ОглавлениеВведение.Магия узла. Магия узлов у славян. Что такое науз? Заключение. Материалы. Введение.
|
Александр Македонский разрубает Гордиев узел. |
В современном трактовке наузы воспринимаются как некие магические узлы, чья магия зависит от формы. Различные варианты таких сложных и красивых узлов можно найти в интернете, с описанием того, какое магическое действие тот или иной узел оказывает, что, в большинстве случаев, полная ерунда.
Но, некоторые традиции действительно используют ( или использовали) узлы определенной формы или определенные изображения узлов как магические амулеты. В качестве примера можно привести Тибетский вечный узел, другой вариант названия - Бесконечный узел. Это изображение является символом буддизма в Монголии и на Тибете. В буддизме Бесконечный узел символизирует долговечность духовной жизни, нескончаемую мудрость и бодрость.
Символ Валькнут. |
Символ Трикверт. |
Один из вариантов бесконечного узла, который характерен для Северной Традиции. |
Различные варианты бесконечных узлов встречаются (встречались) и в других Традициях. Варианты Трикверт и Валькнут являлись важными символами Северной Традиции. В качестве элементов орнамента бесконечные узлы, самых разных модификаций, использовались кельтами, скандинавами, славянами.
У народов, живущих морем, в мифологии существовал частый сюжет связывающий (!)) узлы и ветер. Например, завязывание узла вело к прекращению ветра, развязывание к началу ветра.
В качестве интересной темы, связанной с узлами не могу не упомянуть миф о Гордиевом узле. По легенде этот узел связывал в себе власть над всей Азией и был разрублен Александром Македонским, по другим сведениям Александр Македонский сумел распутать Гордиев узел.
Что касается восточных славян, то они в своей магии ( см. ст. Магия восточных славян) повсеместно использовали именно свойства узлов, а не их определенную форму. Свойство узлов удерживать - освобождать часто использовалось в магии подобия. Т.е. завязывая узел мы скрепляем, соединяем, удерживаем, развязывая узел устраняем препятствие, освобождаем. В этой логике и происходили все магические действия с узлами. В устной заговорной традиции связанной с лечением узел выступал символ прекращения, т.е. при заговоре завязывают узлы, и эти узлы связывают болезнь, прекращают ее.
При родах, особенно при трудных родах, в доме, где происходили эти роды, развязывали все узлы и расплетали косы женщинам, расстегивали воротники, снимали кольца, дополнительно открывали замки на всех дверях и сундуках, по поверьям такие меры должны были облегчить роды. Интересно, что похожие меры применялись при мучительной и долгой смерти человека для ее облегчения. Смертную одежду для покойника шили так что бы на ней не было никаких узлов, что бы не привязать покойного к этому месту. Покойного не подпоясывали, а пояс клали в гроб. В качестве ритуала обезвреживания покойного ему могли связывать руки и ноги ( их развязывали перед тем как забить крышку гроба).
Интересно, что приведенный пример с бытовой магией при родах демонстрирует некое тождество между узлом и замком. И, действительно, и узел и замок обладают свойством держать, сохранять, охранять, обозначают крепость и стойкость. Запирать - завязать похожие действия. Т.е. смысловая нагрузка и у узла и у замка одинакова. В заговорах крови мы можем увидеть призывы и "запереть" и "завязать" текущую "руду" (кровь). Узел и замок как символы запрета, охраны противостояли порче и сглазу, запрещали их.
У восточных славян такие рыболовные снасти как бредень и сеть (имеют очень много узлов) использовали в качестве охранительных амулетов от нападения колдунов и их зловредного колдовства. Бредень иди сеть часто применяли на свадьбах. Сетью накрывали молодых, сетью подпоясывали. По народным поверьям колдун, прежде чем применить свое злое колдовство, должен был распутать все узлы на сети. Похожим защитным амулетом выступал пояс человека, завязанный на узел, бабий платок, завязанный на узел и даже заплетенная женская коса.
С узлами и поясом связан обряд опоясывания дома, церкви, селения о котором пишет Байбурин А. К.. Такой обряд совершали обыденной (т.е спряденной за одни сутки) нитью. Нить скрепляли узлом. Этот обряд нес в себе смысл соединения в одно целое, восстановления границ, обретение новой силы.
Узлы, как и многое другое в магии можно было использовать двояко. Основное значение имела цель магии с узлом. Узел мог служить апотропеем от порчи и сглаза, а мог, в руках колдуна, быть средством отнимания урожая (например, заломы завязанные узлом), здоровья, средством насылания порчи.
Теперь перейдем непосредственно к наузам.
Красная шерстяная нить часто использовалась для вязания наузов. |
Если говорить совсем просто, то науз это такой вид колдовства, которое использует силу узлов и заговоров. Важно, что никакие узлы определенной формы к славянским наузам отношения не имеют. В славянском колдовстве наузов был важен именно символизм узла и заговор. Занимались наузами, как правило, колдуны которых называли наузниками или узольниками. Науз являлся одно из самых обычных и частых приемов колдовства у восточных славян.
Магию узлов трудно отделить от магии наузов. Можно ли все магические приемы с узлами определить как наузы? Думаю что все таки нельзя. Да и задачи у нас такой не стоит.
Давайте разберемся подробнее что же такое наузы. Александр Николаевич Афанасьев (1826-1871) в своей небольшой работе "Наузы" выводил понимание слова науз из слов узел, вязать, узда, путы, опутывать, узы, замыкать, плести, завивать, окручивать и др. И связывал понимание смысла слова науз не с пониманием узла как такого, а скорее с пониманием свойств узла. Т.е. науз как бы связывал, блокировал чужое колдовство, защищал от него или связывал, например, болезнь. Афанасиев пишет:"..Относительно болезней и вообще всякаго зловреднаго влияния нечистой силы выражения связывать и опутывать получили значение спасительнаго средства, связывающаго злых демонов и тем самым подчиняющего их воле заклинателя."
Т.е. науз действует не потому , что представляет из себя узел определенной формы, а потому что имеет свойство узла связывать блокировать или, наоборот, освобождать..
У восточных славян наузы имели две основных формы применения. Первая форма, считается более архаичной и более древней. Она представляла из себя веревки, бечевки, шерстяные нити которые завязывали на теле. Например, одним из распространенных вариантов были девять ниток красной шерсти или тесьмы завязанных на шее у ребенка. По поверьям такой науз предохранял ребенка от скарлатины и краснухи. В качестве другого примера можно привести красную шерстяную нить, которую навязывали на запястье при болях в кисти руки. Узлы на нитке завязывали от бородавок, по счету, сколько бородавок, столько узлов. Потом нитку с узлами от бородавок кидали на дорогу, кто поднимал, на того бородавки переходили, или кидали в навоз, закапывали, когда веревка сгниет, бородавки пропадут. Во всех этих примерах совершенно не имело значение каким именно узлом завязаны нитки, имело значение только то что завязаны и то что над ними произнесли определенный заговор. Без устной заговорной формулы эта конструкция вообще не работала.
От порчи и сглаза нити, часто шерстяные красные, повязывали на руке, на пальце, на шее. Обычай повязывания нити с узлами имел много разных локальных вариантов с разным материалом нити (кранная шерстяная, суровая и т.п.), с разным количеством узлов на ней (12 узлов, 40 узлов и т.д.), мест, где завязывали, личности кто завязывал и, естественно, с разными заговорами.
Одним из частых вариантов применения наузов было навязывание узлов на оружие, с произнесением определенного заговора. Цель такого колдовства завесила от заговора и могла быть двояка, в первом случае придать крепость своему оружию, второе как запрет для оружия чужого. Например:
Заговоры ратного человека, идущего на войну.
Завяжу я, раб (такой-то), по пяти узлов всякому стрельцу немирному, неверному на пищалях, луках и всяком ратном морудии. Вы, узлы, заградите стрельцам все пути и дороги, замените все пищали, опутайте все луки, повяжите все ратные оружия. И стрельцы бы из пищалей не били, стрелы бы их до меня не долетали, все ратные оружия меня не побивали. В моих узлах сила могуча, сила могуча змеиная сокрыта, от змея двунадесятиглавого, того змия страшного, что прилетел со Океан-моря, со острова Буяна, со медного дома, того змия, что убит двунадесятью богатырями под двунадесятью дубами; в моих узлах зашиты моей мачехою змеиные головы. Заговариваю я раба (такого-то), ратного человека, идущего на войну, моим крепким заговором, крепко-накрепко.
«Сказания русского народа.» Сахарова. Т. I.
Многие исследователи относят к наузам такое зловредное колдовство как заломы. Делается это на том основании что иногда концы пучка стеблей завязывают на узел.
Второй, очень распространенный вид наузов, представлял из себя некую подвеску которую носили на шнурке, на груди. Так что же представляла из себя эта подвеска и что ее связывало с наузом?
Здесь надо вспомнить о том, что "узел" или "узелок" у восточных славян это не только способ крепления при помощи хитроумных петель, но и еще способ хранения, переноски. Самый простой вариант когда в платок клали какой либо содержимое, а потом противоположные концы платка завязывали крест - накрест и так несли.
Так вот подвеска науз представляла из себя небольшой узелок или мешочек или зашитую тряпицу с содержимым. Именно в содержимом и в заговоре было все дело. Содержимым таких наузов были различные минералы, травы, части животных. В дело шли уголь, зола, соль, сера, янтарь, змеиные головы, змеиная кожа, крылья летучей мыши, когти и зубы животных, различные части различных растений - листья, стебли, корешки. Человек приходил к колдуну-наузнику и просил его помочь с каким либо делом. Тот готовил науз и давал его человеку, возможно с каким либо наказом. Человек носил науз на груди, ожидая что колдовская сила ему поможет. Состав средств, которые колдун-наузник помещал в узелок зависел прежде всего от личности колдуна и видимо от цели.
В наузах очень часто использовали символы христианской веры, например ладан . Часто это были куски бумаги или ткани с написанными на них молитвами. Эти рукописные молитвы так же помещали в науз и так носили. Часто молитвы имели апокрифический характер или вместо молитв могли использовать записанные заговоры.
Как отмечает Афанасьев, в какой то момент , ношение в наузе ладана приобрело такую популярность что наузы с ладаном стали называться ладанками.
В качестве оригинального науза можно привести поморский науз со ртутью. Ртуть зашивали в кожу или ткань и так носили на груди. См ст. "Промысловая магия поморов."
Восточные славяне часто носили на груди части животных, просто повесив их на шнурок. Это могли быть голова змеи, челюсть щуки, когти, зубы и кости различных животных. Могли носить на груди корешок растения. Можно ли такие подвески считать наузами или это все же амулеты? Это спорный вопрос. Думаю что многое в этих случаях зависит от ситуации - кто готовил, с какой целью, читался ли при изготовлении заговор и т.д.
Официальная христианская православная церковь боролась с наузами, как и с любым другим колдовством, при этом особо выделяя его. Можно найти достаточно много поучений в которых упоминаются наузы, причем наказание за это колдовство грозят вплоть до самого сурового - отлучения от церкви. Преследовали не только тех, кто изготавливал наузы но и тех, кто их носил.
В судебных делах XVII - XVIII вв мы находим дела связанные с наузами. Например: "В 1677 году приведен был в съезжую избу бобыль Олонецкого уезда Калинка Ортемьев, и вынуты у него из узлов: травы, коренье, табак, кость жженая с воском, змея и летучие мыши; а в расспросе и с пытки показал, что все эти снадобья дал ему коновал Симон-немчин. Велено было пытать его вторично и допрашивать с великим пристрастием и что он покажет — о том донести государю."
пряжу |
Наузы это один из распространенных видов колдовства у восточных славян. Колдовство это имело разную направленность, оно могло иметь своей целью как доброе дело, например, лечение, так и порчу.
Колдовство наузов не зависело от формы узла, а зависело лишь от действия - завязывания узла и заговора. Суть науза крылась в самой символике узла, который нес в себе смысл связывания, блокировки, невозможности совершить действие или освобождения.
У восточных славян существовало два основных типа наузов. Наузы в виде ниток, веревок , бичевок завязанные на теле, и наузы -узелки, которые носили как привески на груди. Наузы -узелки интересны тем, что их содержимое набиралось из разных элементов в зависимости от назначения.
С наузами, как и с другим зловредным колдовством, боролись и церковные и светские власти. Боролись церковными поучениями и судебным преследованием. Строго наказывали. И, несмотря на это такое колдовство широко и часто использовалось во всех сферах жизни восточных славян.