
  • Страхов А. Б., "Культ хлеба у восточных славян".
  • Сборник отделения русского языка и словесности императорской академии наук, т. 46., "Судьба-доля в народных представлениях славян".
  • Сурикова О.Д., "Представления о доле покойника".
  • Яхно В. Н., "А. Н. ВЕСЕЛОВСКИЙ ОБ ОБРАЗЕ «СУДЬБЫ-ДОЛИ» В СЛАВЯНСКОЙ МИФОЛОГИИ".
ноябрь 2023 NordicRunes
 
 
_
Еще по теме "Символы"
Смыслы Культа Коня у восточных славян.
Смыслы Культа Медведя.
Символ Колесо. Значение и понимание.
Символ Спираль. Значение и понимание.
Символ Узел. Значение и понимание.
Символ Лабиритнт. Значение и понимание.
Символ Дерево. Значение и понимание.
Символ Солнца. Значение и понимание.
Руническое Колесо - Рунный Круг - Колесо Футарка. Значение и понимание.
Жертвоприношение. Смысл, цели и средства ритуала.
Смысл Культа Предков.
Талисманы. Амулеты. Обереги.
Культ Предков.



-NordicRunes.ru-