-----
-Купить руны- -Как заказать- -Выбор дерева для рун-
Наборы, которые есть прямо сейчас.
-Колесо Футарка- -Талисман-Амулет-Оберег
-Главная страница- -Статьи- -ВИДЕО-
-Контакты- -Отзывы- -Фотогалерея работ-




Культ предков у восточных славян. Понимание и смысл.

Предки держат нашу землю на своих плечах.


Дополнительные статьи по теме
Судьба - Доля . Сглаз и порча. Наузы и магия узлов.
Культ печеного хлеба у восточных славян.
Магия восточных славян в простонародных обрядах и обычаях.
Культ предков. - Культ огня. - Культ воды.  - Культ камней.
Дорога у восточных славян. - Культ коня.  -  Культ медведя.
Культ дерева. Часть 1. Часть 2. Пояс как оберег.   -   Амулеты.
Язычество в православии Язычество и христианство на Руси. Борьба и синтез
Вещественные артефакты двоеверия. Мнимые и настоящие.
Солярные знаки вокруг нас    Солярные знаки восточных славян
Луннарные знаки у восточных славян.
Женская языческая татуировка в современности

Оглавление

Что такое культ предков. В чем его основной смысл.
Происхождение культа предков.
Культ предков в древности.
Погребальный обряд.
Культ предков в язычестве восточных славян.
Культ предков в православии восточных славян.
Поминальный обряд.
Календарные праздники, связанные с культом предков и отмечаемые в христианское время.
-Рождество и святки.
-Масленица.
-От Пасхи до Троицы.
-Троицкие праздники.
-Дмитриевская родительская суббота.
Похоронные причитания восточных славян.
Обычай народного православия - "греть покойников".
Хорошая и плохая смерть. Заложные покойники у восточных славян.
"Сажание на лубок".
Заключение.
Литература.

Что такое культ предков. В чем его основной смысл.
(Оглавление статьи.)

Культ предков это почитание и обожествление умерших предков своего рода. Культ предков это вера в то, что после смерти человек продолжает жить, хотя и в каком то ином качестве. При этом умершие "предки, деды, родители" получают власть на природными явлениями, над судьбами людей и при соблюдении некоторых условий умершие не оставляют своим покровительством потомком, могут всячески помогать и заботится о них.

Другая часть культа предков состоит в сохранении существующего уклада жизни, обязательном соблюдении определенного порядка "как по старине", "как предки завещали". Сохранение уклада жизни в том числе через бережное сохранение связи со своими умершими предками, почитание их в виде комплекса различных ритуалов, обычаев и верований, нацеленных на обеспечение существующего образа жизни.

Культ предков состоит из двух этапов. Первый этап - погребальный обряд. Начинается он со смертью человека или незадолго до нее. Основная цель этого этапа обеспечить правильный переход покойника из мира живых на "тот свет". Завершается первый этап похоронами и погребальной трапезой.

Второй этап - поминальный обряд. Этот обряд несет в себе смысл обеспечить постоянное общение с предками, обеспечить непрерывную связь между живыми и мертвыми при помощи специального комплекса ритуалов и обрядов. Поминальный обряд часто привязан к календарным праздникам и имеет годовой цикл, который повторяется из года в год.

Происхождение культа предков.
(Оглавление статьи.)

Культ предков присущ, видимо, всем народам, населяющим землю. Только в Европе своих предков зарывают в землю и потом приходят в специальные дни, в других, например в Боливии, умершего предка сначала хоронят, потом отрывают, отделяют череп и хранят с почитанием его дома, потому что в черепе остается седьмая , последняя душа. А в некоторых странах Азии умерших родственников не хоронят сразу, трупы держат дома, всячески заботясь и относясь к ним как к живым людям.

Точно не известно когда появился культ предков. Но, если считать что погребальные обряды это часть культа предков, то можно примерно представить себе время возникновения этого культа.

Неандертальцы начали хоронить своих умерших еще более 100 тысяч лет назад. Это всегда одиночное трупоположение и всегда без вещей. Такие захоронения не дают никакой основы для самой приблизительной попытки понять были ли у неандертальцев какие то верования, связанные с погребальным обрядом. Развитые погребальные обряды появляются у сапиенсов примерно 40 тысяч лет назад. А в мезолите и неолите погребальные обряды применялись повсеместно.

Можно сказать однозначно что культ предков формировался и развивался в патриархальном обществе. Патриархальное общество строго иерархично, в нем существует четкая вертикаль подчинения, младшие подчиняются старшим, женщины мужчинам. Старшие в семье или роду пользуются всеобщим уважением и почитаем, так как именно старшие обладают тем жизненным практическим опытом и физической силой что позволяют выживать в суровых условиях. Именно старшие принимали все решения, заботились о младших, помогали им, всячески защищали и передавали свой опыт.

Весь тот мир, в котором жил человек, с его бытом, с его правилами, с его ритуалами был устроен и организован предками. В патриархальном обществе правила завещанные "дедами" воспринимались как закон. Надо делать и жить так, как делали и жили наши предки, тогда все будет как есть. Но если эти правила нарушать, то жди беды.

Другим фактором возникновения культа предков было непонимание смерти как бесповоротного и полного прекращение всякой, земной по крайне мере, жизни. То, что мы воспринимаем как смерть, для древних была какая то другая жизнь. Ну и что, что предок прилег и не шевелится, может полежит так пару дней, а потом пойдет. От такого отношения один шаг к погребальному обряду и одухотворения и обожествлению умерших предков.

Культ предков в древности.
(Оглавление статьи.)

Ритуалы и обряды культа предков зависят от времени, от верований, от местных суеверий и традиций. Ритуалы культа предков в древности были разные, остаются такими и сейчас. Общим можно назвать погребальный ритуал и последующие почитание умерших предков. Погребальный ритуал мог носить самые разные формы. Например, весьма странной, для современного человека, формой похоронного обряда мог стать ритуальный каннибализм.

В древности неандертальцы и сапиенсы ели самих себя и друг друга. Археологи давно уже раскопали многочисленные подтверждения этого. Многочисленные кости со следами кулинарной разделки. Понятно что люди ели людей не от хорошей жизни, а для того что бы выжить. Тем более что своими были только члены семьи, небольшой группы, а все остальные были чужими, врагами.

Когда простое поедание себе подобных ради выживания превратилось в ритуальный каннибализм? Этого мы не знаем. Знаем только что ритуальный каннибализм существует и сейчас. Например у папуасов Новой Гвинеи. И ритуальный каннибализм это часть культа предков.

Каким смыслом наполняли древние люди обряд ритуального каннибализма? Можно предположить что здесь работала незатейливая магия. Например, умерший предок был сильным и умным человекам, если его съесть то эта сила и мудрость перейдет вместе с едой, к тем кто его съел.

Развитые погребальные обряды являются вершиной почитания предков. Когда умершего не просто сбрасывают в санитарную яму а хоронят при соблюдении особого ритуала, с большим количеством обычаев. С какого то момента умершему в могилу стали класть различные вещи. Вероятно с надеждой на то, что этими вещами мертвый будет пользоваться в другом, мертвом мире. Иногда эти вещи ритуально "убивались" ломались, что бы они вместе с хозяином могли попасть в мертвый мир.

Примером раннего ритуального захоронения можно назвать стоянку Сунгирь. Убитый охотник на мамонтов, живший около 35-25 тыс. лет назад, был похоронен с невиданной роскошью - одежда расшитая тысячами бус из кости мамонта, рядом парное захоронение двух подростков, один из которых точно был убит. Захоронение подростков еще богаче - одежда расшитая бусинами, амулеты и украшения из мамонтовой кости и уникальное копье из выпрямленного бивня мамонта. Погребения были густо засыпаны охрой. Для чего могилы и мертвых посыпали охрой мы не знаем. Ученые предлагают разные версии - что охра это символ огня, родовой крови, маркировка места погребения. Но точного понимания нет.

Погребальный обряд становится неотъемлемой частью культа предков. С какого то момента очень важно то, как именно будет похоронен умерший. При похоронах проходят различные ритуалы, умершему воздаются почести.

Дальнейшее почитание своих предков могло происходить в виде некого ритуала, который включал в себя упоминание и мольбы предкам, приглашение к костру и столу, жертвы предкам.

Вся эта обрядность культа предков так или иначе существовала у всех народов. В том числе и у восточных славян.

Погребальный обряд.
(Оглавление статьи.)

Так художник увидел погребальный обряд у сапиенсов. Захоронение в вытянутом положении, на спине, с богатым инвентарем, посыпанное охрой.

Можно предположить, что развитый погребальный обряд появился в результате возникновения веры в существование после смерти, в другую жизнь в "том мире". Ритуал погребального обряда преследовал одну цель - сделать переход умершего из одного мира в другой возможным и легким, а в некоторых ритуалах еще и снабдить умершего всем необходимым для существования в "том мире". Возможно, что и способ захоронения зависит от представления о том где именно находится "тот мир" куда нужно попасть умершему. Если на небе, так надо кремировать, что бы став дымом мертвый легко попал в "тот мир". Если под землей, то умершего надо закопать.

В Сима де лос Уэсос, в Испании, есть пещера Костей, в которой датировка костей около 450 тыс лет назад. Люди из вида гейдельбергский человек, приносили в эту пещеру своих умерших. Но это не точно. А вот у неандертальцев уже появляются настоящие захоронения. Всегда одиночные, на боку в скрюченном положении и всегда без инвентаря. У нас нет никаких данных о том, какие ритуалы сопровождали эти захоронения.

У сапиенсов ( вышли из Афики около 40 тысяч лет назад), прямых наших предков, появилось в погребальном обряде то, что можно назвать ритуалом и связывать с проторелигией. Очень большое разнообразие захоронений - одиночные, парные, тройные, лежа, на боку, сидя. И, самое главное , с разным инвентарем. Что обозначают оленьи рога, положенные на грудь умершего или кабанья челюсть вложенная в руку умершего мы не знаем, можем только предполагать. Но, очевидно, что те кто хоронил своих предков придавал этим предметам определенный смысл.

Судя по инвентарю, который клали умершим в могилу, на ум приходит универсальная версия о том, что данные предметы должны были сопровождать умершего в пути на тот свет и облегчить ему дальнейшее существование.

Потом, в более поздние времена, идея сопровождения умершего на тот свет становится подавляющей и повсеместной. Людям в могилу клали не только еду и вещи, но и приносили в жертву животных и людей. Все это для того, чтобы умерший пользовался благами и удобствами, к которым он привык в земной жизни.

Идея сопровождения умершего всеми земными благами достигает своего максимального значения в развитых цивилизациях. Например, в цивилизации Древнего Египта. Где ритуальность проводов в мир мертвых была чрезвычайно сложна. Сколько и чего положат с собой зависело от обеспеченности и знатности умершего. Тело человека подготавливалось специальным образом, бальзамировалось, обертывалось бинтами, укладывалось в саркофаг и т.д.

А наряду с первой идей проводов в мир мертвых появляется и друга, зеркальная, умерший, которого неправильно проводили или не проводили вообще рискует не попасть в мир мертвых.

Культ предков в язычестве восточных славян.
(Оглавление статьи.)

Во времена язычества восточные славяне считали что дух мертвого человека, сжигаемого на костре, возносится на небо.

Для понимания культа предков у восточных славян необходимо знать, как именно они представляли себе смерть, путь в загробный мир и сам загробный мир.

В сагах Северной Традиции мы видим что умерший человек, будучи похоронен, не умирал в полном смысле этого слова, а лишь на время прекращал свою деятельность, он мог вылезти из своего кургана и начать хулиганить. С другой стороны убитых воинов с поля битвы забирали валькирии и относили в Валлаху, где эти воины пируют с Одином, дожидаясь Рагнарека, битвы Богов на равнине Вигрид. Есть еще и третья сторона, это Хельхейм, один из миров мирового ясеня Иггдрасиля. Хенльхейм это мир мертвых. Он находится глубоко под корнями Иггдрасиля. Богиня этого мира - Хель. В этот мир попадают все умершие, кроме воинов, которых забрали в Валлаху. Даже боги, умерев, не могут избежать попадания в этот мир.

В отношении восточных славян мы подобной картины не имеем. И многое приходится искать в этнографических материалах, додумывать, реконструировать. Можно предположить, что у восточных славян было следующее представление:

  • - смерть это форма перехода из мира живых в мир мертвых;
  • - после смерти существование не заканчивается, а просто приобретает иные формы;
  • - смерть этот начало "загробной" жизни;
  • - Есть вечный мир предков, "тот мир" ( "тот свет"), в котором живут те , кто умер в мире живых;
  • - на "том свете" жизнь похожа на земную;
  • - по мифологии восточных славян миров было три - верхний- небесный, средний - земной и нижний - подземный. "Тот свет" мог быть связан как с верхним, так и с нижним миром;
  • - где располагается "тот мир" ( "тот свет") не ясно. На небе, на земле, под землей, на краю земли за горами, за огненной рекой и т.д.. Вариантов много. Важно отметить, что путь туда долгий и тяжелый;
  • - предки могущественны и могут воздействовать на живой мир, при желании могут помогать потомкам;
  • - после смерти человек может перевоплотиться в дерево, животное, птицу ( возможно отголоски верований индоевропейских предков) и остаться жить на этой земле;
  • - в волшебных сказках есть помощники главного героя, это хтонические звери волк и конь. Они помогают главному герою перемещаться между мирами;
  • - восточные славяне часто вместе с умершим хоронили принесенного в жертву коня. Коня могли принести в жертву и на кургане или закопанной могиле. Конь считался хтоническим животным, и возможно поэтому, помимо желания что бы умерший в "том мире" скакал на коне, его приносили в жертву еще и для того, что бы он помог найти умершему дорогу в мир мертвых. (См. ст. "Дорога у восточных славян")

Погребальный обряд имел своей целью организовать правильный переход умершего человека в "тот мир". В этом смысле погребальный обряд рассматривался как "обряд перехода". Умершего обряжали, снаряжали и провожали жить в другое место.

У восточных славян погребальный обряд носил, как правило, вариант трупосожжения (кремации). При этом, в различных племенах восточных славян ( поляне, древляне), одновременно с кремацией практиковалось захоронение трупа - трупоположение (ингумация). Формы кремации как и формы последующих похорон могли быть разные. Перед обрядом кремации или ингумации мертвого ритуально оплакивали, приносились жертвы, в том числе и животные и человеческие. После сожжения тела ( или захоронения тела) и жертвенных вещей над местом кремации (ингумации ) насыпали курган. Похороны в курганах характерны для восточных славян в X - XI вв. После похорон устраивалась тризна - погребальный пир.

Погребальные обряды в разные времена и у разных славянских племен носили разный внешний вид. Могли сжигать мертвое тело на стороне и хоронить остатки в урне. Могли строить специальный сруб и сжигать уже в нем, а над этим местом насыпать курган. Могли просто оставить тело в срубе и насыпать курган не сжигая тела. Часто устраивали "впускные захоронения", это когда в хоронили остатки или тела в уже существующем кургане.

Можно предположить, что сам ритуал погребального обряда как, возможно, и вид похорон зависели много от чего. Например, от вида смерти, от социального статуса умершего, от его верований. Очень возможно, что сжигали не всех, а только тех кто был этого достоин или мог себе это позволить. Так же можно предположить, что по обряду ингумации в курганах хоронили тоже не всех. Сейчас мы не знаем что и как. Остается только строить гипотезы.

Не только археологические раскопки дают информации о порядке и сути погребальных обрядов. Мы имеем письменные источники. Например, письменное свидетельство Ахмада ибн Фадлана ибн аль-Аббас ибн Рашид аль-Багдади. Этот арабский путешественник, описал похороны знатного руса в 921, в Волжской Булгарии. Надо отметить что обряд, описанный Ахмадом ибн Фадланом повторяет до деталей повторяет погребальный обряд скандинавов того времени. Так что не очень ясно по какому обряду хоронили "руса", по скандинавскому или славянскому..

Реконструкция погребального кургана „Черная могила”, середина X в., по Рыбакову

Так же существует реконструкция захоронения в кургане Черная могила ( Чернигов, датировка ориентировочно 960-1025 гг). Курган был насыпан над местом кремации мужчины очень высокого социального статуса и женщины ( академик Рыбаков предполагал еще и наличие подростка). Мертвые были сожжены вместе с вещами, среди которых остались мечи, сабля и другое воинское снаряжение. Среди множества вещей находились женские украшения и элементы керамики и маленькая бронзовая фигурка, предположительно скандинавского божества. По реконструкции над местом кремации был насыпан курган высотой около семи метров и на этом месте была совершена тризна и оставлены ритуальные предметы - шлемы, кольчуги, две золотые византийские монеты, котел с пережженными костями животных, два ритуальных жертвенных ножа, два богато украшенных серебром рога тура. После проведения тризны курган был еще раз досыпан.

Тризна на могиле предположительно была многосоставным действием, она могла включать в себя ритуальные поединки с оружием, ритуальные жертвоприношения и пир, на котором подавалось мясо жертвенных животных, мед и другая еда.

Культ предков в православии восточных славян.
(Оглавление статьи.)

Христиане верят в бессмертную душу человека, а "земную" жизнь считают подготовкой к жизни "небесной".

Христианство давало новое понимание жизни, смерти и души. Оно по новому объясняло людям для чего надо жить и что с человеком будет после смерти. При этом у восточных славян сохранялись многие дохристианские понятия о жизни и смерти.

Некоторые понятия:

  • - христианство вводит понимание бессмертной души человека;
  • - христианство вводит понятие воскрешения;
  • - физическая, земная жизнь это как бы подготовка к жизни небесной, вечной. Народная мудрость говорит: "Человек рождается на смерть, а умирает на жизнь";
  • - смерть это прекращение жизни физического тела;
  • - каждому человеку "отмерен свой век". Т.е. каждый человек обладает неким запасом жизненной силы, которую тратит во время жизни и, истратив всю, умирает;
  • - жизнь рассматривалась как "путь земной", как некая дорога. При этом смерть рассматривась как "путь небесный", некая загробная дорога, которая начиналась с "перехода за порог", за порог жизни, т.е. с момента смерти ( см.ст. "Дорога у восточных славян". ;
  • - бессмертная душа человека, после смерти, отправляется на суд божий, который определяет ее в рай или в ад, в зависимости от совершенных во время земной жизни грехов;
  • - в раю человеческая бессмертная душа будет дожидаться воскресения, а в аду будет мучится во искупление своих грехов;
  • - рай представлялся как прекрасный небесный сад с плодовыми деревьями. Ад это подземное царство, в котором неугасимо гори т адский огонь на котором мучают грешников;
  • - смерть могла быть "хорошей", правильной, и "плохой", не правильной;
  • - в православии принято хоронить на 3-й день и поминать на 9-й и на 40-й дни с момента смерти человека;
  • - после смерти человека, душа три дня летает ( голубем, бабочкой, огоньком) вокруг мертвого тела;
  • - до девятого дня душа человека находится там, где он жил. На сороковой день душа окончательно покидает землю;
  • - поминовение человека в православии осуществляется по христианским канонам - поминальные службы, заупокойные молитвы;
  • - не смотря на иное видение загробного мира, в устной народной мифологии продолжают присутствовать понятия, доставшиеся народному православию от язычества. Например, вера во вселение душ умерших людей в деревья;
  • - в христианской обрядности на Руси были введены специальные дни поминовения усопших - Радуница, Дмитриевская родительская суббота и т.п;
  • - в христианское время в народном православии широко отмечались дни поминовения предков не связанные напрямую с христианской традиций, а интегрированные в христианскую обрядность еще с языческих времен. Это различные календарные праздники связанные с поминовением предков;

По поверьям человек, умирающий от старости или болезни, мог почувствовать свою смерть. Тогда этот человек прощался со светом, землей, родней и ложился умирать. Умершему человеку в первую очередь закрывали глаза, делалось это из за того, что считалось что взгляд покойника может быть опасен для живых и еще из за поверья что мертвые слепые.

Потом происходило ритуальное омовение покойника. В некоторых местностях, согласно традициям у изголовья умершего ставили сосуд с водой, для "омовения души". Омовение тела как бы смывает с него последнее земное. После омовения мертвый обряжался в специальную одежду или неношеную или стиранную. Одежда мертвого не должна была быть на живом теле. Иногда для покойного шили специальную "мертвецкую" одежду.

После омовения и обряжания покойного укладывали на лавку или стол, ногами к выходу. В доме с умершим не спали, наоборот, всячески демонстрировали что живы. По готовности гроба тело перекладывали в гроб. Клали вещи в гроб или не клали зависело от местных обычаев. Часто клали небольшие личные вещи или символы - детям игрушку, ремесленникам характерные инструменты и т.п.

Можно предположить что смысл всех этих действий - закрывание глаз, обмывание, одевание в специальную одежду, укладывание в новый дом - гроб, все это было направлено на окончательное отделение мертвого от живых.

Похороны происходили на третий день с соблюдением христианского канона, с отпеванием в церкви или на кладбище. Часто в похоронах участвовали специальные плакальщицы с причитаниями и плачами. Плачь воплощал в себе человеческие горе и скорбь принявшие ритуальные формы. Ритуал погребального плача проводили при похоронах, на 40-й день, и, часто, на годовщину смерти. 40-й день соответствовал полному уходу умершего из мира живых, а год считался тем рубежом после которого простой мертвец попадал в разряд предков - дедов.

Похороны казака в станице Григориполисской. 1914 год.

При возвращении домой после похорон применялись различные меры по очищению, дома, пространства и людей. После очищения приступают к поминальной трапезе. Для трапезы готовиться специальная ритуальная еда - кутья, кисель, блины.

Коротко последовательность действий при погребальном обряде можно описать так: подготовка к обряду ( обмывание, одевание покойника, сколачивание гроба) - прощание дома - положение во гроб- вынос - путь на кладбище - погребение - плачь над могилой - возвращение - поминальная трапеза. На всех этапах прослеживались действия, цель которых обезопасить живых от покойника, и действия, цель которых не дать покойнику вернуться назад.

В погребальный обряд входят поминки мертвого на третий день, после возвращения с кладбища и обряда очистки. На девятый день и на сороковой день то же справлялись поминки.

Некоторые местные обычаи при погребальном обряде:

  • - застегивание одежды покойного на "неправильную" сторону;
  • - связывание рук и ног покойного;
  • - в гроб покойному клали некоторые вещи, к которым он был привязан при жизни - предметы ремесла, личные вещи;
  • - мертвому клали с собой деньги, для оплаты переезда на "ту сторону";
  • - в гроб клали соль, масло, хлеб;
  • - выносили гроб с телом из избы через окно или через специально проделанное отверстие (что бы мертвец не нашел дорогу назад);
  • - посыпали покойного в гробе зерном или маком, бросали вслед выносимому гробу зерно или мак;
  • - после выноса покойника, в доме переворачивали стулья и лавки вверх ногами;
  • - после выноса гроба, вслед ему лили воду, что бы мертвый не нашел дорогу домой;
  • - на кладбище мертвеца часто везли на санях, вне зависимости от времени года;
  • - сани, на которых везли мертвеца, после похорон переворачивали и оставляли вне дома;
  • - после похорон мертвец не сразу становился предком ( дедом, родителем) а лишь спустя некоторое время, иногда для этого требовался год;
  • - "запечатывание могилы" - на могиле рисовали крест, что бы мертвец не встал;
  • - многочисленные запреты и обычаи служат для того чтобы мертвый "не встал" и не нашел дорогу обратно домой;
  • - на тризне хлеб ( или первый хлеб из печи) не резали а ломали ( доп. см. ст. "Культ печеного хлеба у восточных славян) ;

Погребальный обряд в православные времена у восточных славян предусматривал захоронение тела после обязательных христианских ритуалов. Погребальный обряд разнообразен. Его вид менялся от времени и от местности. О разнообразии похоронных обрядов можно почитать у Зеленина Д. К. в книге "Восточнославянская этнография".

У восточных славян считалось что очень важно при погребении покойника сделать все правильно. Обеспечить мертвому беспрепятственный переход на "ту сторону". Иначе, если какие либо правила, запреты, были нарушены, что то сделали неправильно, тогда покойник может "не найти упокоения". Это значит он будет приходить незваным к живым, мешать, беспокоить и вредить.

Что именно могло пойти не так? Не правильно устроенная могила, отсутствие поминок не только при похоронах но и потом, в поминальные дни, оставшаяся у покойного неудовлетворенность, например из-за долга, простой протез ноги, наконец, не положенный мертвому в гроб, такие и подобные действия могли вызвать неупокоенность. Неупокоенные могли вести себя как заложные покойники ( см. ниже).

Поминальный обряд.
(Оглавление статьи.)

Художник Кузнецов Владимир Александрович, «Канун», 1909 год.

Поминальный обряд можно рассматривать как ритуальное средство общения с умершими предками, которые находятся в "том мире". У нас нет сведений какие были ритуалы поминальных обрядов в язычестве восточных славян. Но можно предположить, что остатки таких ритуалов мы видим в обрядах народного православия.

Такая связь, такое общение нужно было не от того что дети скучали по своим умершим родителям ( хотя по этому тоже). Такая связь и высказываемое почтение к предкам были нужны для того, что бы "родители, деды" продолжали помогать своим потомкам, тем более что в связи с переходом в "другой мир" возможности предков возрастали, ведь согласно народным поверьям предки после смерти получали некоторую власть над природными силами.

Различные поминальные обряды - пускание по воде венков, обрядовое приглашение к столу, выставление ритуальной еды, обряд "греть покойников", канонические христианские поминальные ритуалы, все это является доступным способом для общения с миром мертвых.

Если использовать подобный обряд в определенном месте, в таком, где граница между мирами становится тоньше, то связь можно установить еще эффективнее. Таким местом для поминального канонического ритуала становилась церковь а для неканонического кладбище или дом. Где еще как не в церкви и на могиле можно помянуть своего умершего предка? В церкви, в особые поминальные дни и не только, писались записки "за упокой", заказывались заупокойные службы, молились, выставляли свечи на канун в память об усопших. На кладбище происходили свои обрядовые действия - установка крестов, уборка и украшение могил, разговор с мертвым, обрядовая еда в ритуальной трапезе, оставление или закапывание пищи в могилу и многое другое.

У восточных славян поминальные обряды были связаны с календарными праздниками.

Календарные праздники, связанные с культом предков и отмечаемые в христианское время.
(Оглавление статьи.)

Художник Корзухин А. И., "Поминки на кладбище. 1865 г.

В каноне православной церкви есть специальные дни поминовения усопших. До недавнего времени таких дней было семь. В 1994 году церковью был установлен еще один день. Поминовение усопших воинов в День Победы, 9 мая.

Дни поминовения в России назывались Родительскими субботами. В Белоруссии и Малороссии такие дни назывались Дедами ( Дзедами). Обряд Дедов проводился дома, у накрытых ритуальной едой столов семья приглашала предков отведать с ними. 

Помимо канонической панихиды существовала традиция народного празднования.

Рождество и святки.

Во многих святочных ритуалах прослеживается их связь с культом предков. Например, обычай "греть предков". Обычно его проводили в период зимних календарных праздников. Рождество, Святки, Крещение. Реже весной, например, на Пасху.

Обычай греть предков заключался в разжигании из соломы и мусора костров, для того что бы "предки погрелись". Такие костры служили проявлением памяти и заботы и прямо были связаны с культом предков, и еще, с культом огня.

Рождественская трапеза своими блюдами походила на поминальную. Готовили блины, кисель, кутью, мед. Д. К. Зеленин и В. Я. Пропп говорили о том, что такая трапеза посвящена культу предков. А.К. Байбурин интерпретировал такую трапезу, как "трапеза в ином мире". Считалось что предки во время этой трапезы едят вместе с живыми.

Во время святок происходило ряжение. Проводились "покойницкие" игры ( игры с мертвецом). Подобные игры и ряженье в мертвеца-покойника указывали на связь праздника с культом предков. Хотя некоторые ученые подвергают критике такую эту точку зрения.

"Покойницкие игры" это комическое изображение похорон и похоронных процессий. Суть состояла в том, что в дом вносили человека, который изображал покойника. Его притворно оплакивали и отпевали под общий смех. В некоторых играх "покойник" оживал.

У ученых нет однозначного мнения по поводу ритуального смысла "покойницких игр". Пропп В. Я. связывал эти игры с теорией Фрэзера о культе умирающего и воскресающего бога. Чичеров В. И. связывал "покойницкие игры" с культом предков. Морозов И.А и Слепцова И.С. связывали эти игры с некими формами ритуального брака. Клейн Л. С. вообще видел в этих играх воскрешение и омоложение Перуна.

Масленица.

Праздники восточных славян в весенний период очень тесно связаны с почитанием предков. Некоторые ученые считают, что праздник Масленицы целиком посвящен почитанию предков, об этом говорят блины, как поминальная еда, сжигание Масленицы и т. п.. Но судя по всему праздник Масленицы в первую очередь осмысляется как проводы зимы и встреча весны. При этом определенная обрядность связи с культом предков присутствует. Праздник Масленицы, несмотря на главную ритуальную направленность, является так же и праздником культа плодородия. Ну а где культ плодородия там рядышком и культ предков.

Мясопустная суббота - первая суббота в году когда происходит каноническое христианское поминовение усопших ( почитание предков). Мясопустную субботу еще называют Малой Масленицей, Зимними Делами и др.

Во время праздника Масленицы существовала традиция ряжения. Ученые говорят о том, что среди образов, под которые рядятся, изначальных всего два это образы животных и образы мертвецов. Образы животных скорее всего связаны с культом плодородия а образы мертвецов с культом предков.

На заговенье, ужин перед Великим постом, происходило ритуальное кормление предков. Предки звались к столу. Ужин не убирался со стола. На стол выкладывались лишние ложки.

От Пасхи до Троицы.

Поминки на кладбище в Радуницу. 1909 год, Вятская губ..

Со Страстного четверга до Пасхи - души предков прилетают на землю. В восточнославянской мифологии это время не определено четко. Где то считалось что предки находятся на земле еще и всю Светлую неделю для того что бы общаться с живыми. В Радуницу ( вторник Фоминой недели) души предков, гуляющих по земле среди живых, провожают обратно на кладбище. В мифологии восточных славян есть и такое явление как "Пасха мертвых", это кратковременное возвращение на землю душ предков в Пасхальную ночь, для приобщения к главному православному празднику.

В Радуницу ходили на кладбище - "навещать родителей", часто после панихиды в церкви. На кладбище, на могилах предков служили панихиду, разговлялись куличами и яйцами, оставляли еду на могиле для разговения умерших.

Основные запреты могли быть самыми различными - не заниматься хозяйственными делами: не рубить дрова, не стирать, не мыть пол и т. д., не работать на земле, не мыться в бане.

Троицкие праздники.

Троица переходящий праздник. Отмечается на 50-й день после пасхи. Неделя перед Троицей называется Семик или Семицкая неделя. Семик нес в себе ярко выраженную языческую обрядность. Суббота перед Троицей, Духовская суббота, была второй канонической субботой христианского поминовения мертвых. После праздника Троицы начиналась Русалья неделя.

Троицкие праздники так или иначе были связаны с поминовением мертвых в том числе. В Семик, четверг перед Троицей (Троица умерших) было принято поминать "заложных" покойников. Это поминание не входило в христианский канон, и являло из себя праздник народного православия. "Заложные" покойники это те, кто умер "плохой" смертью, неестественной или преждевременной, умерших без покаяния, самоубийц, казненных преступников.

В Духовскую субботу, после службы посещали кладбище, трапезничали на могиле, ритуально кормили мертвых, оставляли на могилах еду. В зависимости от местных обычаев предпринимали другие обрядовые действия - зажигали свечи, украшали могилы ветвями, окуривали могилу, служили на могиле панихиду и т.п..

После Троицы наступала Русалья неделя. В это время, по поверью восточных славян, русалки выходили на сушу ( приходят в этот мир, в мир живых) и вообще обретали особую силу. А русалки, как духи, накрепко связаны с душами утонувших девушек и детей. Поэтому на Русальей неделе часто поминались девушки умершие до замужества, утопленники и умершие до крещения дети.

Все Троицкие праздники направлены прежде всего на попытку магически добиться благоприятной погоды. При этом большое значение предается поминанию предков, особенно "заложных" покойников. Возможно, это связано с желанием и от таких покойников получить помощь с погодой. Или может это была попытка умилостивить злые души, что бы они не вредили.

Вся обрядность этих, как и других подобных, календарных праздников с их запретами и поверьями хоть и похожа, но может значительно различаться в зависимости от местности.

Дмитриевская родительская суббота.

Дмитриевская родительская суббота канонический день поминовения усопших для православных христиан. Отмечалась в субботу, перед 26 октября по старому стилю. Считается что связан он с поминовением воинов, павших на Куликовском поле.

К этому дню готовилась различная поминальная еда - кутья, блины, кисель, пироги, брага и пиво. В этот день совершали панихиду в церкви, после этого отправлялись на кладбище, где на могилах предков совершали трапезу. Трапеза начиналась причитаниями и поминаниями, заканчивалась всеобщим весельем.

Похоронные причитания восточных славян.
(Оглавление статьи.)

Художник Васильев К. А.
"Плач Ярославны", 1974 г.

В культуре восточных славян похоронные причитания являются одной из древнейших форм устной обрядовой поэзии. Причитания это уникальная, архаичная форма народного творчества. Причитания были важной составной частью похоронного обряда. Считается что истоки этих форм лежат еще в язычестве. Причитания ( плачь) произносятся над мертвым во время похорон. Произносятся в своеобразной манере с криком с надрывом и со слезами.

Причитания служили обрядовым выражением скорби и горя. Причитания содержат обращение к умершему, восхваление умершего, выражение горя, жалобы на свою судьбу.

В общем случае плачь содержит несколько традиционных мотивов. Они следуют в установленном порядке сопровождая обряд погребения. Начинается плач с оповещения о смерти. Следующий важный мотив это прямое обращение к умершему. Происходило оно в момент положения в гроб и прощания в избне, перед выносом. Основной мотив плача в этот момент это просьба к мертвому открыть глаза, посмотреть на пришедших с ним проститься, далее давали покойному различные поручения на тот свет, далее мотив прощания. После выноса и дороги на кладбище мотив прощания развивается.

При опускании в могилу гроба наступает кульминация плача - выражение человеческого горя, просьба к покойному простить - извинить, жалобы на судьбу и др. Основной смысл плача это все таки выражение глубокой скорби, рассказ об этой скорби покойному и окружающим.

Один из ярких примеров плача является плачь Ярославны по Игорю и его воинству из "Слова о полку Игореве". Считается что "Слово" написано около 1185 года и значит, что в качестве плача Ярославны мы имеем старейший образец этой обрядовой формы устного творчества.

У восточных славян существовали специальные плакальщицы. Женщины, которые профессионально занимались произнесением плачей по покойнику. Их нанимали специально для соблюдения ритуала. Как правило, такие плакальщицы могли на основе стандартных конструкций импровизировать, составляя свои плачи, необходимые на данных похоронах.

Некоторые исследователи отмечают интересную деталь, которая касается ритуала плачей на похоронах. В плаче присутствует, особенно в первой части, прямые обращения к покойному - с просьбой открыть глаза, с укором на то что покинул, с требованиями встать и вернуться и т. п. . В то время как при похоронном обряде делается все что бы отделить мертвого человека от живых, предпринимаются существенные усилия что бы мертвый преодолел переход в другое состояние и не смог вернуться.

Обычай народного православия - "греть покойников".
(Оглавление статьи.)

Выше уже писалось о простонародном обычае "греть покойников". Этот обычай напрямую связан с культом предков. Основывается этот обычай на вере в то, что предки ( родители, деды) умерев, продолжают жить пусть и не совсем земной, но какой то похожей на земную, жизнью. И как покойника можно накормить у семейного стола, так его можно согреть у специального костра.

Эти костры жгли во время Зимних календарных праздников. Под Рождество, под Новый год, под Крещение. Разводили эти костры у себя во дворе или на огороде, ночью или рано утром. Жгли в таких кострах навоз, солому или собранный мусор. Зажигая эти костры, звали своих предков подойти к костру и согреться. По поверьям души предков, которые спустились на святки к своим бывшим домам и бродили на холоде среди людей, собираются к кострам и отогреваются у них от жуткого мертвенного холода. По другим поверьям костры жгут для того, что бы мертвым не так холодно было лежать в своих могилах.

Обычай греть покойников относился к обычаям народного православия восточных славян. Это своеобразные поминки по своим предкам, своеобразное почитание умерших. Этот обряд являлся частью комплекса почитания предков.

Этнограф Зеленин Д. К. который и описал этот обычай считал, что он имеет недавнее происхождение, указывал на то что практикуется этот обычай только в определенных местностях.

Хорошая и плохая смерть. Заложные покойники у восточных славян.
(Оглавление статьи.)

У восточных славян было понятие "плохой" ( не -своей, нечистой) и "хорошей" (своей, чистой) смерти. "Хорошая" смерть это прежде всего естественная смерть, которая случилась в свой срок. "Хорошая" смерть это смерть человека, который "избыл свой век". Такая смерть приходит к человеку, когда он полностью истратил свою жизненную силу ( прожил, избыл свой век). "Хорошая" смерть может быть безболезненной, быстрой, без мучений. Такая смерть воспринималась как некое благословление, некая божья милость. Умершие "хорошей" смертью становились предками, родителями, дедами.

В противоположность "хорошей" смерти, "плохая" смерть наступала неожиданно, внезапно. Умирал человек "раньше срока", умирал не растратив своей жизненной силы. "Плохая" смерть могла быть затяжной и мучительной. Это могла быть позорная, недостойная смерть.

Умершие "плохой смертью" становились заложными покойниками. Термин "заложные покойники" ввел этнограф Зеленин Д. К., для обозначения покойников умерших "плохой" смертью. Он объяснял этимологию этого термина тем, что заложных покойников не хоронят в земле, а выбрасывают в безлюдном месте и закладывают камнями и ветками.

В заложные покойники попадали самоубийцы, утонувшие, убитые, скоропостижно умершие, убитые молнией ( в некоторых местностях), убийцы, сгоревшие в огне, замерзшие, умершие некрещеные дети и некоторые другие. Опасны такие мертвецы были тем что "не избыли свой век", т.е. в них еще оставалась жизненная сила, которую они не потратили до своей смерти, и, значит, будут тратить ее после. И трать ее они будут в мире живых, превращаясь в нечисть и донимая людей. Надо только отметить что со временем набор смертей, при которых покойники считались заложными, мог изменяться.

По простонародным поверьям заложные покойники опасны тем, что их похороны в земле вызывают неурожай и засуху. Лежа в земле они высасывают воду на большом расстоянии от своей могилы. Поэтому крестьяне не хоронили таких покойников а выбрасывали, а захороненных выкапывали и выбрасывали. К некоторым покойникам применяли меры обезвреживания, связывание, подрезание сухожилий и пяток (что бы не ходили), забивание осинового кола и др..

Официальная православная церковь боролась разными методами с народным обычаем выбрасывать трупы заложных покойников. Заложных покойников продолжали выбрасывать, а если их похоронили, то выкапывать и выбрасывали. Прослеживается в этом какая то верность многовековой традиции. В связи с этим некоторые ученые развивают ту мысль, что отношение к заложным покойникам имеет своим корнем архаичные, еще языческие обряды.

"Сажание на лубок"
(Оглавление статьи.)

Тема ритуального убийства стариков и детей - "сажание на лубок" - имеет отношения скорее к мифологической составляющей жизни, чем к практической. Но так как эта тема связана со смертью я не мог ее не упомянуть. Тем, кто заинтересуется этой темой я предлагаю ознакомиться с книгой Н. Н. Велецкой "Языческая символика славянских архаических ритуалов", в которой автор очень внимательно рассматривает данную тему.

Заключение.
(Оглавление статьи.)

Приглашение предков ( звать родителей, дедов) к столу это часть ритуальных поминок. Один из обычаев поминального обряда, когда предки приглашались к столу.

Культ предков родился в глубоком прошлом человечества. Он сопровождал человечество все время его существования. Процветает он и сейчас, принимая в разных культурах и религиях своеобразные формы. В современности, не смотря на развитие общества, продолжается соблюдение ритуала похоронного обряда даже там, где о какой либо религии уже давно забыли.

Среди интересных современных явлений, связанных с культом предков в развитом и светском обществе можно назвать общественное движение " Бессмертный полк", которое, не смотря на всю его светскую природу, несет все в себе яркие черты культа предков. Напомню, что и православная церковь не осталась в стороне. В 1994 году церковью был поминальный день "Поминовение усопших воинов" в День Победы, 9 мая.

Культ предков прямо связан с культом плодородия. И основной задачей этого культа было добиться, заслужить помощь предков именно в отношении получения хорошего урожая, остальные задачи были вторичны. Именно ради такой помощи и существовал этот культ.

Культ предков состоит из двух составляющих. Первая это похоронный обряд, задача которого обеспечить правильный переход умершего из мира живых в мир мертвых. Вторая это поминальный обряд, задача которого обеспечить посмертное общение живых со своими умершими предками и, как следствие, обеспечить их помощь живым потомкам.

И хотя в современном мире, когда развитое общество становится все менее и менее патриархальным и родственные связи перестают играть такую важную роль как раньше, тем не менее, культ предков продолжает существовать, пусть меняя свои формы и упрощаясь в ритуалах.

Материалы.
(Оглавление статьи.)

  • Снегирев И. М. "Русские простонародные праздники и суеверные обряды" Т.4
  • Агапкина Т. А. "Мифопоэтические основы славянского народного календаря весеннее- летний цикл".
  • Алексеев С. В. "Праславяне. Опыт историко- культурной реконструкции".
  • Анучин Д. Н. "Сани ладья и кони как принадлежность похоронного обряда".
  • Афанасьев А.Н. "Древо жизни".
  • Байбурин А. К. "Ритуал в традиционной культуре".
  • Иванов Вяч. Вс. Редактор "Балто славянские этнокультурные и археологические древности Погребальный обряд"
  • Барсов Е. В. "Причитания Северного края" T.1
  • Боровский Я.Е. "Мифологический мир древних киевлян".
  • Васильев М. И. "Сани в русском погребальном обряде".
  • Велецкая Н. Н. "Языческая символика славянских архаических ритуалов".
  • "Вестник Тверского Государственного Университета" №12
  • Гайдучин В. Н. "К вопросу о наиболее ранних свидетельствах существования у восточных славян поверий о ходячих покойниках".
  • Ефименкова Б. Б. "Севернорусская причеть".
  • Жукова Е. Н., Степанова Ю. В. "Древнерусские погребальные памятники Верхневолжья".
  • Зеленин Д. К. "Восточнославянская этнография".
  • Зеленин Д. К. "Народный обычай греть покойников".
  • Ивакин В. Г. "Киевские погребения Х в.".
  • Иванов Вяч. Вс. редактор "Погребальный обряд. Исследования в области балто-славянской духовной культуры".
  • Лескинен М. В., Софронова Л. А. редакторы "Категории жизни и смерти в славянской культуре".
  • Коринфский А. А. "Русь народная".
  • Левкиевская Е. Е. "Мифы русского народа".
  • Левкиевская Е. Е. "Представление о том свете у восточных славян".
  • Логинов К. К. "Похоронный обряд и кладбищен поморского села Гридино".
  • Михайлов К. А. "Элитарный погребальный обряд Древней Руси".
  • Мороз А. Б. "К вопросу о контакте живых с умершими. Как покойники защищаются от живых".
  • Панова Т. Д."Царство смерти. Погребальный обряд средневековой Руси XI-XVI вв.".
  • Петров Н. И. "Могилы превысокие языческие курганы племенной аристократии Северо Западной Руси VIII - XI вв".
  • Петрухин В. Я. "Загробный мир. Мифы о загробном мире".
  • Писаренко Д. А. "Лингвосемиотические особенности знаков смерти в русских народных сказках".
  • Жарнов Ю. Э. "Погребальный обряд в Древней Руси по материалам Гнездовского некрополя".
  • Пропп В. Я. "Русские аграрные праздники".
  • Рыбаков В. А. "Язычество древних славян".
  • Рыбаков В. А. "Язычество древней Руси".
  • Седакова О. А. "Поэтика обряда. Погребальная обрядность восточных и южных славян".
  • "Славянская мифология" Энциклопедический словарь.
  • Соболев А. Н. "Загробный мир по древнерусским представлениям".
  • Соколов В. К. "Обряды и обрядовый фольклор" Сборник.
  • Соколова В. К. редактор "Обряды и обрядовый фольклор."
  • Сурикова О.Д. "Представления о доле покойника".
  • Толстая С.М. "Полесские похоронные причитания в сопоставлении с севернорусскими".
  • Тостой Н. И. "Полесье и этногенез славян".
  • Юдин А.И., Матюхин А.Д. "Раннесрубные курганные могильники Золотая Гора и Кочетное".
  • Ясинская М. В. "Представление о глазах и зрении в языке и традиционной культуре славян".
апрель,20 2023 NordicRunes

 
 
_
Еще по теме "Символы"
Смыслы Культа Коня у восточных славян.
Смыслы Культа Медведя.
Символ Колесо. Значение и понимание.
Символ Спираль. Значение и понимание.
Символ Узел. Значение и понимание.
Символ Лабиритнт. Значение и понимание.
Символ Дерево. Значение и понимание.
Символ Солнца. Значение и понимание.
Руническое Колесо - Рунный Круг - Колесо Футарка. Значение и понимание.
Жертвоприношение. Смысл, цели и средства ритуала.
Смысл Культа Предков.
Талисманы. Амулеты. Обереги.
Культ Предков.



-NordicRunes.ru-