-----
-Купить руны- -Как заказать- -Выбор дерева для рун-
Наборы, которые есть прямо сейчас.
-Колесо Футарка- -Талисман-Амулет-Оберег
-Главная страница- -Статьи- -ВИДЕО-
-Контакты- -Отзывы- -Фотогалерея работ-




Культ воды у восточных славян. Понимание и смысл.

Художник И. Левитан. "Озеро. Русь"  В народной мифологии славян небесный море-окиян точно также омывает землю.


Дополнительные статьи по теме
Судьба - Доля . Сглаз и порча. Наузы и магия узлов.
Культ печеного хлеба у восточных славян.
Магия восточных славян в простонародных обрядах и обычаях.
Культ предков. - Культ огня. - Культ воды.  - Культ камней.
Дорога у восточных славян. - Культ коня.  -  Культ медведя.
Культ дерева. Часть 1. Часть 2. Пояс как оберег.   -   Амулеты.
Язычество в православии Язычество и христианство на Руси. Борьба и синтез
Вещественные артефакты двоеверия. Мнимые и настоящие.
Солярные знаки вокруг нас    Солярные знаки восточных славян
Луннарные знаки у восточных славян.
Женская языческая татуировка в современности

Оглавление

01. Культ воды у восточных славян.
02. Почему вода так важна?
03. Почитание воды у восточных славян.
04. Моление о дожде.
05. Вода как символ чистоты телесной и духовной.
06. Вода в заговорах.
07. Водяная нежить восточных славян.
08. Мифология водных источников и признаки их сакральности.
09. Простонародные поверья восточных славян связанные с водой.
10. Заключение.
11. Литература.

01. Культ воды у восточных славян.
(Оглавление статьи.)

К тому моменту, когда первые протославяне появились на берегах Балтики, культы деревьев, камней, воды и огня существовали уже много тысячелетий. И славяне со времени своего зарождения, во времена язычества и последующего христианства поддерживали эти культы. В разные времена обрядность культов изменялась, менялось наполнение смыслами но сами культы жили в среде восточных славян.

Эти культы являются наследием глубокого прошлого. Наследием анимизма. Совсем недавно ученые говорили что анимизм является первой проторелигией древних людей. Сейчас по этому поводу ведутся споры, но для нас не имеет особого значения был ли анимизм первой религией или одной из первых. Важно, что оживление неживой природы в том или ином виде дошло до нас из глубины веков.

На заре времен камни, деревья, вода считались живыми, одухотворенными, местом обиталища духов. В воде жил дух воды, в дереве дух дерева и так далее. Прошли тысячелетия и воду , деревья, камни стали населять боги разных уровней. Прошли еще тысячелетия и вода, камни , деревья стали символами богов. И все это были звенья одной цепи.

Археологические находки говорят о почитании источник в палеолите и мезолите. Находки указываю на почитание источников в Восточной Европе с Бронзового века. Хорошо известно о почитании источников в Древней Греции и Древнем Риме. А Прокопий Кессарийский в VI в. н. э, в одном из самых первых письменных упоминаний о славянах, отмечает у них наличие культа воды.

02. Почему вода так важна?
(Оглавление статьи.)

Засуха - страшное бедствие. Кошмар всех хлеборобов даже в современном мире. А раньше засуха грозила голодом.

Основным занятием славян на протяжении многих веков было земледелие. А главной специализацией в земледелии было выращивание зерновых культур. Именно зерно - пшеница, рожь, ячмень, овес и другие были основным продуктом деятельности многочисленных славянских племен.

От урожая зерновых культур зависело то, какой будет жизнь людей. Хороший урожай означал достаток, плохой означал жизнь впроголодь до нового урожая. Несколько неурожайных лет приводили к голоду и вымиранию.

Качество урожая сильно зависело от природных условий и от погодных явлений. Природные условия, связанные с местом проживания, были практически неизменны, а погодные явления были фактором переменным. Затяжные осадки, заморозки, засуха, внезапные грозы с градом - все эти погодные явления сильно влияли на качество урожая.

Для выращивания зерновых культур одним из самым важным фактором были дожди, нужно что бы они шли в момент роста и отсутствовали в момент созревания зерна. Отсутствие дождя приводила к катастрофическим последствиям. Урожай гиб. Если шли затяжные дожди то урожай тоже пропадал, зерно сгнивало на корню не созрев. И только некая золотая середина - достаточное количество дождей и солнечных дней обеспечивали хороший урожай.

Поэтому всегда, во все времена практически все обряды связанные с дождем , были направлены на то, чтобы обеспечить благоприятный дождевой режим во время выращивания зерна.

Другие важные моменты жизни, связанные с водой, относились к судоходству, лову рыбы, обеспечению чистой питьевой водой. Но все эти вопросы носили второстепенный характер. Основным, самым важным вопросом был вопрос о дожде.

Небесная влага в сознании хлебопашцев крепко накрепко связана с плодородием.

03. Почитание воды у восточных славян.
(Оглавление статьи.)

Почитание воду у восточных славян проявлялось в мировоззрении - мифологии и в обычаях - поведении. Мифологическую часть того, как восточные славяне строят свое отношение к воде хорошо разобрал Александр Николаевич Афанасьев в своем труде "Поэтические воззрения славян на природу." Славяне представляли себе небо как еще один океан-море, что окружает землю со всех сторон. Этот небесный океан-море заполнен небесной влагой, которая протекает на землю. Земной море-океан окружает землю со всех сторон. Именно в него погружается солнце, пройдя свой путь по небосводу и именно из него встает, что снова светить. Небо как супруг, проливаясь на Землю дождем, оплодотворяет ее и Земля расцветает, рожает. Небесный океан-море - "хляби небесные" - служит источником влаги для земли. Вода несет в себе плодородящую силу, зерна только после полива дают всходы.

Вода обладает целебной силой и силой очищения, смывает все больное и плохое. Восточные славяне использовали воду для лечения в самых различных случаях, для самых разных болезней. Эти методы лечения имели большое количество вариантов использования.

Вода имеет еще одну силу вещую ( так определяет ее Афанасьев) эта сила воды связана с гаданием, предсказанием, прорицанием. Связана эта сила и с возможностью видеть в воде других людей. Гадания при помощи воды у восточных славян были чрезвычайно развиты и имели множество вариантов: от пускание по воде венков на Троицу и Иванов день до бросания в купель при крещении комочка воска с волосами младенца.

Почитание воды проявлялась в обычаях - обычай моления у воды ( духам воды), обычай жертвования воде ( духам воды) и в различных запретах, связанных с водой.

Традиция жертвования воде, в том числе колодцам и источникам, сохранилась у славян еще с глубокой древности. В связи с почитание славянами воды обязательно приводят цитату из "Истории войн" Прокопия Кессарийского ( VI в.н.э.), о том что склавины (славяне) "… почитают они и реки, и нимф, и некоторые иные божества и приносят жертвы также и им всем, и при этих-то жертвах совершают гадания...". Это одно из самых ранних письменных упоминаний о славянах и о их почитании воды.

Существуют и другие источники, которые отмечают факты почитания славянами воды, в том числе и различные христианские "Поучения", которые подвергали критике языческие обряды, существовавшие в христианское время. Гальковский Н. М. в своем труде "Борьба христианства с остатками язычества в Древней Руси" приводит целый пласт древних русских церковных документов в которых порицается жертвование и поклонение источникам, озерам и рекам.

Во времена православного христианства почитание источников воды у восточных славян приняло внешнее христианское наполнение, но многие обряды, связанные с почитанием воды, оставались языческими по сути.

В традиции народного православия почитание святых источников часто связано с различными православными святыми и явлением различных икон. Но наиболее часто источники, особенно источники местного значения, посвящаются Богородице и Параскеве Пятнице. В народном православии богородичные культы накрепко связаны с плодородием. Принято считать что Богородица унаследовала некие признаки языческой Матери Сырой -Земли, так же предполагают что культ Параскевы Пятницы наследовал культу Макоши. Но это всего лишь версии.

Святая Параскева Пятница в простонародных поверьях связана с водой:"по пятницам нельзя купать детей, можно утонуть при купании если не поститься в пятницу" и т. п. . Параскеве Пятнице жертвую различное женское рукоделие - нитьи, пряжу, ткани, мелкие монеты бросая их в колодцы и источники. Повсеместно существовал обычай повязывания полотенец, лент и т.п. на деревья, растущие вокруг источника. Делалось это "по завету", т.е. с надеждой на осуществление молитвы - просьбы, которая произносилась тут же.

Именно Параскева Пятница чаще всего становится охранительницей источников - родников, ключей и колодцев. Около источников, посвященных Параскеве Пятнице ставились ее скульптуры и вешались иконы. Известны примеры достаточно широкого почитаемых камней, посвященных Параскеве Пятнице. Это камни чашечники, т.е. камни с водой в углублении. Эта вода почиталась за святую, обладающую целительной силой.

Важно отметить, и мы имеем для этого много фиксированных документами фактов, что в XVIII, XIX и начале XX века множество источников становились простонародными местными святынями. Как именно, по какому принципу это происходило мы не знаем. Так же важно отметить что такие "простонародные святые источники" часто полностью выпадали из- под церковной юрисдикции и официальная церковь даже боролась с ними, объявляя почитание таких источников суеверием. Интересно, что к источникам не признанным официальной церковью, все равно продолжалось паломничество.

Некоторые, широко известные святые источники связывают с именами великих святых. Например, источник в Троице-Сергиевой Лавре связывают с именем преподобного Сергия Радонежского. В его житие рассказывается как Сергий Радонежский молитвой заставил забить источник чистой родниковой воды. Та вода считалась чудотворной.

Запреты - табу тоже часть ритуалов почитания воды. Запрещается делать что то, что может осквернить источники. Запрещается как прямое физическое осквернение - нельзя, плевать в источник, загрязнять, гадить около, так и всякое духовное оскорбление - богохульство, неуважительное отношение, брань.

04. Моление о дожде.
(Оглавление статьи.)

Художник Г. Мясоедов, "Молебен во время засухи."

Я уже писал о том, что одной из основных забот пахарей была забота о своевременных дождях. Восточные славяне как опытные люди не собирались просто сидеть и ждать когда этот, так нужный дождь, пойдет. Они предпринимали массу усилий для вызова дождя.

В дело шло все - и религиозные обряды и самая простая, народная магия. В православной церкви существует несколько канонических молитв и служб для вызова дождя. В основном это молитвы Богу и Илье -пророку, как покровителю небесных вод. В моменты засухи проводились церковные службы и крестные ходы. Часто крестные ходы устраивали к источникам, колодцам и около них проводили моление. В этом христианская ритуальность повторяла ритуальность языческую, которая тоже определила моление у источников как вызов дождя.

Одновременно с христианскими ритуалами применялась простая магия - очистка источников воды, рытье новых источников, рассыпание различных мелких веществ, например зерна, другая различная имитация идущего дождя, обливание водой. По поверью обливание водой на Ивана Купалу способствовало своевременному выпадению дождя.

Колодцам и источникам устраивали жертвоприношение в виде монет, зерна, драгоценностей. Для вызова дождя могли приносится жертвы в виде различных животных. Магия подобия привлекалась и в качестве звуковых эффектов - различным образом имитировали громовые раскаты, различные темные предметы могли подражать цвету грозовых туч. Надо отметить, что обычно все народно-магические действия совершались как бы в русле канонической церкви во имя православного Иисуса Христа. Т. е. формально освещались церковью. И, тем не менее, в православной канонической церкви было обозначено специальное покаяние для тех, кто молился о дожде не по христианским правилам.

 

В Белоруссии, жительницы села Старый Дедин проводили ритуал вызова дождя при помощи обряда пахоты реки. Этот обряд использовался восточными славянами повсеместно. Можно предположить что он имеет языческие корни.

Благодаря различным этнографическим исследованиям можно точно сказать, что способы вызова дождя у восточных славян во времена язычества были примерно такими же. Да, моления языческим богам отличались формой от православных молитв, но при этом оставались молитвами, жертвы - жертвами, а применяемая народная магия подобия была практически идентична.

Примером того, насколько сложными и разноообразными могут буть ритуалы вызывания дождя, служат комплексы полесских обрядов, при веденные в книге Толстого Н. И. "Очерки славянского язычества". Обряды разбиты на несколько комплексов:

  • - ритуальные обходы места жительства, церкви, поля, источника ( крестный ход) с молением о дожде;
  • - обыденные, т.е. совершаемые в один день до восхода солнца действия - тканье специальных рушников, изготовление крестов, устанавливаемых на развилках дорог и у колодцев;
  • - ритуальные действия у колодцев ( освящение воды во время церковного ритуала, принесение жертвы, высыпание в колодец макового зерна, биение воды палками, выкачивание воды из колодца, обливание колодезной водой, установка около колодца крестов, огораживание колодцев);
  • - ритуальные действия над могилами "заложных" покойников (выкапывание крестов, поливание могил водой );
  • - запреты приуроченные ко дню Благовещения ( запрет печь хлеб, запрет копать землю);
  • - поливание водой, обливание водой, погружение в воду различных людей и предметов;
  • - пахание и копание земли ( перепахивание обсохших берегов рек, пахание дороги, рытье ям на дороге);
  • - другие действия ( разорение муравейников, умерщвление лягушек и ужей).

Подобные ритуальные обряды, в том или ином виде, проводились восточными славянами на всей территории проживания. Обряды могли иметь какие-то местные особенности, но по смыслу были похожи.

Заклички дождя.

Для вызова дождя использовались заклички дождя. Это фольклорная форма народного творчества. Есть мнение что эта древняя форма устного стихотворного заклинания имеет языческие корни. В закличках часто обращаются к силам природы, в надежде что такое заклинание поможет. В данном случае привожу заклички дождя из книги "Календарные обряды и обрядовая поэзия Воронежской области". Вряд ли данные заклички имеют древнюю форму. Они обращаются напрямую к природному явлению - дождю, в надежде вызвать его или прекратить. Данные заклички записаны в начале XX века.

Для того что бы дождь прекратился

Дождик, дождик, перестань,
Я поеду в Хворостань,
Богу молиться,
Христу поклониться.
А у Бога сирота,
Открывает ворота,
Ключикам, замочкам,
Залатым платочкам.


Или

Для того что бы дождь пошел

Дождик, дождик припусти,
Мы поедем во кусты,
Богу молиться,
Христу поклониться.
Ключикем, замочкем,
Золотым чапочкем.


Для того что бы дождь прекратился

Дождь, дождь перестань,
Я поеду в Арестань.
Богу молиться,
Христу поклониться.
Ключикем, замочкем,
Золотым серпочком.

05. Вода как символ чистоты телесной и духовной.
(Оглавление статьи.)

Художник Кустодиев Б. М., "Крещенское водосвятие", фрагмент . По простонародному поверью окунание к купель смывает все грехи.

Вода выступает символом чистоты у восточных славян. Чистоты телесной и духовной. Умывание утром и вечером, мытье рук обязательная процедура. Обязательная еженедельная баня. С умыванием в народе было связано некоторое количество поверий - обязательно умывание после полового акта, обязательно умывание перед долгой дорогой. Ритуальное умывание проводят перед обрядами, например перед обрядом добывания огня.

Ритуальность воды используется в православном обряде крещения. Таинство крещения происходит путем троекратного погружения в освященную воду или путем троекратного обливания во время ритуала святой водой. Согласно христианской вере во время крещения при погружении в святую воду на человека снисходит Дух Святой и смываются грехи. На Руси было принято крестить новорожденных детей как можно раньше.

Во время празднования Крещения Господня 19 января ( 6 января по старому стилю) священнослужители освящают воду в естественных водоемах и верующие люди троекратно окунаются в купели. Когда началась традиция крещенских купаний у восточных славян сказать сложно. В XVI веке такая традиция уже существовала. Крещенских купаний в церковной обрядности празднования Крещения Господня нет. Эти купания выступают как народное празднование. Попытки найти в таком праздновании языческие корни не состоятельны. Празднование напрямую связано с христианством. По простонародному поверью считается что очищающая сила святой воды смывает все грехи во время окунания. Официальная церковь такое поверье отрицает.

Восточные славяне использовали воду для различных очищающих обрядов. Например обряд очищения роженицы и повивальной бабки. В общем случае этот обряд состоит в ритуальном мытье рук. Роженица и повивальная бабка моют друг другу руки. Проведение этого ритуала может быть организовано по-разному, но смыл очищения через мытье водой рук остается неизменным. И вот эта обрядность, возможно, имеет языческое происхождение.

Еще один обряд, в котором используются очистительные свойства воды это ритуальное мытье новобрачных. Новобрачных различными способами обливаю, валяют в снегу или они моются в бане. Возможно, такое очищение водой нужно для защиты новобрачных от злого колдовства или сглаза, которое могли навести во время свадьбы.

06. Вода в заговорах.
(Оглавление статьи.)

Художник Хохловкина Э. Д., "Купание". По народным поверьям вода обладает целительной силой. Один из самых простых приговоров повторяли наши матери "Как с ( имярек) вода, так с (имярек ) худоба ( хвороба)".

Так как вода, по народным поверьям, относится к сильным средствам лечения, то образ воды используется в заговорах. Часто используется мотив смывания болезни. Многие из нас еще помнят как мама приговаривала "Как с ( имярек) вода, так с (имярек ) худоба ( хвороба)". Довольно простой заговор на смывание.

При заговорах связанных со смыванием болезни заговор читается ( нашептывается) на воду и после этого больной омывается этой водой или сопровождается обрызгиванием больного или эта вода дается больному в качестве питья "И над водой тож говори 3 ж сии слова, и та вода пит(и).".

Часто в заговорах используется мотив проточной воды - обращение к рекам. " как ты река , смываешь омываешь крытые берега, так смывай и омывай мое тело". Вода в заговорах впрямую использовалась в простой магии переноса. Сначала заговоренной водой смывали с больного болезнь, а потом ее выплескивали на животное или неодушевленные предметы - дерево, изгородь, с просьбой болезнь забрать.

Заговоры могли быть связаны с образом мытья в бане, с обрядом омовения.

В заговорах использовалась магия подобия (см. ст. Магия восточных славян в простонародных обрядах и обычаях), т.е. использовали нужные свойства воды. Например, в заговоре на укус змеи яд в пасти змеи представлялся в виде воды, а вода не могла нанести вред человека. Или свойство быстро скатываться с поверхности и все смывать при этом использовалось в заговорах против порчи и сглаза " …как быстро с камня стекает вода, так бы скоро скатилась с раба Божия порча...". Свойство неиссякаемости воды в колодце использовали в заговорах пчеловоды "...как колодезная вода не кончается, так бы пчелиная матка не покинула пасеку имярека....". Свойство быстрого течения реки "... Как вода в речке бежит шибко, так чтобы скоро сошло бельмо от глаз..." (читайте о порче и сглазе здесь)

В "Заговоре на красоту" в реке смывается худость и умывается на себя красота. В заговоре есть отсылка к реке Иордан. В этой реке по преданию крестили Христа, поэтому вода этой реки обладает волшебными свойствами излечивать и очищать.

Заговор на красоту

Говор(и) умываючис(ь) на воду 3 ж.
Господи, благослови, отче. Есть Иордан(ь) река, среде Иердани реки бел камен(ь), на том белом камени святом стою яз, раб Б(о)жий имярек, и смываю с собя худость и умываю на собя хорошество и лепоту.
И как обрадуется мир крещ(е)ной Христовы Пасхи и Великудни, и так
бы обрадовался мне, рабу Б(о)жию имярек, стар и мал и велик, рабы
Б(о)жии и рабыни. Против меня ни спорника не было б никог(о). И у
супостата моег(о) свяжи, Господи, язык и уста, чтоб не воротился на
меня, на раба Б(о)жия имярек. И не было б меня, раба Б(о)жия имярек,
ни краше, ни хорошее, ни честнее по всей по вселенной и подсолнечной во веки веком. Амин(ь), амин(ь), амин(ь).

07. Водяная нежить восточных славян.
(Оглавление статьи.)

Художник Космин И. В., "Водяной".

Русалки и водяные - низшие демоны в народной мифологии восточных славян.

Русалки происходят от умерших женщин. Утопленниц, умерших насильно, умерших грешниц - самоубийц, ведьм и т. п. Русалки также происходят от душ женщин умерших на Русальей неделе и от душ некрещеных детей.

Мифология восточных славян очень различно описывает русалок. Они имеют вид красивых девушек и безобразных уродливых старух. Общие черты - белая кожа, очень длинные волосы, которые русалки расчесывают гребнями. Русалки любят музыку, любят петь и танцевать, танцуют по ночам возле воды или водят хороводы вокруг источников.

Русалки имеют различную магическую силу. Они могут прорицать, занимаются колдовством и знахарством. Могут оборачиваться разными животными. Живут русалки в воде или в местах около воды. Они купаются, стирают белье, заманивают в воду, топят людей, пугают лошадей на водопое. Появляются в основном ночью. Появляются весной и летом. Особое время появления - Русалья неделя. На этой неделе русалки появляются в лесу на виду. Сидят или раскачиваются на ветвях деревьев, обычно это березы или старые кривые деревья. На Русальей неделе для русалок развешивают на ветвях деревьев холсты, нити, пряжу.

Русалки злые, вредные и жестокие. Любят заманивать людей, щекотать до смерти и топить. Любят насылать болезни и порчу, выпивать кровь.

В мифологии восточных славян, в качестве оберегов от русалок используются железо, красный цвет, молитва, матерные ругательства. Из растений обереги - полынь, крапива, чеснок. В качестве оберега могли использовать заговорные формулы.

Водяные происходят от утопленников. Живут они под водяными мельницами и в ямах на дне рек и озер. Могут представать в виде щуки, сома или человека с зелеными волосами.

Рыбаки и мельники пытаясь задобрить водяного, приносят ему жертвы. Водяной в ответ на жертвы помогает рыбакам с рыбой а мельнику с плотиной. Если водяного рассердить то он начнет мстить.

По поверьям нельзя купаться в полдень и в полночь, а то водяной утянет на дно. Водяной утягивает под воду тех, кто купается без креста или забывает перекрестится перед заходом в воду.

Водяной не дух воды, он самостоятельный дух обитающий в воде, хозяин рек и озер.

08. Мифология водных источников и признаки их сакральности.
(Оглавление статьи.)

Каким образом рождается мифология водных источников? Некоторые такие явления можно проследить. Например недалеко от монастыря Тихонова Пустынь находится скит Живоносный Источник. В том скиту есть родник - кладезь преподобного Тихона Калужского. Считается что этот колодец вырыл сам Тихон Калужский в конце XV века. Почитание этого святого источника происходило на протяжении всего времени его существования. Почитается он и сейчас. Рассказывают о том, как советская власть пыталась бороться с суеверием - паломничеством к источнику, которое все равно продолжалось не смотря на все преграды.

Интересно, что с суевериями активно боролась не только Советская власть во времена СССР. Очень активно с суевериями боролась официальная православная церковь. Особенно активной такая борьба началась после церковных реформ Петра I, в начале XVIII века. Факты святости источников, особенно месточтимых, факты явления у источников икон, факты исцеления водой этих источников проходили целую бюрократическую проверку и часто объявлялись несоответствующими действительности. В таких случаях люди, признанные ответственными, несли наказание. Но и после этой активной борьбы официальной церкви с новоявленными святыми источниками, число таких источников все время росло. Простонародное общество в какой то момент начинало считать тот или иной источник святым и с этим мало что можно было поделать. Паломничество простого народа к источникам объявленным "не святыми" продолжалось.

Так как происходило появление такого святого источника. Возможно такой источник в первую очередь должен был обладать какими то особыми свойствами:

  • - необычным внешним проявлением;
  • - источник обладающий особенным цветом воды;
  • - источник, на дне которого необычного вида песок (белый , кварцевый);
  • - источник бьющий из скалы, с холма;
  • - источник водопадного типа;
  • - источник с несколькими струями, особенно 3-5-7-9;
  • - различные "гремящие" источники, т.е издающие сильное журчание при сливании струй или падения их с высоты;
  • - источник имеет целительные свойства воды.

Такие и подобные признаки особенности источников можно считать признаками сакральности. Эти признаки говорят о том что вполне возможно почитание таких источников существовало в прошлом.

Мифологическая часть святых источников состояла в общем случае из таких фактов:

  • - источник был открыт, основан, вымолен реально существовавшим святым;
  • - на источнике была явлена святая икона;
  • - было видение связанное с этим источником;
  • - около источника лежит камень следовик;
  • - происходило чудо исцеления, связанное с этим источником.

Мы не можем сказать как именно появлялась такая мифология источников. Верующие люди называют это чудом или Промыслом Божьим.

Тем, кто заинтересовался вопросом возникновения святых источников очень рекомендую статью Платонова Е. В. "Почитаемый колодец в селе Сажном. Культовый объект в фокусе конкурирующих традиций." В статье прослеживается история возникновения святого колодца в 1887 году. Приводится интересный факт что через месяц после обнаружения иконы Христа Спасителя, в селе Сажино находилось до 10-ти тысяч паломников.

09. Простонародные поверья восточных славян связанные с водой.
(Оглавление статьи.)

Художник Горбатов К. И.,"Потонувший город (Китеж)"

Омывание водой служит средством лечения. Особенно освященной (святой) водой, чистой родниковой ( ключевой) водой, росой ( медовая роса, медвяная роса), дождевой водой. Существовали многочисленные поверья о том, что умывание весенним дождем или росой дарует силу и красоту.

В мифологии восточных славян роса наделяется особыми качествами , считается что умывание росой приносит здоровье и красоту. Особой силой обладает роса, которая выпадает в определенные время. Таким временем является ночь на Иванов день. Раса, выпавшая в эту ночь, считается особенно сильной.

Поверье о живой и мертвой воде говорит о том что мертвая вода исцеляет раны, а живая вода оживляет мертвого человека. В сказках и былинах убитого героя кропят сначала мертвой водой, что бы залечить раны, после этого кропят живой водой, что бы оживить героя. Живой водой восстанавливают зрение. В сказках и былинах мы находим описание богатырской воды, выпив такой воды человек получает могучие силы. В сказках и былинах вода имеет вкус меда - "сладка как мед".

Окунание во время празднования Крещения Господня 19 января ( 6 января по старому стилю) смывает все грехи.

В народе считается что в полночь на праздник Крещения Господня вся вода в реках и озерах становится святой.

Считалось что особыми целительными свойствами может обладать вода взятая в особом месте, в особое время или с особым обрядом. Например вода взятая на слиянии трех струй, непочатая вода. В одном из заговоров против колдунов воду предлагается брать так:

"… Надо взять воды, где река в реку впала, иди за водой, ни с кем не кланяйся и не оглядывайся. Иди молча воды възять благословясь, т.е. В(о имя) О(тца) и С(ына) и С(вятаго) Д(уха). Аминь. И принесши воду, вышеписанное вливши в чашку и говорить; и из 3-х колодцев воду взять, все равно приговорить: Слава О(тцу) и С(ыну) и С(вятому) Д(уху). Аминь. ..."

Целительными силами обладает вода набранная в трех - семи - девяти источниках.

Целительными силами обладает вода святых источников и почитаемых камней чашечников.

Мифический город Китеж- град стоял на берегах озера Светлояр. Во время Батыева нашествия Китеж-град силой молитвы жителей города был погружен на дно озера Светлояр. Это озеро стало местом паломничества странников во времена царской Руси и считалось святым. По преданию и сейчас, находясь на берегах озера, можно услышать звон колоколов Китеж-града, доносящийся из под воды. В изотерических кругах озеро Светлояр считается Местом Силы.

Сказания об озерах, которые произошли при погружении города, усадьбы, поместья, дома или сказания о погружении в уже существующее озеро города, усадьбы, поместья, дома достаточно многочисленны.

Широко распространенное народное поверье говорит о том, что в Ильин день вода становится холодной. Наступает запрет на купание. Похолодание объясняется по-разному, часто что "олень копыта в воде мочил" или "олень рога в воде мочил". В некоторых регионах Русского Севера объясняют похолодание воды тем что "Илья ( Господь) в воду холодный камень опустил"

Поверья распространенное в Русском Поморье: перед изголовьем умирающего человека ставят чашу с водой, для того, что бы душа выйдя из тела могла окунуться в воду и очистится, на воду кладут щепку, что бы душа могла уплыть в "тот" мир.

Широко было распространено поверье о том, что обливание водой на Иванов день вызывает дождь. Обливались сами, обливали друг друга, обливали водой человека, ряженного в зелень.

Существовало простонародное поверье о том, что в воде можно видеть прошлое и будущее определенного человека. Только надо знать как. По поверьям некоторые колдуны обладали такой силой.

Любой сосуд с водой должен был накрыт крышкой, полотенцем или чем то еще. Это надо было затем, что бы в воду не проник "нечистый". В крайнем случае надо было закрывать сосуд палочками или лучинками крест накрест.

Воду, прежде чем ее пить, крестили.

Рудуга означает что небесная высь напитывается влагой земных озер и рек.

10. Заключение.
(Оглавление статьи.)

Культ воды, как и другие древние культы - культ камней, культ деревьев, культ огня, восточные славяне унаследовали от своих предков - индоевропейцев, а те от своих и так в глубину веков.

Вода, особенно питьевая чистая вода, всегда являлась ценным ресурсом для людей. А для восточных славян, которые были землепашцами, основную ценность приобретала небесная влага - дождь. Дождь был необходим для своевременного всхода посевов и созревания зерна. Своевременный дождь был одним из основных факторов хорошего урожая и дальнейшего сытого существования, ведь именно зерно являлось основной питания.

Поэтому такое множество обрядов и ритуалов связанно с вызовом дождя. Это и христианские обряды и жертвование колодцам и источникам, различные ритуалы не имеющие отношения к христианской обрядности. Это и просто уважительное отношение к источникам, потому что по мифологии восточных славян небесные воды неразрывно связаны с водами земными.

Традиция почитания источников - прежде всего родников и колодцев у восточных славян давно приобрела христианское наполнение. При этом интересно что даже в советские времена, когда религия осуждалась как "опиум для народа", и общество в достатке имело искусственные источники воды, в простом обществе сохранялось бережное и уважительное отношение к природным источникам чистой питьевой вода. Такие места облагораживались, за ними ухаживали. Это происходить и сейчас, наряду с возрождением христианской культуры святых источников.

11. Литература.
(Оглавление статьи.)

  • Гидин Л. А., Иванов С. А., Литаврин Г. Г. "Свод древнейших письменных известий о славянах. Том I."
  • Афанасьев А. Н. "Поэтические воззрения славян на природу. Том I - II."
  • Афанасьев А. Н. "Дерево жизни".
  • Виноградова Л. Н. "Народная демонология и мифо ритуальные традиции славян".
  • Гальковский Н. М. " Борьба христианства с остатками язычества в Древней Руси".
  • Громов Д. В. "Холодный камень Ильи - пророка".
  • Гранова М. А. "Действия и функции русалки в мифологической традиции русских Пермского края".
  • Зеленин Д. К. "Русская этнография".
  • Зеленин Д. К. "Умершие неестественной смертью и русалки".
  • Иванов В. В., Топоров В. Н. "Исследования в области славянских древностей".
  • Иванов В. В. "Мотивы восточнославянского язычества и их трансформации в русских иконах".
  • Клюйкова Е. А. "Культ Параскевы Пятницы и почитание водных источников в Чердынском районе Пермского края".
  • Ковалев Г. Ф. "Афанасьевский сборник. Календарные обряды".
  • Левкиевская Е. "Мифы русского народа".
  • Логинов К. К. "Похоронный обряд и кладбище поморского села Гридино".
  • Максимов С. В. "Нечистая, неведомая и крестная сила".
  • Носова Г. А. "Язычество в православии".
  • Панченко А А "Исследования в области народного православия. Деревенские святыни Северо-Запада России".
  • Платонов Е В "К вопросу о почитании родников в XIX веке".
  • Платонов Е. В. "Почитаемый колодец в селе Сажном. Культовый объект в фокусе конкурирующих традиций".
  • Платонов Е.В. "Почитаемые родники в XIX в.. Роль хранителя святыни в формировании культа".
  • Платонов Е. В. "Культ родников и почитаемые источники на Северо-Западе России".
  • Познанский Н.Ф. "Заговоры".
  • Померанцева Э. В. "Мифологические персонажи в русском фольклоре".
  • Пропп В. Я. "Исторические корни волшебных сказок".
  • Пропп В. Я. "Русские аграрные праздники".
  • Рождественская В. М. "Образ Святой Земли в древнерусской литературе".
  • Токарев С. А. "Религиозные верования восточно- славянских народов XIX нач XX века".
  • Толстой Н. И. "Очерки славянского язычества".
  • Топорков А.Л. (сост.). "Русские заговоры из рукописных источников XVII-первой половины XIX в".
  • Филимонова Т. Д. "Вода в календарных праздниках".
 
 
_
Еще по теме "Символы"
Смыслы Культа Коня у восточных славян.
Смыслы Культа Медведя.
Символ Колесо. Значение и понимание.
Символ Спираль. Значение и понимание.
Символ Узел. Значение и понимание.
Символ Лабиритнт. Значение и понимание.
Символ Дерево. Значение и понимание.
Символ Солнца. Значение и понимание.
Руническое Колесо - Рунный Круг - Колесо Футарка. Значение и понимание.
Жертвоприношение. Смысл, цели и средства ритуала.
Смысл Культа Предков.
Талисманы. Амулеты. Обереги.
Культ Предков.



-NordicRunes.ru-