Культ предков у восточных славян. Понимание и смысл.
Судьба - Доля . Сглаз и порча. Наузы и магия узлов. Культ печеного хлеба у восточных славян. Магия восточных славян в простонародных обрядах и обычаях. Культ предков. - Культ огня. - Культ воды. - Культ камней. Дорога у восточных славян. - Культ коня. - Культ медведя. Культ дерева. Часть 1. Часть 2. Пояс как оберег. - Амулеты. Язычество в православии Язычество и христианство на Руси. Борьба и синтез Вещественные артефакты двоеверия. Мнимые и настоящие. Солярные знаки вокруг нас Солярные знаки восточных славян Луннарные знаки у восточных славян. Женская языческая татуировка в современности |
ОглавлениеЧто такое культ предков. В чем его основной смысл.Происхождение культа предков. Культ предков в древности. Погребальный обряд. Культ предков в язычестве восточных славян. Культ предков в православии восточных славян. Поминальный обряд. Календарные праздники, связанные с культом предков и отмечаемые в христианское время. -Рождество и святки. -Масленица. -От Пасхи до Троицы. -Троицкие праздники. -Дмитриевская родительская суббота. Похоронные причитания восточных славян. Обычай народного православия - "греть покойников". Хорошая и плохая смерть. Заложные покойники у восточных славян. "Сажание на лубок". Заключение. Литература.
Что такое культ предков. В чем его основной смысл.
|
|
Так художник увидел погребальный обряд у сапиенсов. Захоронение в вытянутом положении, на спине, с богатым инвентарем, посыпанное охрой. |
Можно предположить, что развитый погребальный обряд появился в результате возникновения веры в существование после смерти, в другую жизнь в "том мире". Ритуал погребального обряда преследовал одну цель - сделать переход умершего из одного мира в другой возможным и легким, а в некоторых ритуалах еще и снабдить умершего всем необходимым для существования в "том мире". Возможно, что и способ захоронения зависит от представления о том где именно находится "тот мир" куда нужно попасть умершему. Если на небе, так надо кремировать, что бы став дымом мертвый легко попал в "тот мир". Если под землей, то умершего надо закопать.
В Сима де лос Уэсос, в Испании, есть пещера Костей, в которой датировка костей около 450 тыс лет назад. Люди из вида гейдельбергский человек, приносили в эту пещеру своих умерших. Но это не точно. А вот у неандертальцев уже появляются настоящие захоронения. Всегда одиночные, на боку в скрюченном положении и всегда без инвентаря. У нас нет никаких данных о том, какие ритуалы сопровождали эти захоронения.
У сапиенсов ( вышли из Афики около 40 тысяч лет назад), прямых наших предков, появилось в погребальном обряде то, что можно назвать ритуалом и связывать с проторелигией. Очень большое разнообразие захоронений - одиночные, парные, тройные, лежа, на боку, сидя. И, самое главное , с разным инвентарем. Что обозначают оленьи рога, положенные на грудь умершего или кабанья челюсть вложенная в руку умершего мы не знаем, можем только предполагать. Но, очевидно, что те кто хоронил своих предков придавал этим предметам определенный смысл.
Судя по инвентарю, который клали умершим в могилу, на ум приходит универсальная версия о том, что данные предметы должны были сопровождать умершего в пути на тот свет и облегчить ему дальнейшее существование.
Потом, в более поздние времена, идея сопровождения умершего на тот свет становится подавляющей и повсеместной. Людям в могилу клали не только еду и вещи, но и приносили в жертву животных и людей. Все это для того, чтобы умерший пользовался благами и удобствами, к которым он привык в земной жизни.
Идея сопровождения умершего всеми земными благами достигает своего максимального значения в развитых цивилизациях. Например, в цивилизации Древнего Египта. Где ритуальность проводов в мир мертвых была чрезвычайно сложна. Сколько и чего положат с собой зависело от обеспеченности и знатности умершего. Тело человека подготавливалось специальным образом, бальзамировалось, обертывалось бинтами, укладывалось в саркофаг и т.д.
А наряду с первой идей проводов в мир мертвых появляется и друга, зеркальная, умерший, которого неправильно проводили или не проводили вообще рискует не попасть в мир мертвых.
|
Во времена язычества восточные славяне считали что дух мертвого человека, сжигаемого на костре, возносится на небо. |
Для понимания культа предков у восточных славян необходимо знать, как именно они представляли себе смерть, путь в загробный мир и сам загробный мир.
В сагах Северной Традиции мы видим что умерший человек, будучи похоронен, не умирал в полном смысле этого слова, а лишь на время прекращал свою деятельность, он мог вылезти из своего кургана и начать хулиганить. С другой стороны убитых воинов с поля битвы забирали валькирии и относили в Валлаху, где эти воины пируют с Одином, дожидаясь Рагнарека, битвы Богов на равнине Вигрид. Есть еще и третья сторона, это Хельхейм, один из миров мирового ясеня Иггдрасиля. Хенльхейм это мир мертвых. Он находится глубоко под корнями Иггдрасиля. Богиня этого мира - Хель. В этот мир попадают все умершие, кроме воинов, которых забрали в Валлаху. Даже боги, умерев, не могут избежать попадания в этот мир.
В отношении восточных славян мы подобной картины не имеем. И многое приходится искать в этнографических материалах, додумывать, реконструировать. Можно предположить, что у восточных славян было следующее представление:
Погребальный обряд имел своей целью организовать правильный переход умершего человека в "тот мир". В этом смысле погребальный обряд рассматривался как "обряд перехода". Умершего обряжали, снаряжали и провожали жить в другое место.
У восточных славян погребальный обряд носил, как правило, вариант трупосожжения (кремации). При этом, в различных племенах восточных славян ( поляне, древляне), одновременно с кремацией практиковалось захоронение трупа - трупоположение (ингумация). Формы кремации как и формы последующих похорон могли быть разные. Перед обрядом кремации или ингумации мертвого ритуально оплакивали, приносились жертвы, в том числе и животные и человеческие. После сожжения тела ( или захоронения тела) и жертвенных вещей над местом кремации (ингумации ) насыпали курган. Похороны в курганах характерны для восточных славян в X - XI вв. После похорон устраивалась тризна - погребальный пир.
Погребальные обряды в разные времена и у разных славянских племен носили разный внешний вид. Могли сжигать мертвое тело на стороне и хоронить остатки в урне. Могли строить специальный сруб и сжигать уже в нем, а над этим местом насыпать курган. Могли просто оставить тело в срубе и насыпать курган не сжигая тела. Часто устраивали "впускные захоронения", это когда в хоронили остатки или тела в уже существующем кургане.
Можно предположить, что сам ритуал погребального обряда как, возможно, и вид похорон зависели много от чего. Например, от вида смерти, от социального статуса умершего, от его верований. Очень возможно, что сжигали не всех, а только тех кто был этого достоин или мог себе это позволить. Так же можно предположить, что по обряду ингумации в курганах хоронили тоже не всех. Сейчас мы не знаем что и как. Остается только строить гипотезы.
Не только археологические раскопки дают информации о порядке и сути погребальных обрядов. Мы имеем письменные источники. Например, письменное свидетельство Ахмада ибн Фадлана ибн аль-Аббас ибн Рашид аль-Багдади. Этот арабский путешественник, описал похороны знатного руса в 921, в Волжской Булгарии. Надо отметить что обряд, описанный Ахмадом ибн Фадланом повторяет до деталей повторяет погребальный обряд скандинавов того времени. Так что не очень ясно по какому обряду хоронили "руса", по скандинавскому или славянскому..
|
Реконструкция погребального кургана „Черная могила”, середина X в., по Рыбакову |
Так же существует реконструкция захоронения в кургане Черная могила ( Чернигов, датировка ориентировочно 960-1025 гг). Курган был насыпан над местом кремации мужчины очень высокого социального статуса и женщины ( академик Рыбаков предполагал еще и наличие подростка). Мертвые были сожжены вместе с вещами, среди которых остались мечи, сабля и другое воинское снаряжение. Среди множества вещей находились женские украшения и элементы керамики и маленькая бронзовая фигурка, предположительно скандинавского божества. По реконструкции над местом кремации был насыпан курган высотой около семи метров и на этом месте была совершена тризна и оставлены ритуальные предметы - шлемы, кольчуги, две золотые византийские монеты, котел с пережженными костями животных, два ритуальных жертвенных ножа, два богато украшенных серебром рога тура. После проведения тризны курган был еще раз досыпан.
Тризна на могиле предположительно была многосоставным действием, она могла включать в себя ритуальные поединки с оружием, ритуальные жертвоприношения и пир, на котором подавалось мясо жертвенных животных, мед и другая еда.
|
Христиане верят в бессмертную душу человека, а "земную" жизнь считают подготовкой к жизни "небесной". |
Христианство давало новое понимание жизни, смерти и души. Оно по новому объясняло людям для чего надо жить и что с человеком будет после смерти. При этом у восточных славян сохранялись многие дохристианские понятия о жизни и смерти.
Некоторые понятия:
По поверьям человек, умирающий от старости или болезни, мог почувствовать свою смерть. Тогда этот человек прощался со светом, землей, родней и ложился умирать. Умершему человеку в первую очередь закрывали глаза, делалось это из за того, что считалось что взгляд покойника может быть опасен для живых и еще из за поверья что мертвые слепые.
Потом происходило ритуальное омовение покойника. В некоторых местностях, согласно традициям у изголовья умершего ставили сосуд с водой, для "омовения души". Омовение тела как бы смывает с него последнее земное. После омовения мертвый обряжался в специальную одежду или неношеную или стиранную. Одежда мертвого не должна была быть на живом теле. Иногда для покойного шили специальную "мертвецкую" одежду.
После омовения и обряжания покойного укладывали на лавку или стол, ногами к выходу. В доме с умершим не спали, наоборот, всячески демонстрировали что живы. По готовности гроба тело перекладывали в гроб. Клали вещи в гроб или не клали зависело от местных обычаев. Часто клали небольшие личные вещи или символы - детям игрушку, ремесленникам характерные инструменты и т.п.
Можно предположить что смысл всех этих действий - закрывание глаз, обмывание, одевание в специальную одежду, укладывание в новый дом - гроб, все это было направлено на окончательное отделение мертвого от живых.
Похороны происходили на третий день с соблюдением христианского канона, с отпеванием в церкви или на кладбище. Часто в похоронах участвовали специальные плакальщицы с причитаниями и плачами. Плачь воплощал в себе человеческие горе и скорбь принявшие ритуальные формы. Ритуал погребального плача проводили при похоронах, на 40-й день, и, часто, на годовщину смерти. 40-й день соответствовал полному уходу умершего из мира живых, а год считался тем рубежом после которого простой мертвец попадал в разряд предков - дедов.
|
Похороны казака в станице Григориполисской. 1914 год. |
При возвращении домой после похорон применялись различные меры по очищению, дома, пространства и людей. После очищения приступают к поминальной трапезе. Для трапезы готовиться специальная ритуальная еда - кутья, кисель, блины.
Коротко последовательность действий при погребальном обряде можно описать так: подготовка к обряду ( обмывание, одевание покойника, сколачивание гроба) - прощание дома - положение во гроб- вынос - путь на кладбище - погребение - плачь над могилой - возвращение - поминальная трапеза. На всех этапах прослеживались действия, цель которых обезопасить живых от покойника, и действия, цель которых не дать покойнику вернуться назад.
В погребальный обряд входят поминки мертвого на третий день, после возвращения с кладбища и обряда очистки. На девятый день и на сороковой день то же справлялись поминки.
Некоторые местные обычаи при погребальном обряде:
Погребальный обряд в православные времена у восточных славян предусматривал захоронение тела после обязательных христианских ритуалов. Погребальный обряд разнообразен. Его вид менялся от времени и от местности. О разнообразии похоронных обрядов можно почитать у Зеленина Д. К. в книге "Восточнославянская этнография".
У восточных славян считалось что очень важно при погребении покойника сделать все правильно. Обеспечить мертвому беспрепятственный переход на "ту сторону". Иначе, если какие либо правила, запреты, были нарушены, что то сделали неправильно, тогда покойник может "не найти упокоения". Это значит он будет приходить незваным к живым, мешать, беспокоить и вредить.
Что именно могло пойти не так? Не правильно устроенная могила, отсутствие поминок не только при похоронах но и потом, в поминальные дни, оставшаяся у покойного неудовлетворенность, например из-за долга, простой протез ноги, наконец, не положенный мертвому в гроб, такие и подобные действия могли вызвать неупокоенность. Неупокоенные могли вести себя как заложные покойники ( см. ниже).
|
Художник Кузнецов Владимир Александрович, «Канун», 1909 год. |
Поминальный обряд можно рассматривать как ритуальное средство общения с умершими предками, которые находятся в "том мире". У нас нет сведений какие были ритуалы поминальных обрядов в язычестве восточных славян. Но можно предположить, что остатки таких ритуалов мы видим в обрядах народного православия.
Такая связь, такое общение нужно было не от того что дети скучали по своим умершим родителям ( хотя по этому тоже). Такая связь и высказываемое почтение к предкам были нужны для того, что бы "родители, деды" продолжали помогать своим потомкам, тем более что в связи с переходом в "другой мир" возможности предков возрастали, ведь согласно народным поверьям предки после смерти получали некоторую власть над природными силами.
Различные поминальные обряды - пускание по воде венков, обрядовое приглашение к столу, выставление ритуальной еды, обряд "греть покойников", канонические христианские поминальные ритуалы, все это является доступным способом для общения с миром мертвых.
Если использовать подобный обряд в определенном месте, в таком, где граница между мирами становится тоньше, то связь можно установить еще эффективнее. Таким местом для поминального канонического ритуала становилась церковь а для неканонического кладбище или дом. Где еще как не в церкви и на могиле можно помянуть своего умершего предка? В церкви, в особые поминальные дни и не только, писались записки "за упокой", заказывались заупокойные службы, молились, выставляли свечи на канун в память об усопших. На кладбище происходили свои обрядовые действия - установка крестов, уборка и украшение могил, разговор с мертвым, обрядовая еда в ритуальной трапезе, оставление или закапывание пищи в могилу и многое другое.
У восточных славян поминальные обряды были связаны с календарными праздниками.
|
Художник Корзухин А. И., "Поминки на кладбище. 1865 г. |
В каноне православной церкви есть специальные дни поминовения усопших. До недавнего времени таких дней было семь. В 1994 году церковью был установлен еще один день. Поминовение усопших воинов в День Победы, 9 мая.
Дни поминовения в России назывались Родительскими субботами. В Белоруссии и Малороссии такие дни назывались Дедами ( Дзедами). Обряд Дедов проводился дома, у накрытых ритуальной едой столов семья приглашала предков отведать с ними.
Помимо канонической панихиды существовала традиция народного празднования.
Во многих святочных ритуалах прослеживается их связь с культом предков. Например, обычай "греть предков". Обычно его проводили в период зимних календарных праздников. Рождество, Святки, Крещение. Реже весной, например, на Пасху.
Обычай греть предков заключался в разжигании из соломы и мусора костров, для того что бы "предки погрелись". Такие костры служили проявлением памяти и заботы и прямо были связаны с культом предков, и еще, с культом огня.
Рождественская трапеза своими блюдами походила на поминальную. Готовили блины, кисель, кутью, мед. Д. К. Зеленин и В. Я. Пропп говорили о том, что такая трапеза посвящена культу предков. А.К. Байбурин интерпретировал такую трапезу, как "трапеза в ином мире". Считалось что предки во время этой трапезы едят вместе с живыми.
Во время святок происходило ряжение. Проводились "покойницкие" игры ( игры с мертвецом). Подобные игры и ряженье в мертвеца-покойника указывали на связь праздника с культом предков. Хотя некоторые ученые подвергают критике такую эту точку зрения.
"Покойницкие игры" это комическое изображение похорон и похоронных процессий. Суть состояла в том, что в дом вносили человека, который изображал покойника. Его притворно оплакивали и отпевали под общий смех. В некоторых играх "покойник" оживал.
У ученых нет однозначного мнения по поводу ритуального смысла "покойницких игр". Пропп В. Я. связывал эти игры с теорией Фрэзера о культе умирающего и воскресающего бога. Чичеров В. И. связывал "покойницкие игры" с культом предков. Морозов И.А и Слепцова И.С. связывали эти игры с некими формами ритуального брака. Клейн Л. С. вообще видел в этих играх воскрешение и омоложение Перуна.
Праздники восточных славян в весенний период очень тесно связаны с почитанием предков. Некоторые ученые считают, что праздник Масленицы целиком посвящен почитанию предков, об этом говорят блины, как поминальная еда, сжигание Масленицы и т. п.. Но судя по всему праздник Масленицы в первую очередь осмысляется как проводы зимы и встреча весны. При этом определенная обрядность связи с культом предков присутствует. Праздник Масленицы, несмотря на главную ритуальную направленность, является так же и праздником культа плодородия. Ну а где культ плодородия там рядышком и культ предков.
Мясопустная суббота - первая суббота в году когда происходит каноническое христианское поминовение усопших ( почитание предков). Мясопустную субботу еще называют Малой Масленицей, Зимними Делами и др.
Во время праздника Масленицы существовала традиция ряжения. Ученые говорят о том, что среди образов, под которые рядятся, изначальных всего два это образы животных и образы мертвецов. Образы животных скорее всего связаны с культом плодородия а образы мертвецов с культом предков.
На заговенье, ужин перед Великим постом, происходило ритуальное кормление предков. Предки звались к столу. Ужин не убирался со стола. На стол выкладывались лишние ложки.
|
Поминки на кладбище в Радуницу. 1909 год, Вятская губ.. |
Со Страстного четверга до Пасхи - души предков прилетают на землю. В восточнославянской мифологии это время не определено четко. Где то считалось что предки находятся на земле еще и всю Светлую неделю для того что бы общаться с живыми. В Радуницу ( вторник Фоминой недели) души предков, гуляющих по земле среди живых, провожают обратно на кладбище. В мифологии восточных славян есть и такое явление как "Пасха мертвых", это кратковременное возвращение на землю душ предков в Пасхальную ночь, для приобщения к главному православному празднику.
В Радуницу ходили на кладбище - "навещать родителей", часто после панихиды в церкви. На кладбище, на могилах предков служили панихиду, разговлялись куличами и яйцами, оставляли еду на могиле для разговения умерших.
Основные запреты могли быть самыми различными - не заниматься хозяйственными делами: не рубить дрова, не стирать, не мыть пол и т. д., не работать на земле, не мыться в бане.
Троица переходящий праздник. Отмечается на 50-й день после пасхи. Неделя перед Троицей называется Семик или Семицкая неделя. Семик нес в себе ярко выраженную языческую обрядность. Суббота перед Троицей, Духовская суббота, была второй канонической субботой христианского поминовения мертвых. После праздника Троицы начиналась Русалья неделя.
Троицкие праздники так или иначе были связаны с поминовением мертвых в том числе. В Семик, четверг перед Троицей (Троица умерших) было принято поминать "заложных" покойников. Это поминание не входило в христианский канон, и являло из себя праздник народного православия. "Заложные" покойники это те, кто умер "плохой" смертью, неестественной или преждевременной, умерших без покаяния, самоубийц, казненных преступников.
В Духовскую субботу, после службы посещали кладбище, трапезничали на могиле, ритуально кормили мертвых, оставляли на могилах еду. В зависимости от местных обычаев предпринимали другие обрядовые действия - зажигали свечи, украшали могилы ветвями, окуривали могилу, служили на могиле панихиду и т.п..
После Троицы наступала Русалья неделя. В это время, по поверью восточных славян, русалки выходили на сушу ( приходят в этот мир, в мир живых) и вообще обретали особую силу. А русалки, как духи, накрепко связаны с душами утонувших девушек и детей. Поэтому на Русальей неделе часто поминались девушки умершие до замужества, утопленники и умершие до крещения дети.
Все Троицкие праздники направлены прежде всего на попытку магически добиться благоприятной погоды. При этом большое значение предается поминанию предков, особенно "заложных" покойников. Возможно, это связано с желанием и от таких покойников получить помощь с погодой. Или может это была попытка умилостивить злые души, что бы они не вредили.
Вся обрядность этих, как и других подобных, календарных праздников с их запретами и поверьями хоть и похожа, но может значительно различаться в зависимости от местности.
Дмитриевская родительская суббота канонический день поминовения усопших для православных христиан. Отмечалась в субботу, перед 26 октября по старому стилю. Считается что связан он с поминовением воинов, павших на Куликовском поле.
К этому дню готовилась различная поминальная еда - кутья, блины, кисель, пироги, брага и пиво. В этот день совершали панихиду в церкви, после этого отправлялись на кладбище, где на могилах предков совершали трапезу. Трапеза начиналась причитаниями и поминаниями, заканчивалась всеобщим весельем.
Художник Васильев К. А. |
В культуре восточных славян похоронные причитания являются одной из древнейших форм устной обрядовой поэзии. Причитания это уникальная, архаичная форма народного творчества. Причитания были важной составной частью похоронного обряда. Считается что истоки этих форм лежат еще в язычестве. Причитания ( плачь) произносятся над мертвым во время похорон. Произносятся в своеобразной манере с криком с надрывом и со слезами.
Причитания служили обрядовым выражением скорби и горя. Причитания содержат обращение к умершему, восхваление умершего, выражение горя, жалобы на свою судьбу.
В общем случае плачь содержит несколько традиционных мотивов. Они следуют в установленном порядке сопровождая обряд погребения. Начинается плач с оповещения о смерти. Следующий важный мотив это прямое обращение к умершему. Происходило оно в момент положения в гроб и прощания в избне, перед выносом. Основной мотив плача в этот момент это просьба к мертвому открыть глаза, посмотреть на пришедших с ним проститься, далее давали покойному различные поручения на тот свет, далее мотив прощания. После выноса и дороги на кладбище мотив прощания развивается.
При опускании в могилу гроба наступает кульминация плача - выражение человеческого горя, просьба к покойному простить - извинить, жалобы на судьбу и др. Основной смысл плача это все таки выражение глубокой скорби, рассказ об этой скорби покойному и окружающим.
Один из ярких примеров плача является плачь Ярославны по Игорю и его воинству из "Слова о полку Игореве". Считается что "Слово" написано около 1185 года и значит, что в качестве плача Ярославны мы имеем старейший образец этой обрядовой формы устного творчества.
У восточных славян существовали специальные плакальщицы. Женщины, которые профессионально занимались произнесением плачей по покойнику. Их нанимали специально для соблюдения ритуала. Как правило, такие плакальщицы могли на основе стандартных конструкций импровизировать, составляя свои плачи, необходимые на данных похоронах.
Некоторые исследователи отмечают интересную деталь, которая касается ритуала плачей на похоронах. В плаче присутствует, особенно в первой части, прямые обращения к покойному - с просьбой открыть глаза, с укором на то что покинул, с требованиями встать и вернуться и т. п. . В то время как при похоронном обряде делается все что бы отделить мертвого человека от живых, предпринимаются существенные усилия что бы мертвый преодолел переход в другое состояние и не смог вернуться.
Выше уже писалось о простонародном обычае "греть покойников". Этот обычай напрямую связан с культом предков. Основывается этот обычай на вере в то, что предки ( родители, деды) умерев, продолжают жить пусть и не совсем земной, но какой то похожей на земную, жизнью. И как покойника можно накормить у семейного стола, так его можно согреть у специального костра.
Эти костры жгли во время Зимних календарных праздников. Под Рождество, под Новый год, под Крещение. Разводили эти костры у себя во дворе или на огороде, ночью или рано утром. Жгли в таких кострах навоз, солому или собранный мусор. Зажигая эти костры, звали своих предков подойти к костру и согреться. По поверьям души предков, которые спустились на святки к своим бывшим домам и бродили на холоде среди людей, собираются к кострам и отогреваются у них от жуткого мертвенного холода. По другим поверьям костры жгут для того, что бы мертвым не так холодно было лежать в своих могилах.
Обычай греть покойников относился к обычаям народного православия восточных славян. Это своеобразные поминки по своим предкам, своеобразное почитание умерших. Этот обряд являлся частью комплекса почитания предков.
Этнограф Зеленин Д. К. который и описал этот обычай считал, что он имеет недавнее происхождение, указывал на то что практикуется этот обычай только в определенных местностях.
У восточных славян было понятие "плохой" ( не -своей, нечистой) и "хорошей" (своей, чистой) смерти. "Хорошая" смерть это прежде всего естественная смерть, которая случилась в свой срок. "Хорошая" смерть это смерть человека, который "избыл свой век". Такая смерть приходит к человеку, когда он полностью истратил свою жизненную силу ( прожил, избыл свой век). "Хорошая" смерть может быть безболезненной, быстрой, без мучений. Такая смерть воспринималась как некое благословление, некая божья милость. Умершие "хорошей" смертью становились предками, родителями, дедами.
В противоположность "хорошей" смерти, "плохая" смерть наступала неожиданно, внезапно. Умирал человек "раньше срока", умирал не растратив своей жизненной силы. "Плохая" смерть могла быть затяжной и мучительной. Это могла быть позорная, недостойная смерть.
Умершие "плохой смертью" становились заложными покойниками. Термин "заложные покойники" ввел этнограф Зеленин Д. К., для обозначения покойников умерших "плохой" смертью. Он объяснял этимологию этого термина тем, что заложных покойников не хоронят в земле, а выбрасывают в безлюдном месте и закладывают камнями и ветками.
В заложные покойники попадали самоубийцы, утонувшие, убитые, скоропостижно умершие, убитые молнией ( в некоторых местностях), убийцы, сгоревшие в огне, замерзшие, умершие некрещеные дети и некоторые другие. Опасны такие мертвецы были тем что "не избыли свой век", т.е. в них еще оставалась жизненная сила, которую они не потратили до своей смерти, и, значит, будут тратить ее после. И трать ее они будут в мире живых, превращаясь в нечисть и донимая людей. Надо только отметить что со временем набор смертей, при которых покойники считались заложными, мог изменяться.
По простонародным поверьям заложные покойники опасны тем, что их похороны в земле вызывают неурожай и засуху. Лежа в земле они высасывают воду на большом расстоянии от своей могилы. Поэтому крестьяне не хоронили таких покойников а выбрасывали, а захороненных выкапывали и выбрасывали. К некоторым покойникам применяли меры обезвреживания, связывание, подрезание сухожилий и пяток (что бы не ходили), забивание осинового кола и др..
Официальная православная церковь боролась разными методами с народным обычаем выбрасывать трупы заложных покойников. Заложных покойников продолжали выбрасывать, а если их похоронили, то выкапывать и выбрасывали. Прослеживается в этом какая то верность многовековой традиции. В связи с этим некоторые ученые развивают ту мысль, что отношение к заложным покойникам имеет своим корнем архаичные, еще языческие обряды.
Тема ритуального убийства стариков и детей - "сажание на лубок" - имеет отношения скорее к мифологической составляющей жизни, чем к практической. Но так как эта тема связана со смертью я не мог ее не упомянуть. Тем, кто заинтересуется этой темой я предлагаю ознакомиться с книгой Н. Н. Велецкой "Языческая символика славянских архаических ритуалов", в которой автор очень внимательно рассматривает данную тему.
|
Приглашение предков ( звать родителей, дедов) к столу это часть ритуальных поминок. Один из обычаев поминального обряда, когда предки приглашались к столу. |
Культ предков родился в глубоком прошлом человечества. Он сопровождал человечество все время его существования. Процветает он и сейчас, принимая в разных культурах и религиях своеобразные формы. В современности, не смотря на развитие общества, продолжается соблюдение ритуала похоронного обряда даже там, где о какой либо религии уже давно забыли.
Среди интересных современных явлений, связанных с культом предков в развитом и светском обществе можно назвать общественное движение " Бессмертный полк", которое, не смотря на всю его светскую природу, несет все в себе яркие черты культа предков. Напомню, что и православная церковь не осталась в стороне. В 1994 году церковью был поминальный день "Поминовение усопших воинов" в День Победы, 9 мая.
Культ предков прямо связан с культом плодородия. И основной задачей этого культа было добиться, заслужить помощь предков именно в отношении получения хорошего урожая, остальные задачи были вторичны. Именно ради такой помощи и существовал этот культ.
Культ предков состоит из двух составляющих. Первая это похоронный обряд, задача которого обеспечить правильный переход умершего из мира живых в мир мертвых. Вторая это поминальный обряд, задача которого обеспечить посмертное общение живых со своими умершими предками и, как следствие, обеспечить их помощь живым потомкам.
И хотя в современном мире, когда развитое общество становится все менее и менее патриархальным и родственные связи перестают играть такую важную роль как раньше, тем не менее, культ предков продолжает существовать, пусть меняя свои формы и упрощаясь в ритуалах.