-----
-Купить руны- -Как заказать- -Выбор дерева для рун-
Наборы, которые есть прямо сейчас.
-Колесо Футарка- -Талисман-Амулет-Оберег
-Главная страница- -Статьи- -ВИДЕО-
-Контакты- -Отзывы- -Фотогалерея работ-




Порча и сглаз у восточных славян.

В. М. Максимов, "Больной муж",1881 год. Болезнь кормильца была тяжелым ударом по семье. И такая болезнь могла быть следствием злонамеренного колдовства.


Дополнительные статьи по теме
Судьба - Доля . Сглаз и порча. Наузы и магия узлов.
Культ печеного хлеба у восточных славян.
Магия восточных славян в простонародных обрядах и обычаях.
Культ предков. - Культ огня. - Культ воды.  - Культ камней.
Дорога у восточных славян. - Культ коня.  -  Культ медведя.
Культ дерева. Часть 1. Часть 2. Пояс как оберег.   -   Амулеты.
Язычество в православии Язычество и христианство на Руси. Борьба и синтез
Вещественные артефакты двоеверия. Мнимые и настоящие.
Солярные знаки вокруг нас    Солярные знаки восточных славян
Луннарные знаки у восточных славян.
Женская языческая татуировка в современности

Оглавление

Введение.
Небольшое уточнение.
Порча и сглаз - зловредное колдовство.
Почему колдуны вредят людям?
Что такое порча?
Некоторые особые виды порчи.
Сила человеческого взгляда у восточных славян.
Что такое сглаз?
Защита от порчи и сглаза.
Документы о делах, связанных с порчей.
Заключение.
Материалы.

Введение.
(Оглавление статьи.)

Люди, в зависимости от глубины своих знаний, по разному объясняли такие явления природы как смена дня и ночи или почему из туч на небе идет дождь а зимой холоднее чем летом, откуда взялись животные и сам человек, почему люди рождаются и умирают. Все в жизни человека требовало объяснения. И, в силу своих знаний, такое объяснение давали.

А как можно было объяснить внезапную болезнь человека? Как можно было объяснить пропажу молока у коровы? Как можно объяснить гибель урожая? Как объяснить любую неприятность, которая происходила без видимых причин? У наших предков, восточных славян, был ответ на все эти вопросы. Странные случаи, внезапные болезни и смерти, помешательство объяснялись сглазом или порчей, т.е. вредоносным магическим воздействием.

Необходимое уточнение.
(Оглавление статьи.)

Перед тем, как я начну углубляться в материал, хочу сделать небольшое уточнение. Восточные славяне использовали магию повсеместно. Это была бытовая, скотоводческая, сельскохозяйственная и другие, магия. Но эту магию никто этим словом не называл, так же не называли волшебством, колдовством, волховством и как то еще. Несмотря на свою магическую составляющую народные обряды просто считались таковыми, ритуалами, правилами, порядком, "по-старине", народными традициями.

Существовала и вредоносная магия. Вот ее то и называли колдовством, волховством и др. Этим колдовством занимались определенные люди. Восточные славяне называли таких людей по разному - колдуны, ведьмы, чернокнижники, "знающие", знатки, вохвы и еще много как, но я в этой статье буду называть для краткости всех этих людей и мужчин и женщин, использующих вредоносную магию, колдунами.

Колдуны у восточных славян ( впрочем как и у любого другого народа) считались врагами людей. По верованиям они предавались дьяволу и получали свою колдовскую силу от него. Этих людей, заподозренных в злонравном колдовстве боялись и могли терпеть до поры, а если происходило какое либо несчастье - мор скота или засуха, то колдун был первым подозреваемым и часто его могли просто убить. Колдунов не хоронили как обычно, на общем кладбище. Хоронили где то подальше, тщательно перед этим обезвредив. Подробнее о магии восточных славян  здесь.

Порча и сглаз - зловредное колдовство.
(Оглавление статьи.)

Мясоедов Григорий Григорьевич, "Знахарка, собирающая пряжу", 1864 г.

Так что же такое порча и сглаз по поверьям восточных славян?

Порча и сглаз это магические воздействия, которое наносит вред, ущерб человеку и его хозяйству. Это если формулировать в двух словах. Ниже разберем подробнее.

Ортодоксальное православное христианство относится к явлениям порчи и сглаза как к суевериям и утверждает, что причину своих различных бед нужно искать только в себе. При этом у восточных славян, особенно в простом народе, вера в порчу и сглаз была развита повсеместно. Почему?

Прежде всего, потому что многие явления жизни, например, странная внезапная болезнь человека или необъяснимая смерть ребенка требовали для себя некого пояснения. И объясняются все странные и внезапные случаи обычно чужим враждебным воздействием, воздействием магическим, зловредным колдовством. Это вполне естественно для восточнославянского общества склонного к магическому мышлению ( надо сказать, что в принципе любое общество склонно к магическому мышлению).

В ортодоксальном христианстве магическое мышление отрицают, при этом вера в колдовство была широко распространена в народном, или по другому в бытовом православии. О бытовом ( народном ) христианстве читайте здесь. Вера в существование порчи и сглаза породила в культуре восточных славян огромное количество различных поверий, ритуалов, обычаев и суеверных страхов связанных с этими явлениями.

В связи с тем, что порча и сглаз это злонамеренное магическое воздействие, то возникает закономерный вопрос а почему колдуны вредят людям?

Почему колдуны вредят людям?
(Оглавление статьи.)

По народным поверьям восточных славян колдун это обычный человек, который от рождения или после специального ритуала получает силу, т. е. определенные сверхъестественные способности, и способности эти имеют нечистый, демонический источник. Считалось что колдун отрекался от православной веры, Христа и начинал служить дьяволу, заключив с ним сделку. Именно от дьявола давалась колдуну демоническая сила.

Эту нечистую силу колдун использует во вред всем окружающим людям, в первую очередь по тому, что так от него требует его сатанинская натура, которой все людское - хорошее и доброе, глубоко противно и вызывает ненависть.

А вторая причина это обогащение. Колдун отнимает урожай с чужих полей (садов, пасек и т.п.) при помощи заломов и другого колдовства , отнимает молоко, портит скот. Отнимает мужскую силу. Отнимает не просто так, потому что у самого колдуна прирастает настолько, насколько отнял .

Но главное что всегда злобный, мстительный, хитрый, вредный и страшный колдун кичится своей, полученной от нечистого, силой и использует ее для того что бы показать "вот мол каков я".

А теперь, давайте подробнее разберемся что же такое порча и сглаз.

Что такое порча?
(Оглавление статьи.)

Сергеев Николай Александрович, "Градобой", 1897 г. Гибнет зерно. Что это? Злое колдовство или Божья воля?

Словарь "Славянские древности" определяет порчу так :"Порча - совокупность вредоносных магических приемов и предметов используемых ведьмами, колдунами и другими "знающими" для причинения ущерба здоровью, благополучию и благосостоянию человека, скота, урожая, хозяйства в целом."

Я хочу сформулировать более четко:

1 - порча это злонамеренное колдовство с целью нанесения вреда;

2 - порча наводится колдуном;

3 - что бы навести порчу нужно обладать специальными, специфическими знаниями.

Порча могла насылаться на человека, на его родных, на его скот, на его урожай. Суть порчи, как правило, заключалась в различных болезнях. Это могла быть лихорадка, падучая болезнь, различные припадки, икота. Это могли быть болезни внутренних органов и суставов: сильные ревматические боли, грыжа, различные опухоли. Как цель порчи часто выступала сексуальная жизнь человека. В качестве такой порчи человек получал половое бессилие, бесплодие.

Порча могла проявляться не только как физическая болезнь но и как душевная. Состояния уныния, безразличия, различные психические болезни и отклонения. Считалось, что первым признаком порчи являлась внезапность болезни при отсутствии внятных причин.

Под угрозой порчи находился не только человек но и его хозяйство и его работы. Например, урожай зерновых, или отъем молока, когда корова переставала доиться ( одна из наиболее частых порчей), болезни и падеж скота. Нашествие вредителей могли восприниматься как порча. Колдун мог испортить сад, пасеку, угодья. Колдуны могли портить домашнюю работу, сломать ткацкого станок, запутать пряжу.

Для насылания порчи использовались различные способы. Через дуновение ветра, окуривание дымом, через дыхание. Через воду - обрызгивание, поливание. Через еду и питье - угощение человека наговоренной пищей. Через простое прикосновение ( магия контакта), через порченные вещи, например, бросание наговоренного предмета на дороге, кто поднимет на того и порча перейдет. Для порчи могли использоваться вещи, принадлежащие человеку, его ногти или волосы. Для колдовства часто воровали личные вещи человек. Порчу могли наводить и через оставленный человеком или животным след (т. н. "вынимание следа").

Предметы, через которые насылали порчу, часто сами являлись "порченными". Это могли быть изломанные, разбитые предметы: осколки стекла, глиняные черепки, изодранная одежда или обувь. Могли быть предметы символизирующие смерть в прямом и переносном смысле: пепел, головни, сухие листья, мертвые животные, например, крысы или мыши и их части, мертвые насекомые. В качестве "мертвых" предметов использовали какие то вещи и предметы взятые у умерших людей. Могли быть предметы "грязные", мерзкие: помои, очистки, спутанные пучки волос, различная грязь, ветошь и тряпки с гноем и кровью. Часто, в качестве предметов используемых для порчи, были острые предметы, способные поранить, порезать человека: иглы, булавки, колючки, острые куски стекла и т.п.

Предметы могли использоваться колдунами и в магии подобия. Когда тряпичная или глиняная фигурка, которую колдун уподоблял определенному человеку, использовалась для нанесения вреда. Такую фигурку кололи иглами или символически ломали ей ноги. Такое воздействие на куклу должно было отразится на человеке. В этом смысле фигурки Вуду не оригинальны.

Порченное подкладывали, подбрасывали человеку. Выливали порченную жидкость под порог. Старались сделать так, что бы у человека происходил контакт с порченным и "зараженным" предметом. Колдун заговаривал выбранный предмет и старался как то подбросить его человеку. А человек, коснувшись такого "зараженного" порчей предмета, получал эту порчу. Часто могли накормить или напоить чем то порченным.

Отдельным видом порчи можно посчитать любовную магию. Когда магическим воздействием пытаются разлучить влюбленных или, напротив, приворожить. Человек, попавший под действие такой магии, теряет свою настоящую волю и следует колдовскому повелению. Такая "любовная" порча часто являлась местью отвергнутого человека.

Колдуны старались насылать порчу на человека в некие переходные моменты жизни человека, в моменты когда он более всего уязвим и менее всего защищен. Такими моментами являлись события перехода человека из одного статуса в другой. Рождение, свадьба, смерть родного человека. В эти моменты целями могли оказаться роженица, новорожденный, молодожены, родные покойного.

Благоприятными для наведения порчи являлись определенные временные периоды, когда истончалась ткань между мирами и магическое воздействие становилось эффективнее чем обычно, например, во время зимнего солнцестояния или, ночью, особенно в полночь, или ночью во время грозы. Днем, на ярком солнце, колдовство слабело, а ночью, наоборот, усиливалось. По поверьям восточных славян колдуны, а особенно ведьмы, лютовали в ночь на Ивану Купалу.

Некоторые особые виды порчи.
(Оглавление статьи.)

В. М. Максимов, "Залом ржи".

Залом.

Наиболее частая порча зерновых называлась залом ( закрутка, завертень и др). Представляла эта порча собой пук колосьев закрученных между собой, часто закрученных и загнутых в кольцо или со сломанными верхушками или сломанным пополам. Создание залома сопровождалось различными заговорными формулами. По поверьям восточных славян такое колдовство отнимало урожай, могло привести к гибели скота, болезни человека, который дотрагивался до залома. Делали залом в Ночь на Ивана Купалу или в Семик перед Троицей, тоже ночью. Могли около залома закапывать порченные предметы - волосы, ногти, скорлупу, кости.

Обнаружив залом его старались не трогать и обезвреживали различными способами. Проведения ритуала обезвреживания поручали особому человеку или делали сами согласно определенным правилам, например, срезали не касаясь руками, в полдень, потом кидали воду, сжигали тут же где срезали, сжигали на перекрестке или развилке дорог. Могли не срезать а выкапывать специальным орудием из осины. При нейтрализации этой порчи так же использовались различны защитные разговорные формулы.

Вера в порчу залома доходила до того, что зерно с такого поля не брали на домашние нужды а старались продать.

Кликушество.

Кликушество вид порчи человека посредство вселения в человека злого духа, одержимостью бесами. Проявляется неадекватным поведением человека. В результате этой порчи человек может даже умереть.

Человек, на которого наслали такую порчу, становится бесноватым. Может говорить от имени беса, который внутри него, может подрожать крикам животных, браниться, издавать невнятное бормотание, говорить на непонятном языке. Может кидаться на стены или других людей. Может страдать истерическими припадками. Может во время припадков терять сознание. В таком состоянии человек боится христианских символов - молитвы, креста, иконы, святой воды.

Кликушеству в основном были подвержены женщины.

Лечение такой порчи называлось изгнанием беса или отчиткой. Занимались этим редкие священники и монахи, которых благословили на такое трудное дело. Во время отчитки могли применяться разные православные ритуалы. Существовали специальные христианские молитвы для изгнания. Вероятность изгнания сильно зависела от личности изгоняющего.

Интересно, что после церковной реформы Петра I кликушей разыскивали, брали под стражу и проводили следствие. И, часто выяснялось что это было притворство и имитация кликушества.

Отбирание (воровство, кража) молока у коров.

По поверьям восточных славян данное вредоносное колдовство - отбирание молока, одна из частых форм порчи скота. Занимаются этой порчей в основном ведьмы. В результате этой порчи у молочного скота, коров или овец, может пропадать молока, могут снижаться надои, молоко может становиться менее жирным. И это недополученное молоко попадает к ведьме, наславшей порчу. Ведьма как бы магическим образом крадет молоко у скота.

Такая порча скота часто происходит в определенное время: на первый выгон в Юрьев день, на Ивана Купалу и др. Это могут быть моменты отела или купли - продажи.

Ритуалы наведения такой порчи многочисленны и отличаются в зависимости от места. В одном варианте нужно что-то забрать, украсть в хозяйстве, в хлеву, в поле: воду, сено, траву, навоз. Отщипнуть щепку от хлева. Например, ведьма чужой водой будет поить свою корову, произнося определенную устную заговорную формулу. Другой вариант заключается в том, что ведьмы обходили хозяйство, хлев, загон скота или поле где пасется скот. Обход сопровождался определенными заговорами. Существовал еще вариант имитации доения, в этом случае ведьма может доить веревку у себя дома, а из веревки, по поверьям, текло молоко. Эту порчу могли наводить и по следу коровы.

Считалось что молоко, украденное в результате этой порчи, плохое. И его не следует употреблять в пищу, так как можно заболеть.

Снятие такой порчи имело множество вариантов. Прежде всего старались узнать личность ведьмы, для этого старались нанести ему вред через ворованное молоко. Молоко порченной коровы доили на иголки, на острие косы или кипятили. По поверьям это должно было заставить ведьму мучится. Своими видимыми мучениями ведьма и выдавала себя. Молоко могли портить. Например, в такое молоко клали различные экскременты сопровождая это заговорной формулой.

Сила человеческого взгляда у восточных славян.
(Оглавление статьи.)

Прежде чем переходить к теме сглаза, надо немного поговорить о взгляде человека и его глазах, потому что именно посредством взгляда и глаза ( при помощи мысли и слова) происходит воздействие сглаза. Сам термин "сглаз" говорит об этом.

Взгляду человека и его глазам всегда уделялась особое внимание в различных человеческих культурах. И это неспроста. Глаза самый выразительный орган на человеческом лице. Глаза говорят о внутреннем состоянии человека. Все человеческие эмоции - любовь, доброту, ненависть, презрение, боль и др можно увидеть в глазах. "Глаза зеркало души" вы наверняка слышали это выражение и оно справедливо отражает суть.

Для восточных славян глаза человека были источником силы этого человека, источником его воли. Взглядом человек мог заставить других людей подчиняться себе, взглядом мог воздействовать на окружающий мир.

Считалось, что взгляд человека способен нанести вред другому человеку или его хозяйству (сглаз). Работал и обратный эффект. Глаза человека воспринимались как "вход" внутрь человека, в его душу. Т.е. человек может подвергнуться опасности не только когда на него смотрят, но и тогда, когда он смотрит сам. Человек, увидев что то страшное, мог "окаменеть". Из фольклора восточных славян нам известно множество описаний, когда человек, от страшного зрелища, застывает в неподвижности, немеет, замирает, теряет самообладание.

По поверьям восточных славян дурными глазами - дикими и страшными, не человеческими, горящими обладают различные демоны, бесы, нечистая сила. Считалось, что взгляд нечисти обладает особой силой и способен нанести вред человеку. Мифологическое существо - василиск, могло убивать взглядом. Дурной глаз был свойственен и людям. И, в первую очередь, именно люди с дурным взглядом могли сглазить.

(Всем, кто хотел бы изучить тему зрения, взгляда и глаз более подробно я настоятельно рекомендую книгу Ясинской М. В. "Представление о глазах и зрении в языке и традиционной культуре славян.".

Что такое сглаз?
(Оглавление статьи.)

Репин Илья Ефимович, "Мужик с дурным глазом", 1877 г.. Интересно, что сам Илья Ефимович считал что заболел он именно от этого дурного глаза и случилось это после написания картины.

Сглаз имеет схожие черты с порчей, имеет и различие. Это тоже магическое воздействие и его результаты такие же, как при порче: различные болезни человека и его скота, пропажа урожая, проблемы с хозяйством. Сглаз проявляет себя так же как и наведенная порча. При этом в способах воздействия есть разница.

Порча это результат злонамеренного (как правило контактного), умышленного колдовства, целью которого является нанесение вреда и обогащение. Сглаз же злонамеренная магия ( как правило бесконтактная), причиной которой является зависть, ненависть, злоба одного человека к другому. Передается такая магия посредством взгляда, мысли и слов. Именно в магии сглаза хорошо прослеживается связь глаза - мысль - душа.

 

Я хочу сформулировать более четко:

1 - сглаз это злонамеренное магическое воздействие, которое наносит вред;

2 - сглаз наводится человеком, не обязательно колдуном, умышленно или неумышленно;

3 - что бы сглазить не нужно обладать специфическими знаниями.

Что бы стало понятнее можно сказать так - один человек может сглазить другого человека просто посмотрев на него и позавидовав. Это может быть сделано не преднамеренно. Еще можно сказать, что сглаз это результат зависти, ненависти одного человека, результат плохих мыслей к другому, передающийся через взгляд. Такой взгляд может сопровождаться завистливыми и неприязненными словами, не имеющими определенной речевой формулы.

В некотором случае сглазом можно назвать и такое вредоносное магическое воздействие, которое человек получил взглянув "не туда" и "не на то". Например, существовал локальный запрет для молодоженов смотреть на людей, которым не хватило место за свадебным столом.

В зависимости от локации сглаз могли называть по-другому: урок, уроки, призор, подумы, одумать (сглазить) и др.. Саму способность сглазить тоже называли по-разному: злой глаз, дурной глаз и др..

По народным поверьям способностью сглазить обладают все люди, но особенно имеющие злой (дурной) глаз. Считалось что злым глазом обладают люди имевшие какую то "неправильность" при рождении, например, с двумя рядами зубов, родившиеся вне брака, родившиеся не урочно, родившиеся в не благоприятное время.

По поверьям злым глазом обладают "чужие" люди - солдаты, нищие, мельники, кузнецы, бродячие торговцы, цыгане. Так же, злой глаз мог быть у людей определенной социальной группы - вдов и старух, или у людей с физическими недостатками и увечьями - горбатых, хромых, людей с чертами лица отличающимися от обычных. И, конечно, злым глазом обладали колдуны.

Носителя дурного взгляда можно было узнать по этому самому взгляду или по глазам. Взгляд хмурый, дикий , страшный, бегающий или пустой. Глаза неправильно расположенные на лице - слишком широко, слишком близко, косые. Считалось так же что колдуны избегают смотреть людям в глаза или, наоборот, начинают смотреть слишком пристально. Обладателем дурного глаза могли посчитать того, чьи глаза были необычного цвета - очень темные, зеленые или желтые.

Так же как и при порче, при сглазе в наиболее уязвленном положении находятся люди в переходном состоянии, это роженицы, дети, особенно дети до крещения, молодожены. В отношении скота это родившие и новорожденные, молодые животные.

По поверьям сглаз можно было получить там, где собирается много народа: на собраниях, на ярмарках, на народных гуляниях, во время праздника, например, свадьбы. Вероятность сглаза возрастает если в дом приходят посторонние люди.

В народе считалось что люди, "которым не позавидуешь", увечные, обездоленные, нищие, такие люди могут сглаза не бояться, видимо по тому что вызывали чувство жалости а не зависти. Еще, по поверьям, сглаза могли не бояться те, кто родился в рубашке.

Проявления сглаза точно такие же как и при порче. Те же болезни и несчастья без видимых причин. Повторять их описание не имеет смысла.

Снятием сглаза занимались знающие люди. Для начала пытались определить сглаз ли это и кто именно сглазил. В дальнейшем использовались те же очистительные ритуалы что и при снятии порчи. Очищение водой ( непочатой, нашептанной), различные омовение, окуривание дымом трав. Все очистительные процедура проводились под проговаривание заговоров. Снятие сглаза происходило аналогично снятию порчи ( см выше).

Защита от порчи и сглаза.
(Оглавление статьи.)

Ярошенко Николай Александрович, "Похороны первенца",1893 г. Считалось что особая защита от порчи и сглаза требуется беременным, роженицам и младенцам.

В свое время, в статье "Солярные знаки славян" я писал о том как восточные славяне создали, если так можно сказать, и применяли комплексную защиту самих себя и своего имущества на основе охранительного солярного знака. Изображение солнца считалось сильным апотропеем и широко использовалось.

Система защиты на основе солярных знаков стала лишь частью другой системы, которую восточные славяне использовали для защиты от порчи и сглаза. Эта защита включала в себя множество аспектов жизни людей - определенные нормы поведения, систему запретов, многочисленные апотропеи в виде амулетов и заговорных формул.

Охранительные меры от сглаза и порчи.

Правила поведения по-христиански призывали хранить моральную и духовную чистоту. Простой скромный человек имел меньшую вероятность стать целью сглаза или порчи. А вот хвастливый, заносчивый и наглый человек, хвалившийся своей семьей или достатком, мог накликать на себя беду. В крестьянской общине восточных славян правила поведения, которые по другому можно назвать жизненным укладом, регламентировали все сферы жизни человека и были направлены на то, что бы обеспечить комфортное общежитие большинству людей.

Умеренность, вежливость, не гневливость, уважение к старшим, соблюдение общественных правил, не завидовать или думать плохое, такие нормы поведения помогали людям, оберегли их.

Некоторые правила и запреты могли касаться определенного действия, например, путешествия. Человек, отправляясь из своего "родного" места в место "чужое" подвергался повышенной опасности не только разбойного нападения или грабежа, но и вредоносного магического воздействия. В связи с этим существовали определенные правила проводов, поведения в дороге и возвращения. Например, выходя в дорогу, путешественники старались ни с кем не встречаться ( то же относится к рыбакам и охотникам), а в дороге существовал запрет поднимать разные вещи, а особенно на перекрестке. Подробнее читайте в статье дорога у восточных славян.

Многочисленные правила и запреты касались такого события как свадьба. Так как по поверьям во время свадьбы молодожены, как люди, чей социальный статус менялся, были особенно уязвимы для порчи и сглаза. И большая часть забот была направлена на то что бы уберечь молодых от этого. Обычай прятать или вообще скрывать лицо невесты специальным покрывалом для того что бы кто то не посмотрел дурным глазом на невесту, обычай нанимать на свадьбу колдуна для охраны от злого волшебства, запрет молодым смотреть на людей, которым не хватило место за свадебным столом и др. , все эти действия должны были уберечь молодоженов.

Еще одним важным моментом являлась забота о беременных, роженицах и младенцах. Считалось, что они находятся в состоянии повышенного риска для сглаза и порчи. Поэтому применяли метод скрывания. Скрывали беременность и ребенка. Для родов приглашали только известных повитух, а младенцев не показывали никому, кроме близких родственников. Где то не показывали до крещения, где то до определенного возраста. Часто скрывали имя данное при крещении, ограничиваясь до определенного возраста прозвищем. Беременным и роженицам с младенцами следовало избегать скоплений народа на ярмарках, праздниках или гуляниях У сербов, для защиты от сглаза лицо младенцев закрывали, детей мазали сажей и одевали в вывернутую на изнанку одежду, а для отвода дурного глаза могли одеть ребенку носки разного цвета.

Охранительные меры от сглаза и порчи касались и имущества людей. При первом выпасе скот напутствовали заговорными охранительными формулами, по локальным традициям могли омывать святой водой, на выпас повязывать красный платок или красную нить.

Интересно, что использование красного платка, красной тряпки, красной нити носило повсеместный характер. Такой прием может отводить дурной взгляд. Красную тряпку могли повязывать не только скоту , но и человеку или в хозяйстве, на ворота, на хлев. Некоторые специалисты говорят о том, что для отвода дурного глаза использовалась вышивка красной нитью на одежде. Эта вышивка включала в себя различные геометрические символы, которые можно считать магическими.

Для отвода дурного взгляда кроме красной материи использовали и другие вещи. Вывешивали на видном месте или выставляли, на воротах, на дворе, в хлеву, в избе, предметы которые привлекали внимание: старые лапти, камни, череп животного и другие необычные предметы. Такие предметы неволей привлекали на себя взгляд чужого человека и тем самым отводили сглаз. Пугало на поле и огороде служило не только для отпугивания птиц но и для отвода дурного глаза от сада-огорода-поля.

Амулеты от сглаза и порчи.

Для защиты от порчи и сглаза использовали большое количество различных амулетов и предметов. Часто обычай использования чего либо носил локальный характер. Но основные направления были едины для восточных славян.

Что именно использовали? Прежде всего это предметы христианской веры. Кресты, которые носили с собой и изображали на двери и окнах избы, хлева и т.п.. К охранительным предметам христианской веры относились всевозможные иконки и молитвы, зашитые в ткань-кожу и носимые собой. Некоторые предметы считались особенно действенными против злых сил, это святая вода, четверговая свеча, четверговая соль и др.

Для защиты от сглаза и порчи применяли также амулеты, которые не относились к христианской вере, но при этом обладали сильным апотропическим действием. Это кости, зубы, когти и даже части тел различных животных, громовые стрелы, колокольчики, наузы с различным содержимым (соль, хлеб, травы, чеснок, ладан, пепел и многое другое). Амулеты с изображением солярных символов. См подробнее ст. Настоящие амулеты восточных славян.

В качестве защиты использовали все, что связано с огнем. Всякое злое колдовство огонь мог сжечь, поэтому в качестве амулетов использовали кремни, кресала, угли, пепел. См. ст. Культ огня у восточных славян.

Действенным средством против сглаза и порчи и вообще, против нечистой силы, считалось железо, поэтому в качестве амулетов использовали различные предметы из железа, особенно предметы острые. Топор и лезвие косы клали на ночь на порог, что бы колдун порезался, когда попытается проникнуть в избу. С собой носили различные острые иглы, булавки, ножи.

Сильным свойствами против сглаза и порчи обладает соль, домашний хлеб, серебро ( например, серебряные монеты). Действенным средством от зловредного магического воздействия считались бредни, сети или простой пояс с узлами на нем. По поверьям, прежде чем начать свое колдовство колдун должен был распутать узлы (см. ст. "Наузы у восточных славян").

Действия, которые помогали в борьбе против сглаза и порчи.

По поверьям восточных славян смерть колдуна вела к прекращению всего его злого колдовства. А задача обнаружения колдуна решалась разными способами. Колдуна можно было увидеть через дырку от сучка в дощечке из осины, колдун не мог прыгать через очистительное пламя купальского костра. Существовали и другие методы для обнаружения колдуна. Колдуна и ведьму могли казнить через самосуд, утопить, сжечь или зарыть в землю.

Среди особенных запретов существовал запрет на то, что бы давать что либо человеку, который был известен как колдун. Не давали ничего ни хлеба, ни соли, ни огня. Кроме того следили что бы этот колдун ничего с собой не прихватил. Потому что по поверьям он мог воздействовать через эту полученную вещь на хозяев.

Среди охранительных действий против сглаза и порчи были слизывание и сплевывание. После купания мать лизала ребенка в лоб или в лицо уберегая его от злого колдовства. Эффективным средством считалось сплевывание - это наше "три раза постучи по дереву и три раза сплюнь через левое плечо, чтобы не сглазить".

По поверьям избежать злого колдовства помогали демонстрация кукиша, брань, демонстрация голого зада. Действием против сглаза и порчи были различные устные формулы в виде заговора.

Вот, примерно такие составляющие были в системе защиты от сглаза и порчи у восточных славян.

Документы о делах, связанных с порчей.
(Оглавление статьи.)

Документов судов, связанных с делами о порче, описано некоторое количество. Это в основном дела XVII - XVIII вв. Приводить я их не буду, слишком много всего. Для тех, кому интересно эта тема, предлагаю читать книги по этой теме, например:

Новомбергский Н. Я., "Слово и дело государево", Том II, Приложение "Колдовство в Московской Руси XVII-го столетия", 1909 год.

Черепнин Л. В., "Из истории древнерусского колдовства в XVII в."

Смилянская Е. Б., "Волшебники. Богохульники. Еретики." - в этой книге судебные дела XVIII в..

Лавров А.С., "Колдовство и религия в России." В книге анализ судебных дел связанных с различным колдовством в первой половине XVIII в.

Токарев С. А.," Религиозные верования восточнославянских народов XIX нач XX века" ( Глава "Вредоносная магия (порча)"

Из судебных "колдовских" дел видно, что дел о порче достаточно. При этом надо иметь ввиду что дела, касающиеся колдунов и ведьм, часто не имели официального хода. Судьба колдунов и ведьм, особенно в крестьянской среде, часто решалась общиной и решалась кардинально, община вершила самосуд и колдуна или ведьму просто убивали. Общее количество таких случаев неизвестно, можно только предположить что их немало. Самосудом казнили еще и в конце XIX века. Известен случай когда при стечении около 300 человек сожгли в собственной избе вдову-солдатку Аграфену Игнатьеву. Произошло это в деревне Врачевка Тихвинского уезда в 1879 году. Сожгли ее за колдовство и порчу.

Заключение.
(Оглавление статьи.)

Ортодоксальная православная христианская вера и современное материалистическое мировоззрение говорят нам что вера в порчу и сглаз это суеверия, которые свойственны темным и необразованным людям. И, тем не менее, вера в порчу и сглаз вполне себе живет в современном технократическом обществе. Мы стучим по дереву и плюем через плечо, в разговоре с близкими мы стараемся избегать обсуждения некоторых тем. Люди, чья профессия связанна с постоянным риском для жизни - военные, пожарные и др., избегают говорить определенные слова ( например, запрет на слово "последний") и избегают или, наоборот, совершают определенные действия.

Так чем же обусловлена сила человеческой веры в порчу и сглаз? Такая вера основана прежде всего на магическом мышлении, в попытке объяснить события влиянием сверхъестественных сил и вере в то, что человеку подвластно управлять силами природы. Таким образом мы и получаем веру в порчу и сглаз.

Человечество никак не может, да и похоже что не хочет расставаться со своим магическим мышлением. Верить в высшие силы люди продолжают и сейчас.

Материалы.
(Оглавление статьи.)

  • Антонов Д.И. (отв. ред.), Сила взгляда. Глаза в мифологии и иконографии.
  • Антонович В. Б., Колдовство документы процессы исследования.
  • Афанасьев А. Н., Поэтические воззрения славян на природу, том 1-2-3.
  • Афанасьев А. Н., Славянские колдуны и их свита.
  • Байбурин А. К ., Ритуал в традиционной культуре.
  • Виноградова Л.Н., Мифологический аспект славянской фольклорной традиции.
  • Гальковский Н. М., Борьба христианства с остатками язычества в Древней Руси, том 1.
  • Голованова А. А., Представления жителей Андомского погоста о порче на свадьбе.
  • Гончаров С. А., Вредоносная деятельность колдуна и ее отражение в поверьях восточных славян.
  • Гура А. В., Брак и свадьба в славянской народной культуре.
  • Даль О., Поверьях, суевериях и предрассудках русского народа.
  • Есипов Г В., Колдовство в ХVII и XVIII столетиях.
  • Забылин М. М., Русский народ. Его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия.
  • Канторович Я. А., Процессы о колдовстве в Европе и Российской Империи.
  • Козлова Ю. А., Фрагмент колдовского дела XVII в. с цитатами из Кормчей книги.
  • Коршунов В. А., Дорожная традиция России поверья обычаи обряды.
  • Костров Н., Колдовство и порча между крестьянами Томской губернии.
  • Красинский Н. В., Порча, кликуши и бесноватые.
  • Лавров А.С., Колдовство и религия в России.
  • Логинов К.К., Материальная культура и производственно-бытовая магия.
  • Минх А. Н., Народные обычаи, суеверия, предрассудки и обряды 1861-1888.
  • Михайлова А. А., Феномен сглаза и обереженные мотивы в сербской традиционной вышивке.
  • Мороз А. Б., Знатки ведуны и чернокнижники колдовство и бытовая магия на Русском Севере.
  • Никитина Н. А., К вопросу о русских колдунах.
  • Новомбергский Н. Я., Слово и дело государево Колдовство в Московской Руси XVII-го столетия.
  • Носова Г. А., Язычество в православии.
  • Площук Г. И., Семья и дети в мифологических рассказах о знающих людях.
  • Раденкович Л., Дурной взгляд в народных представлениях славян.
  • Самсонов Н., Личные обереги от сглаза.
  • Сахаров И. П., Русское чернокнижие.
  • Смилянская Е Б Волшебники Богохульники Еретики
  • Соколова В. К., Обряды и обрядовый фольклор.
  • Токарев С А Религиозные верования восточнославянских народов XIX нач. XX века.
  • Филатова В.Ф., Магия и народное православие.
  • Ясинская М. В., Представления о глазах и зрении в языке и традиционной культуре славян.
  • Ясинская М.В., Мифологическое представление о глазах и зрении у славян.
апрель 2024 NordicRunes
 
 
_
Еще по теме "Символы"
Смыслы Культа Коня у восточных славян.
Смыслы Культа Медведя.
Символ Колесо. Значение и понимание.
Символ Спираль. Значение и понимание.
Символ Узел. Значение и понимание.
Символ Лабиритнт. Значение и понимание.
Символ Дерево. Значение и понимание.
Символ Солнца. Значение и понимание.
Руническое Колесо - Рунный Круг - Колесо Футарка. Значение и понимание.
Жертвоприношение. Смысл, цели и средства ритуала.
Смысл Культа Предков.
Талисманы. Амулеты. Обереги.
Культ Предков.



-NordicRunes.ru-