Культ огня у восточных славян. Понимание и смысл.
Судьба - Доля у восточных славян. Культ печеного хлеба у восточных славян. Магия восточных славян в простонародных обрядах и обычаях. Культ предков. - Культ огня. - Культ воды. - Культ камней. Дорога у восточных славян. - Культ коня. - Культ медведя. Культ дерева. Часть 1. Часть 2. Пояс как оберег. - Амулеты. Язычество в православии Язычество и христианство на Руси. Борьба и синтез Вещественные артефакты двоеверия. Мнимые и настоящие. Солярные знаки вокруг нас Солярные знаки восточных славян Луннарные знаки у восточных славян. Женская языческая татуировка в современности |
Оглавление01. Огонь в истории человечества02. Огонь у восточных славян 03. Огонь в языческих святилищах восточных славян. 04. Виды огня у восточных славян. 04.01. Небесный огонь. 04.02. Живой огонь. 04.03. Огонь добытый при помощи огнива. 04.04. Освященный огонь. 05. Огонь в православии восточных славян. 06. Ритуальный календарный костер. 07. Разные аспекты жизни восточных славян, связанные с применением огня. 07.01. Жертвоприношения. 07.02. Огненное погребение. 07.03. Обычай "греть покойников". 07.04. Казнь через сожжение. 07.05. Огненное крещение у старообрядцев. 08. Заговоры. 09. Огонь в мифологии и сказках. 10. Некоторые простонародные приметы, связанные с огнем. 11. Смыслы культа огня у восточных славян. 12. Заключение. Материалы. 01. Огонь в истории человечества.
|
|
Огонь домашнего очага у восточных славян служил оберегом дома. |
Славяне унаследовали свои основные культы - культы светил, культ предков, культ плодородия, культ камней, культ деревьев, культ воды от своих далеких предков. Культ огня не стал исключением. В ряду культов славян он занял свое важное место.
Возможно, унаследовали культ огня не в том виде, в котором он существовал в древности. Тем не менее, культ огня проявлялся в почитании, наделении огня самостоятельной жизненной силой и запретами, прежде всего не сердить огонь и сохранять его чистоту.
Огонь у восточных славян это добрая но при этом очень опасная сила. Пока огонь мирно горит в очаге, он обогревает, освещает и на нем можно готовить вкусную еду, но стоит ему вырваться наружу и он превращается в безжалостного зверя, уничтожающего все на своем пути. Лесные пожары страшны, тем более что нет никакой возможности с ними бороться, но еще страшнее пожары в городе, там, где плотная городская застройка, все в один миг превращается в огненные факелы. Недаром для поджигателей на Руси была уготована смерть на костре.
Пожар часто происходил от молнии, тогда это воспринималась как божья кара. В языческие времена молниями повелевал Перун, бог громовержец. Потом, во времена христианства, в народном православии Перуна заменил Илья-пророк. Про то, как защититься от удара молнии существуют многочисленные местные поверья. Где то считается что дуб нельзя сажать рядом с домом, потому что он притягивает к себе молнии, где то на окна кладут ветви дуба, как оберег от молнии. В некоторых местах от удара молнией держат на чердаке громовую стрелу или чертов палец ( белемнит ). От удара молнией по поверьям, хорошо помогает спекшийся песок, в который раньше ударила молния.
К любому огню в своем доме - очагу, лучине, свече- восточные славяне проявляли уважение. Запрет накладывался на все что могло бы считаться оскорбительным для пламени. Плевать на огонь было осквернением. Так же нельзя было кидать в огонь ничего, что можно было бы счесть оскверняющим.
Восточные славяне в христианское время, в Чистый четверг, брали после службы зажженную свечу домой. И копчением этой свечи наносили кресты, в зависимости от местных поверий, на входы дома, на косяки и окна "что бы нечистый не проник". Если огонь четверговой свечи гас не донесенным до дома, то это считалось плохой приметой.
У восточных славян огонь символизировал очищение телесное и духовное. Огонь это солярный символ и еще огонь связан с плодородием. Огонь в понимании восточных славян чистая и светлая стихия, не смотря на то что она может быть суровой и грозной. Домашний очаг воспринимается как апортропей, он бережет дом и защищает его от угроз извне. Очистительная сила огня использовалась для лечения различных заболеваний. Огонь должен был уничтожать скверну.
Очищающая сила огня, и особенно ритуального костра использовалась восточными славянами во время различных праздников. Можно предположить, что именно очистительную силу огня использовали для казней на костре колдунов и еретиков.
В христианское время все службы производились в храме при горении большого количества лампад и свечей. Свечи прихожане жертвовали во имя различных целей, зажигая и устанавливая их перед иконами или на канун, для поминовения души умерших. Различные святые церковные вещи нельзя выбрасывать и их предавали огню, например записки верующих о здравии и упокоении.
Особое отношение восточных славян было к домашнему очагу. Очаг воспринимался как божество, живущее в доме, освещающее и обогревающее его. В очаге готовили еду на всю семью. Около очага грелись. Очагу жертвовали остатки трапезы. Об очаге заботились. Существовали строгие запреты на осквернение очага. По поверьям огонь из домашнего очага мог жестоко наказать того, кто нарушал запреты на осквернение. Считалось что огонь - очаг хранит и оберегает дом и всех его домочадцев. Домашнее божество славян - дедушка домовой жил под печью или за ней.
Согласно языческим верованиям восточных славян в ночь зимнего солнцестояния, в самую длинную ночь в году, к домашнему очагу собираются незримо и негласно тени умерших предков. Посидеть бок об бок с живыми потомками. Потомки оставляют своим умершим предкам место за столом и ритуальную еду, показывая что не забыли их. И умершие предки, видя что их помнят, не оставляют своих потомков без заботы, внимания и помощи.
В миропонимании восточных славян огонь был связан и с плодородием. Тепло и свет огня помогал родиться и умножаться. Календарные ритуальные костры разводили в том числе и с надеждой на большой урожай.
|
Капище Перуна в Перыни. Реконструкция Седова В. В. |
Восточные славяне использовали в своих языческих ритуалах символы природных стихий: воду и огонь. Подтверждения использования огня нашла археология.
Перынский холм под Новгородом упоминается третьей Новгородской летописью как святилище Перуна, где стоял его идол. Раскопки на Перынском холме начались в 1948 году и были продолжены 1951 году Новгородской экспедицией. Было открыто предположительное капище Перуна.
Археолог Седов В. В. предложил свою реконструкцию святилища Перуна. Выглядела она примерно так. Плоская площадка круглой формы диаметром около 20 метров. В центре этой площадки был установлен идол Перуна. Площадка была обнесена рвом шириной около 6 метров. Во рву горели костры в количестве восьми штук , в этих кострах жгли дубовые дрова. По реконструкции Седова В. В. огонь в кострах поддерживался постоянно.
По этой реконструкции мы можем себе представить как примерно выглядели языческие святилища славян. Видимо огонь был неотъемлемой частью ритуала. Люди, подходя к идолу, предварительно проходили сквозь кольцо огня. Проходя сквозь очистительное пламя люди приобретали духовную чистоту для ритуала.
Надо отметить что в настоящее время реконструкция Седова В. В. подвергается критике.
Русланова И. П. и Тимощук Б. А. в своей книге "Языческие святилища древних славян" дают отчет о раскопках комплекса языческих святилищ IX - XIII вв на реке Збруч. В комплекс входило несколько городищ - святилищ. И везде археологи находили следы многократного использования огня. Во рвах и на валах, окружающих святилища. Перед ритуальными колодцами, перед жертвенными площадками, перед капищами, где предположительно стояли идолы. В жертвенных ямах находилось большое количество обожженных костей животных и людей, разбитая обожженная керамика, различные предметы из металла - инструменты и ювелирные украшения. Все это следы жертвы богам, которые были сначала сожжены на кострах, потом остатки бросали в жертвенные ямы.
По всем очевидным фактам мы можем заключить что восточные славяне, как впрочем и многие другие народы, в своих религиозных ритуалах широко использовали огонь. Ритуальные костры или разводились во время праздников или постоянно горели на капищах. Цель таких костров была такая же как везде и всегда - своим горением освящать происходящее, а своим очистительным пламенем уничтожать всякую скверну, которая может приблизиться к священному месту.
Для восточных славян не весь огонь был одинаковым. Помимо обычного огня, который зажигали при помощи спичек ( с конца XIX в.) славяне различали несколько других видов огня.
Небесный огонь это особенный вид огня, божественный. Он возникает в случае удара молнии. Такой огонь может привести к страшным пожарам. Он воспринимался как гнев божий Такого огня боялись. Его не брали себе в избу. По простонародному поверью такому огню вода не страшна и тушить его можно только квасом или молоком.
|
Добыча "живого" огня трением. Реконструкция. |
Огонь добытый старинным способом трения называли живым огнем. Его добывали в особых случаях с ритуальными целями. По народным поверьям такой огонь имеет особую силу. От живого огня зажигали купальские костры и другие ритуальные костры. Этот огонь добывали в случае эпидемий или падежа скота, считалось что живой огонь особенно действенен. Как воду для лечения нужно было добывать особым способом ( читать здесь о непочатой воде) так и огонь для лечения подходил не всякий, а только специально добытый живой огонь.
По ритуалу сначала везде гасили старый огонь, потом добывали живой огонь. Добывали его трением дерева. От добытого огня заново зажигали новый огонь в церкви, потом все очаги , все свечи. Одновременно проводили крестные ходы молебны. Зажигали костры вокруг деревни (села) а в случае падежа скота устраивали канаву с огнем или некую улицы из костров зажженных от живого огня и прогоняли через нее скот. Могли окуривать скот дымом от живого огня. Особенности применения зависели от местных поверий.
В этих простонародных поверьях с живым огням ярче всего проявляется вера в очистительную силу огня. В способность такого огня очистить местность от скверны и заразы.
![]()
Кресало, XIII в. |
Люди сначала научились добывать огонь при помощи трения дерева. Потом путем высекания искр кремня о кресало. Потом, со временем, когда человечество освоило металл у почти у каждого человека появилось огниво. Огниво это целый набор для разведения огня. Состоял этот набор из кресала, кремня и трута. Кресало это особой формы пластина из железа или бронзы с приделанной железной полосой, ударная часть имела ребра. Кремень натуральный минерал. Трут органический сухой материал из мха, льна или из других, попавших под руку, материалов.
Ударяя кремнем по кресалу получали пучок высокотемпературных искр, про помощи которых пытались поджечь трут. Потом трут раздували и поджигали материал костра.
Огниво считалось ценной вещью, его носили с собой, в мешочке на поясе. И мужчины и женщины. Его клали человеку в могилу, что бы в своем путешествии в мир мертвых человек на той стороне мог разжечь огонь и согреется.
Огонь высеченный из огнива ценился не так высоко как живой огонь. И все же он был более ценен чем огонь, добытый при помощи спичек или взятый у соседей.
![]()
Художник Костанди К. К. "Страстной четверг на Севере" |
Освященный огонь восточных славян это огонь который выносят из церкви после службы во время великих праздников. Считается, что такой огонь получил великую силу и благодать. Это прежде всего Четверговый огонь. В Великий Четверг, после чтения страстей прихожане несут себе домой свечи, с которыми стояли во время службы. Дома на притолоках, косяках дверей и окнах, копотью этой свечи ставились кресты. Такие кресты были сильнейшим оберегом. Сама такая свеча потом долго и бережно хранилась в доме. Ее зажигали в особых случаях - при защите от грозы, при родах, при смерти, против колдунов, против лихорадки. Четверговая свеча считалась наиболее сильной.
Но Четверговая свеча это лишь один из примеров того, как огонь при определенных действиях приобретает статус освященного. Другим примером может служить огонь, постоянно горящий у рак святых. Такой огонь тоже считается сильным, освященным. Иногда от такого огня зажигают другие источники, как бы освящая их.
|
Верующие христиане около Кувуклии Гроба Господня праздную схождение Благодатного огня на православную Пасху. |
Самым ярким событием, связанным с огнем в православии это конечно схождение Благодатного огня. Это особый христианский православный ритуал, который происходит каждый код, в канун православной Пасхи. Чудо Благодатного огня который самовозгарается в ходе специального ритуала у Гроба Господня в Великую Субботу. Вынесение Благодатного огня от Гроба Господня символизирует Воскрешение Христа.
Горящая восковая свеча - без нее трудно представить хоть один православный храм. Зажжена восковая свеча это самая частая жертва, которую приносят верующие люди. Свечи ставят перед иконами святых, свечи ставят на канун, в память об умерших.
Церковь не только освещается горящими свечами и лампадами, это и символ молитвы людей Богу. Раки с мощами особо почитаемых святых освещаются негасимыми лампадками. А в дни особо чтимых праздников всегда зажигаются дополнительные праздничные свечи и лампады.
Лампады это масляные светильники, их размещают обычно перед иконами, на престоле. Горение лампады символизирует вечный огонь веры в Христа, они сжигающий в своем пламени вся неправду мира. Свет лампады как свет веры освещает души верующих людей.
В XVII веке, в Соловецком монастыре, в поварню и хлебню приносили огонь от рак преподобных отцов Зосимы и Савватия, где огонь горел непрестанно. Перенося огонь монахи как бы передавали с огнем часть святости, освящали ею приготовление пищи.
В православной практике происходили чудеса связанные с огнем. Это видение огня над умершими, самовозгорание свечей, явление святых с горящими свечами, чудесное спасение святых из огня, чудесное спасение святых мощей и икон из огня, святые чудесным образом останавливают огонь.
Интересен и малоизвестный факт из православной традиции. Православное богослужение предусматривает водосвятие великое и малое. Великое водосвятие происходит в праздник Крещения Христа, в церкви и на природе, у источников воды. Считается что в этот момент вся вода в реках, озерах и других водоемах и источниках становится святой. Водосвятие происходит по своему ритуалу. Читаются специальные молитвы. До XVI в практике богослужения было троекратное осенения воды свечами и гашение их в этой воде. При этом в молитве были слова «Сам и ныне, Владыко, освяти воду сию Духом Твоим Святым и огнем». Когда церковному руководству пришла в голову мысль, что святить воду огнем это не очень по христиански, началась целая борьба за исключения слова "огнем" из молитвы. Дело доходило ло народных волнений который возражал против исключения. В народе говорили что "еретики хотят запретить огонь". В итоге слово "огонь" было исключено. Однако это не отменяет того что до начала XVI века воду на Руси святили и огнем тоже.
По этим примерам можно видеть что почитание огня, пусть и наполненного христианским смыслом, продолжалось не просто в рамках народного православия а вполне себе в русле учения и действий официальной православной церкви. Особо говорящий пример из Соловецкого монастыря, когда огонь, горящий около святых, служит для переноса этой святости в другие места.
|
Современные фольклорные праздники уже не несут в себе того глубоко смысла, который предавали им наши предки. |
Как во времена язычества, так и в последующие времена народного православия костер у восточных славян помимо обычной своей задачи - согреться -приготовить, выполнял и ритуальную функцию.
Костры устраивались общественно, в основе такой общественности лежала идея приобщения всех к обрядовому действию. Такие костры устраивали восточные славяне в цикл весеннее - летних календарных праздников. Это костры жгли на Масленицу, на день Ивана-Купалы ( в зависимости от местных обычаев костры могут быть на Благовещенье, в Юрьев день, на Троицу). Можно предположить с достаточным основанием, что традицию костров восточные славяне унаследовали с языческого времени.
Костры устраивали в определенных местах, в тех которые специально были назначены для костров, и использовались каждый год. Часто это были возвышенность ( разводить костры как можно выше характерно для солярного культа), берег реки или озера, поле за поселением. Костры на Пасху жгли около церкви, костры на Юрьев день на местах выпаса скота.
Готовили такие костры загодя и всем миром. Все члены местной общины участвовали в подготовке и в праздновании . И именно костер в этих случаях служил некой точкой единения людей. Материал для костра собирали загодя, с каждого двора. Собирать горючий материал обычно поручали детям и молодым людям. Существовал обычай красть материал для костра. Обрядовые действия включали в себя и хороводы вокруг костров и пение различных песен.
Основной смысл календарных ритуальных костров состоит в освящении (в религиозном смысле этого слова) и очищении. В кострах сжигали чучело Масленицы, чучело ведьмы, просто старые вещи. Делали это для того что бы огонь уничтожил все старое и наступило новое, обновленное. Например, сгоревшее чучело Масленицы символизировало уходящую зиму. Даже если зима и не хотела уходить сама, жаркий огонь костра доложен был ее прогнать. Праздник Ивана Купалы символизировал уход весны - начало лета.
При этом ритуальные календарные костры должны были не только сжечь все старые вещи и ознаменовать смену сезонов. Они должны были сжечь все плохое и открыть дорогу новому светлому. Ритуально в этих кострах должны были сгореть несчастья, например, болезни, или угрозы, например, ведьмы-черти-русалки. Т.е. все несчастья и невзгоды должны были сгореть в этих очистительных кострах. Очистительная сила костров использовалась в празднике Ивана Купалы. При перепрыгивании через костер должны были сгореть все болезни. Маленьких детей и стариков переносили через костер на руках.
В мифологии восточных славян огонь был крепко связан с плодородием. Он теплый и живой, отсюда связь: жить - гореть и тепло - рождение. Поэтому костры зажигали и как символ будущего урожая. Огонь и горение олицетворялось и с любовными чувствами. Гореть - любить. Поэтому парные прыжки через купальские костры связывали с браком и брачными отношениями.
Жертвоприношения восточные славяне совершали и во времена язычества и во времена христианства. Жертвоприношение это один из ритуалов религиозной жизни. Просто может иметь разный вид. Другое дело что во времена язычества жертвоприношения совершались в том числе и человеческие. На это указывают факты: письменные источник и археологические находки.
В огне сжигали жертвоприношения из частей животных ( или целых животных) , злаков и др. Сжигали ли они людей во время жертвоприношения живыми или уже мертвыми мы точно не знаем, хотя источники говорят что жертву предварительно убивали. Огонь как божественная стихия был достаточно быстрым и действенным способом донести жертву до богов. Подробнее о жертвоприношениях читайте здесь "Жертвоприношение. Смысл, цели и средства ритуала."
|
Очистительное пламя погребального костра уносило покойного вместе с дымом прямиком к богам. |
Восточные славяне широко использовали обряд трупосожжения в языческое время. Правда, говорить о том что они хоронили своих мертвых исключительно в огне было бы неверным.
У предков славян, например в Пражской археологической культуре, было принято и трупосожждение и трупоположение. В славянских племенах IX - X вв, т.е. во времена язычества, тоже не было одного способа погребения. Например в племенах кривичей и северян умерших хоронили через трупосожжение. В племени радимичей, в последней трети X в появились захоронения по обряду трупоположения ( возможно раннехристианское влияние). У вятичей, полян и древлян было и трупосожжение и трупоположение.
Отчего зависело сожгут покойного или похоронят так, точно нельзя сказать. Может от веры, может от социального статуса, может это зависело от других причин. Обряды огненного захоронения и дальнейшего погребения праха носили различный характер. Интересно, что на многих захоронениях по обряду трупоположения и в это и в последующее время находят следы кострищ, которые жгли на уже закопанной могиле. Своего рода демоверсия сожжения.
Возможно, огненное захоронение очищало от скверны покойного и помогало ему вместе с дымом попасть в верхний, божественный мир.
Описание такого захоронения мы можем прочитать у Ахмада ибн Фадлан ибн аль-Аббас ибн Рашид аль-Багдади. Он описывает погребение знатного русса в 921 году. Правда погребение, которое он описывает удивительно похоже на скандинавское (сожжение в корабле). Именно так викинги хоронили своих предводителей.
Возможно, с огненным погребением как то связан обычай "греть покойников". В общем случае этот обычай выражается в разведении костров в Рождество ( на Новый год, святки, Крещение). Разводили такой костер для того, что бы умершие предки могли погреться около него. Считалось что такие костры связаны не только с культом предков но и с культом плодородия.
Очень странный обряд "согрева покойников" приводит С. В. Максимова в книге " Нечистая, неведомая и крестная сила",он пишет : " Не менее суеверен и другой обычай -- "отогревание покойников". По некоторым сведениям, он состоит в том, что тело усопшего, накрытое простыней и положенное на железную решетку, подогревается снизу костром из березовых дров (отнюдь не сосновых и не осиновых, так как на осине Иуда задавился). Обычай этот соблюдается лишь раскольниками и притом тайно и непременно ночью."
Надо отметить, что Максимов пишет об этом как о непроверенных слухах, которые могут оказаться враньем.
|
Художник Мясоедов П. Е. "Сожжение протопопа Аввакума." |
Неясно можно ли рассматривать казнь через сожжение в виде разновидностью ритуальных костров или некого вида огненных похорон.
На Руси сжигали колдунов и еретиков. Еще сжигали виновных в поджоге, но то такое. Всех других сжигали редко, но иногда случалось.
К колдовству на Руси относились достаточно лояльно, колдуны были нужны пока все было хорошо, но как только что то не заладилось- неурожай, эпидемия или просто у кого то издохла корова, известные колдуны первыми попадали в руки обозленного народа. Обычно их просто убивали и проведя обряд обезвреживания покойника, прикапывали где ни будь в лесу. В то же время казнь через сожжение считалась государственным делом. Считается, что начали применять казнь через сожжение на Руси с XV века. Но сжигали и раньше.
Летописи рассказывают о сожжении четырех волхвов в 1227 году в Новгороде. Не очень понятно чем именно занимались эти волхвы и чем они так разозлили новгородцев, по описанию можно заключить что они занимались каким то обычным колдовством, ведовством и другим шарлатанством за что обозленный новгородский народ их и сжег. Т. е. произошло нечто вроде народного самосуда. Очень интересно и то, что как указывает Никоновский свод, "мужи княже Ярославли" пытались заступиться за тех волхвов, т. е. пресечь самосуд. Им это не удалось. Хотя, надо учитывать что в те году Новгородом все еще управляло Вече. Другие версии выдвигает Фроянов И. Я. В своей статье "О событиях 1227 -1230 гг в Новгороде": Ясно только что эти волхвы не были проповедниками язычества, скорее просто христианскими еретиками. Ни о какой "попытке реставрации язычества" в христианской стране не могло быть и речи."
Псковская вторая летопись сообщает нам что в 1411 ( это уже XV век) году псковичи сожгли 12 "вещих жонок". За что не ясно. Видимо за колдовство.
До церковного раскола в 1650-х годах жгли колдунов, еретиков. После раскола сожгли некоторых, особо упорствующих старообрядцев высокого чина. Например, 1 апреля 1681 г. на площади в Пустозерске, в деревянном срубе сожгли раскольников протопопов Аввакума, Лазаря, Епифания и Никифорова.
Последний приговоренный к сожжению за колдовство в 1762 году так и не был сожжен. В России быль введен мораторий на смертную казнь
Почему сжигали именно эти категории государственных преступников? Возможно из-за характера их деятельности. Казнь на костре была мучительная, но в те времена таких мучительных казней хватало, смерть через посаженье на кол, например. Скорее дело в очищающем пламени огня, в котором сгорала дотла вся скверна, так что и хоронить нечего было.
|
Художник Мясоедов Г. Г. "Самосжигатели." |
Напомню, что раскол Русской православной церкви начался в 1650-х годах с реформ патриарха Никона, которые вносили изменения в церковную службу и обряды. Те кто противился введению новых реформ стали называться старообрядцами или раскольниками. Проводимые реформы и изменения воспринимались старообрядцами как пришествие царства тьма. Они прямо заявляли о пришествии антихриста, стремившегося погубить всю православную веру. Еще более обострились религиозные взаимоотношения, когда на престол России взошел Петр I Алексеевич ( стал править самостоятельно с 1689 года), который стал кардинально менять установленный на Руси порядок общественной жизни.
В среде старообрядцев - раскольников стали практиковать обряд самосожжения. И это крайне интересно еще и потому , что самоубийство в христианстве это тяжкий смертный грех. Самоубийц не отпевали в церкви и не хоронили на общем христианском кладбище. И все же такой обряд существовал и в какое то время принял широкие масштабы, особенно в конце XVII - начале XVIII веке. Старообрядческие материалы рассказывают о тысячах сгоревших людей.
Самосожжение стало возможно потому, что идеологи раскола, "расколоучители", вывели ритуальное самосожжение за рамки самоубийства. Более того, считалось что такая смерть стала угодна богу. Такое самосожжение старообрядцы называли "огненным крещением", оно было способом пострадать за веру, обрести "мученический венец", избавится от царства антихриста. Важно еще и то, что самосожжение выступало как способ борьбы против навязываемых реформ православия, как логическое завершение спора о вере. В среде старообрядцев даже возникло особое учение об "огненной смерти". В этом учении смерть от огня отождествлялось с погружением в очищающее пламя.
Почитание огня нашло свое место и в заговорной практике восточных славян. Заговоры при помощи огня основаны на его свойствах. Прежде всего это группа заговоров основанная на метафорической связи огня и любви ( любовное горение, любовный жар, любовное пылание). Это заговоры на присушку - отсушку.
В заговоре свадебном обереге тоже используется метафора "любовного горения" и "любовного жара сердца":
" Коль жарко разгорается кирпичная печь, в той огненной печи дуб и дрова; коль жарко разгораются дрова и угольё, коль жарко и пылко, столь же бы пылко, столь же бы жарко горело сердце и кровь; в день бы она ходила, голова бы у ней болела, сердце бы щемило, хлеба бы не ела; друг без дружки головы у них болели, в ночь сна друг без друга не было. Коль ярко горит святая свеща перед образом Божиим, толь же бы ярко горело сердце у р"абы " Б"ожьей" (имя) по р"абу" Б"ожьему" (имя) днем и носью, по утренней и вечерней зари."
Очистительные свойства огня, его возможность выжигать скверну использовалась в заговорах от различных болезней. Например:
" От родимца и трясовицы: Стану я р"аб" Б"ожий" (имя), благословесь, пойду перекрестесь, отцом прощен и матерью благословлен. Выйду в дальнее чистое поле, навстречу едет Святой Пророк Илья милостивый; он едет на огненной колесницы с громом и молниею, с огненными стрелами. От грому, от молнии и от огненных стрел бежит всяк нечистый дух, трясовицы и родимец бежат под пень, под колоду безотпятно и безотворотно; так же и от меня, р"аба" Б"ожьего" (имя), трясовицы и родимец бежали бы под пень, под колоду безотпятно и безотворотно. Христа-Царя небесного при распятии Христовом пали жидове о землю, так же и у р"аба" Б"ожьего" (имя) от моих человеческих пали бы трясовицы и родимец о землю, как мертвым от могилы не востать, падучей болезни во веки не бывать у р"аба" Б"ожьего" (имя). Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь."
|
Огненный конь метафора огня.Именно такой конь носит героя между мирами |
Культ огня так же нашел свое отражение в сказках и мифологии восточных славян. Часто помощником главного героя становятся кони связанные со стихиями. Водяной конь и Огненный конь. Конь - огонь имеет рыжую масть или он вообще красный. В сказках конь несет своего всадника из одного мира в другой. Конь - огонь метафора огня, и ведь именно огонь со своим дымом уносил сжигаемого мертвого человека на небо. Так и конь-огонь несет своего всадника в другие миры. Тут уместно вспомнить Одина, который на своем Слейпнире так же скакал между мирами. В случае огненного коня культ огня соединяется с культом коня. Огненный конь естественный образ индоарийцев. Дополнительно о связи коня с природными стихиями читайте в статье "Культ коня у восточных славян".
Среди предметов присутствующих в сказке и связанных с огнем часто возникает огниво. При помощи огнива главный герой вызывает огненного коня. При помощи огнива вызываются различные духи-помощники.
Огонь с сказках может выступать и как враждебная сила. Именно такой силой является огнедышащий змей. Это летающее многоголовое существо, которое своим огненным дыханием может сжечь целое царство. Именно с таким змеем главный герой и выходит на противоборство.
Часто сражение происходит у огненной реки, которая является неким важным рубежом. Видимо огненная река выступает как разделитель миров. Называется река Смородинка, через нее перекинут калиновый мост. На этом мосту главный герой и убивает огнедышащего змея.
Сюжет борьбы со змеем присутствует в мифологии многих народов. В том числе и в язычестве древних славян - бог Перун своими молниями уничтожает змея, который прячется в корнях дуба. И в мифологии славян христиан -Георгий Победоносец один из широко почитаемых на Руси святых.
В фольклорной традиции восточных славян, связанной с православием, в так называемых "духовных стихах" след культа огня тоже прослеживается. Миф о змееборце нашел отражение в стихе "Егорий Храбрый - змееборец".
В духовных стихах огненная стихия часто враждебна человеку. В "гиене огненной" горят огни божьи на которых мучают грешников. Огнем же мучают простых людей и святых что отвратить их от "веры праведной, православной". Огонь здесь выступает злая сила и в то же время именно огонь помогает людям утвердится в вере, пройти ради веры сквозь мучения обретая тем самым венок мученика ради веры. В чем то такая роль тождественна "огненному крещению" староверов.
В духовных стихах так же как и в сказках присутствует образ огненной реки. Огненная река разделяет миры. Она является границей между миром праведников и миром грешников. Архангелы Михаил и Гавриил выступают как перевозчики, перенося души праведников через огненную реку прямо в рай.
В стихах огонь выступает как символ присутствия и возмездия бога. Бог обозначает свое место огненным столбом от земли до небес. А огненное возмездие бога может состоять в сожжении всей "грешной земли".
Увидеть ночью свет огня или костра это хорошая примета.
От различных кожных болезней пытаются избавиться выжиганием их огнем.
В день сева, сеятель никому ничего не дает. Особенно это касается огня. Сеятель вечером, в избе не зажигает огонь. Это нужно что бы солнце не сожгло посевы.
В Благовещение запрет на зажигание огня. С Благовещения запрет на зажигание огня по вечерам. Если запрет не соблюдать то огонь сожжет урожай.
Живой огонь одно из первых средств против эпидемий людей и мора скота.
Нельзя в огне сжигать волосы с головы, иначе будет болеть голова.
Огонь грех гневит.
Культ огня славяне получили от своих предков, а те от своих и так в глубину веков.
Огонь в представлении славян обожествлен и одухотворен.
Огонь ( костер) это символ солнца.
Огонь освящает и очищает.
Очищение от скверны одна из основных функций огня.
Огонь связан со здоровьем, может лечить.
Огонь связан с плодородием, помогает увеличиваться посевам и приплоду.
Огонь это оберег.
Огонь бывает небесный, живой, добытый при помощи огнива и простой.
|
В ритуальном костре должно сгорать все старое и плохое, открывая дорогу новому и прекрасному. |
Можно сказать, что восточные славяне и в рамках язычества и в последующие годы христианства воспринимали огонь как одну из основных божественный стихий. Главным свойством огня было очищение. Огонь , как и солнце, чьим символом он является, сжигал в своем пламени всю скверну. Явную и не явную. Огонь использовали как очищение и от грехов и от болезней. Все сгорало в пламени.
Огонь , особенно пламя домашнего очага выступало как сильный оберег дома, защищало дом и всех домочадцев от напастей. Одновременно пламя очага связывало живых с культом умерших предков. Ведь к домашнему очагу приходили умершие предки что бы погреться вместе с живыми потомками.
Огонь, как ритуальный календарный костер воспринимался как символ плодородия. Разжигая такой костер люди молили о будущем урожае. Как символ плодородия огонь использовался и на свадьбах.
Огонь и домашний очаг требовали к себе внимательного, уважительного отношения. Запрещалась допускать такие действия, которые могут привести к оскорблению пламени, к осквернению очага.