-----
-Купить руны- -Как заказать- -Выбор дерева для рун-
Готовые наборы Рун здесь.
-Колесо Футарка- -Талисман-Амулет-Оберег
-Главная страница- -Статьи- -ВИДЕО-
-Контакты- -Отзывы- -Фотогалерея работ-




Культ коня у восточных славян. Понимание и смысл.

Из всех, одомашненных человеком, животных именно лошадь заняла особое место в жизни и культуре людей. Лошадь стала могучим помощником, преданным спутником и верным товарищем. Именно в этом и лежат истоки культа коня.


Дополнительные статьи по теме
Судьба - Доля . Сглаз и порча. Наузы и магия узлов.
Культ печеного хлеба у восточных славян.
Магия восточных славян в простонародных обрядах и обычаях.
Культ предков. - Культ огня. - Культ воды.  - Культ камней.
Дорога у восточных славян. - Культ коня.  -  Культ медведя.
Культ дерева. Часть 1. Часть 2. Пояс как оберег.   -   Амулеты.
Язычество в православии Язычество и христианство на Руси. Борьба и синтез
Вещественные артефакты двоеверия. Мнимые и настоящие.
Солярные знаки вокруг нас    Солярные знаки восточных славян
Луннарные знаки у восточных славян.
Женская языческая татуировка в современности

Оглавление


01. Культ коня в мировой культуре и религии.
02. Наследство индоевропейцев.
03. Лошадиные амулеты.
04. Конь в культуре воинов - всадников у восточных славян.
05. Связь коня с небесными светилами и природными силами.
06. Народные обычаи и обряды с конем.
07. Конь - камни.
08. Жертвоприношение коня у восточных славян.
09. Подведем итоги.
10. Смыслы культа коня.
11. Материалы.

01. Культ коня в мировой культуре и религии.
(Оглавление статьи.)

Синташтинская колесница - самая древняя боевая колесница в мире была найдена на Южном Урале. Именно при помощи таких легких боевых колесниц , на колесах со спицами, индоевропейцы распространили свою экспансию на огромные пространства от полуострова Индостан до Британских островов.

Культ коня. как наследие древних индоевропейцев, был развит в среде индоевропейских народов. В неменьшей степени он был развит и среди кочевых народов. И это понятно, ведь именно протоиндоевропейцы были теми, кто одомашнил современную лошадь (предполагают что одомашнивание современной лошади произошло в степях между Волгой и Доном , около 2200 лет до н.э.), они были теми, кто при помощи лошади, легкой колесницы на колесах со спицами и составного лука, сумели покорить огромные пространства. А в кочевых племенах жизнь каждого человека от рождения до смерти была связана с лошадьми. Так что совсем не странно что конь занял видное место в мифологии этих людей.

Следы поклонения лошади мы видим у кельтов, у римлян, у германцев. Римляне и кельты имели богиню лошадей - Эпону. Маха, ирландская богиня лошадей. Рианнон, богиня лошадей в Уэльсе ( валлийская мифология). У западных славян, богу Святовиту , посвящали белого коня, которого растили при храме. В среде многих языческих народов лошадь светлой масти считалась достойной жертвой богам.

Уффингтонская белая лошадь - единственный известный гелиограф на Британских островах. Датирован около 1-го тысячелетия до н. э.. Свидетельство культа коня.

След культа лошади и культа всадника отслеживается у многих кочевых народов. Особенно следы, связанные с ритуалом захоронением коня. Именно в этом ритуале мы можем ярче всего увидеть проявление культа коня.

Помимо захоронение коня во время погребального обряда, существуют и другие ритуалы - строительная жертва, жертва плодородия, например, "Октябрьский конь" у римлян. В ведийской религии, прямой наследнице религии индоевропейцев, есть развитый ритуал жертвоприношения лошади - Ашвамедха и божество Хаягрива имеющее тело человека и голову лошади.

О жертвоприношении коня читайте отдельно здесь.

А сейчас я хочу поговорить о культе коня именно у восточных славян.

02. Наследство индоевропейцев.
(Оглавление статьи.)

Почему именно конь занял такое важное место в жизни, в мифологии и словесной культуре восточных славян? Прежде всего потому что конь занимал исключительно важное место в жизни человека. Именно конь превращал простого человека в всадника, в кентавра. Именно конь позволял человеку сделать, отвезти, оттащить столько, сколько сам человек не смог бы. Именно конь, это могучее, умное животное становилось преданным другом и сильным помощником человека. Именно конь обеспечивал человеку победу в битве и достаток в доме. Так что совсем не странно, что образ коня занял в жизни восточных славян такое важное место. К тому же культ коня существовал у предков славян - индоевропейцев. Поэтому не странно что некоторые мифы связанные с культом коня славяне унаследовали от своих предков.

Один из таких мифов (по одной из реконструкций)  является миф о совокуплении царя с божественной кобылицей, родившей божественных близнецов ( близнецов всадников вскормленных кобылицей).

Еще один древний миф, доставшийся славянам от индоевропейцев, связывает коня с воплощением солнечного божества, что в свою очередь связано с мифом о небесной солнечной колеснице в которую впряжен конь. В рамках этого мифа существует неразрывная связь Солнце - Конь - Колесница - Колесо. Именно этот миф и занял у славян центральное место среди мифов о Солнечном божестве. Солнце катило по небосводу в небесной колеснице, запряженной белыми или огненными конями.

03. Лошадиные амулеты.
(Оглавление статьи.)

Различные амулеты восточных славян с изображением коня. Такие амулеты должны были отпугивать нечистую силу и привлекать благополучие и достаток.

 

Культ коня и его образ связан у восточных славян с культом плодородия. Этот смысл культа легко выводится через связь коня с солярным культом. Конь у восточных славян, наряду с другими солярными символами, являлся одним из основных символов достатка, благополучия и плодородия. В обереговой защите восточных славян символ коня и его изображения выступали как защитные обереги дома и человека. Конек на избе - мощнейший оберег, предназначенный уберегать дом от зла, сглаза, нечистой силы и увеличивать его благополучие.

Важность культа коня у восточных славян мы можем увидеть в большом количестве изображений коня, носимых в виде амулетов. Амулет с изображением лошади это традиционный амулет благополучия и плодородия. Для защиты дома славяне вырезали стилизованную голову лошади - конек и укрепляли ее на охлупень.

Архаичные сюжеты с изображением коня. Традиционная русская вышивка на полотенцах и подзорах.

Помимо изображений коня на амулетах мы видим изображение коня в традиционной славянской обереговой вышивке. В вышивке изображение коня имеет много разных вариантов - конь сам по себе, конь со всадником, пара коней с женской фигурой и многое другое.

В качестве амулетов и оберегов могли использовать не только изображение коня, но и различные предметы конской упряжи, например хомут, через который надо было что либо продеть или пронести для защиты, уздечку, вожжи которыми можно было стегать. Сильный оберег - лошадиная подкова, которую обычно вешали над входом в жилище, и колокольчики, которые своим звоном отгоняли все нечистое.

04. Конь в культуре воинов - всадников у восточных славян.
(Оглавление статьи.)

"Победа Пересвета". Художник Павел Рыженко. В бою конь со своим всадником представляли одно целое.

Другая сторона культа коня у восточных славян связана с дружинной культурой. Всадники - воины на Руси становятся основной силой княжеских дружин с IX в. . Боевой конь это очень дорого, а на боевом коне сидит профессиональный воин в доспехе. Это очень-очень дорого, но именно конная дружина становится основной силой. Именно конница может на равных сражаться с другой конницей, которой и у византийцев и у кочевников и у хазар хватало.

Основное оружие всадника это боевой конь. Верный товарищ. Именно из воинской культуры всадников берет начало особое почитание Георгия Победоносца, всадника - воина, пронзающего своим копьем змея и особое отношение к боевому коню, как к близкому другу и товарищу. Отношение к коню, боевому товарищу , настолько особенное, что иногда конь удостаивается своего собственного захоронения.

05. Связь коня с небесными светилами и природными силами.
(Оглавление статьи.)

Художник Наталья Акимова. Илюстрация к сказке "Василиса прекрасная". "Белый всадник на белом коне - День ясный, Красный всадник на красном коне - Солнышко Красное, Черный всадник на черном коне - Ночь Темная."

Конь - один из ярких солярных символов славян. Именно конь тянет по небу колесницу, в которой сидит Солнце. Именно конь движет Солнце от рассвета и до заката по небосводу.

В славянской, а потом и в русской устной народной традиции конь отождествлялся с движением небесных светил и сменой дня и ночи. В русской народной сказке "Василиса прекрасная" Белый всадник на белом коне - День ясный, Красный всадник на красном коне - Солнышко Красное, Черный всадник на черном коне - Ночь Темная.

В народной традиции славян конь отождествляется с воздушными силами природы, с ветром, с облаками, с бурей. Все что мчится, что кружиться, что несется - все это в народной мифологии небесные кони, которые часто имеют крылья. Богатырские кони легко отрываются от земли и скачут с горы на гору, перепрыгивают леса, озера и реки. Часто богатырский конь - Сивка Бурка Вещий Каурка - получает сходство с грозой. Он темной, бурой масти, у него из глаз искры, из ноздрей дым и от его поступи дрожит земля и он умеет летать. Он одарен мудростью, даром предвидения и говорит по человечески.

"Богатырский скок". Художник Павел Попов.
То не белая заря занималася, не красное солнышко выкаталося.
Выезжал из ворот Илья Муромец на своём коне богатырском.
Скачет конь богатырский выше лесу стоячего,
чуть пониже облака ходячего,
с горы на гору перескакивает, реченьки, озёра перепрыгивает.

В сказках и былинах восточных славян присутствует древнейший миф о том, как ГГ роднится с конем. ГГ находит, освобождает, выращивает своего богатырского коня, который становится для ГГ верным товарищем.

В народной традиции образ коня связан и с водной стихией. Бег воды, ее мощь, волны нашли воплощение в морских и водяных кобылах. Этот образ часто присутствует в сказках. Дождь молоко этих кобыл. Купаясь в молоке морских кобылиц ГГ становится сильнее и красивее.

Конь связан и с огнем. Огненный конь. Конь - огонь (еще о связи коня с огнем читайте в статье "Культ огня у восточных славян").  Такая связь прослеживается прежде всего как солярного символа, связь с огненным солнцем. Также из за связи с грозой, т. е. с молнией. Конь - огонь пышет дымом из ноздрей, высекает искры копытами, глаза горят огнем.

Конь хтоническое существо. Он связан с миром мертвых. Может нести своего всадника из одного мира в другой. Может оживить своего всадника при помощи живой и мертвой воды. Конь предсказывает судьбу и предостерегает своего человеческого товарища. Конь может нести смерть, как это произошло в известном мифе о Вещем Олеге.

06. Народные обычаи и обряды с конем.
(Оглавление статьи.)

Обряд "Вождения коня" на Русальную неделю. Село Оськино, Хохольского р-на, Воронежской области. Начало XX в.

С лошадьми связаны многочисленные верования и обряды. Был распространен обряд гадания с лошадью. Ее проводили через какие либо препятствия, которые ей надо перешагивать и наблюдали запнется или нет. Если запнется, оступится, заденет препятствие это к неудаче. Если пройдет ровно это к успеху.

У русских и других славянских народов был широко распространен обычай "Вождение коня"("Вождение кобылы"). На различные народные праздники - на Святки, на Светлую неделю, на Троицын день и др.. Коня изображали ряженные или специально подготовленные фигуры, которые носили на шестах. Вместо фигуры лошади могли использовать простой пук соломы с лошадиным черепом. Изображение коня и проведение самого обряда могли иметь местные особенности. Но ход проведения был примерно один. Ряженный конь участвовал в народных гуляниях и по окончании гуляний уничтожался. Смысл, видимо, состоял в защите местности путем приманивания на ряженного коня всякого зла и ритуального его уничтожения в конце гуляний. Т.е. образ коня выполнял традиционные береговые функции.

Лошади имели особое значение в свадебных обрядах. В свадебный поезд должен был быть запряжен конь светлой масти. В свадебном ритуале конь символ плодородия. Поэтому часто в брачную ночь коней привязывали недалеко от спальни молодых. Брачная ночь могла проводится недалеко от стойла лошади. Считалось что такое соседство способствует зачатию ребенка.

Обряд "сажания на коня". Обычно проводился одновременно с обрядом подстрига. Обряд сажания у казаков проводится и по сей день. Мальчик сажался на коня в возрасте 3-х -4-х лет. У славян такое "сажание" обозначало что семья - род получали будущего мужчину. Такое сажание обозначало один из этапов взросления ребенка, определенным образом позиционировало его в обществе.

07. Конь - камни.
(Оглавление статьи.)

Дополнительно по теме Коней - Камней читайте в статье "Культ камней у восточных славян".

В народной славянской традиции широко развито почитание отдельных больших камней. Некоторые такие камни связаны с образом коня. Это Конь - камень на острове Коневец, Ладожского озера. Высота камня около 4 метров и вес 750 тонн. Этому камню и духам, обитающим в нем, приносили в жертву коня, в надежде на то, что задобренные духи сохранят скот, который пасся на острове.

Другой Конь - камень находится в Тульской области на склоне долины реки Красивая Меча. Вес более 20 тонн. Этот камень опахивали с целью уберечь скот от мора. Обряды у этого камней проводились и в христианские времена. С Конь- камнем у Красивой Мечи была связана местная легенда о богатыре, который прискакал на это место на своем коне и от тоски бросился в воду, а конь его окаменел. И что по ночам этот Конь камень превращается в боевого коня и скачет по окрестным полям.

Еще один Конь -камень (Кудеяр-камень или Синь-камень) находится в Липецкой области, на правом берегу реки Дон. Вес этого камня около 10 тонн. По легенде это окаменевший конь атамана Кудеяра, охраняющий клад атамана.

Добавление от 1 февраля 2023 года.

Есть еще один, мало известный, Конь - камень. Это местнопочитаемый в народном православии валун. Находится на левом берегу реки Онеги, около села Конево, Плесецкого района Архангельской области. Размеры валуна достаточно большие размера 6х4,5 м. Высотой около 2,5 метров. Валун имеет седловидную форму, может быть по этому его назвали Конь - камнем.

Местное устное предание связывало старообрядцев с этим Конь -камнем. Якобы старообрядцы ждали конца света в виде кровопролитной битвы и когда битва начнется, этот Конь- камень превратится в настоящего коня и Илья пророк ( архангел Михаил, Иисус Христос) поскачет на нем на битву с Антихристом.

08. Жертвоприношение коня у восточных славян.
(Оглавление статьи.)

В мифологии восточных славян конь - хтоническое существо. Он способен перемещаться между миром живых и миром мертвых. Может поэтому коня отправляли в мир мертвых вместе с умершим всадником?

Культ коня у восточных славян выражался и в том, что конь был жертвенным животным. Это можно утверждать на основании многочисленных археологических раскопок курганов, захоронений, городов и поселений на территории проживания восточных славян.

Жертвоприношения коня восточными славянами можно разделить на жертву во время строительного обряда, жертву во время погребального обряда и, можно предположить, что конь мог жертвоваться богам во время различных праздников.

Жертва коня во погребального обряда.

Археологические раскопки говорят о том, что жертва во время погребального обряда может быть:

  • -"захоронением коня", где покойник захоранивался вместе с конем (конь как жертва - сопровождения, жертва - транспорт);
  • - конь приносился в жертву на могиле или кургане вместе с другими животными;
  • -захоронение с одной конской сбруей, без коня;
  • - особый случай захоронений, это захоронение одного коня, помимо конской упряжи такие захоронения могут содержать и оружие. По мнению ученых такие захоронения коня могли совершаться в честь воинов павших где то далеко от родной земли. По другой версии такие захоронения делались в честь самого коня еще при жизни владельца, в случае гибели коня.

Например, князь Андрей Боголюбский, в 1149 году, после битвы по Луцком, велел похоронить своего коня, который вывез князя из "великой беды" и в последствии умер от ран:

"... зане обступлен бысть ратными и гнаста по нем; ят бо бе двема копиема под ним конь, а третьим в передний лук седельный… конь же его язвен велми, унес господина своего, умре; князь же Андрей, жалуя комоньства его, повеле и погрести над Стырем” [Ипат. лет.6657]

Это говорит о том, что боевой конь для воина, это не просто ценное животное, это друг, соратник и боевой товарищ, сражающийся наравне с хозяином.

Иллюстрация художника В. М. Васнецова к стихотворению А. С. Пушкина "Песнь о Вещем Олеге". Сюжет основан на летописной истории. Сужденного нельзя миновать и Вещий Олег принимает смерть от уже мертвого боевого товарища. На картине - прощание Вещего Олега со своим конем.

Кирпичников А. Н. в своей статье "Снаряжение всадника и верхового коня на Руси IX - XIII вв" анализирует 374 захоронения с остатками коня и частями сбруи или только коня ( данные 1973 года). Эти захоронения локализованы на территории Древней Руси, по датировке основная масса захоронений приходится на IX - начало XI вв. , и только небольшая часть по XIII в. Из конской сбруи в захоронениях чаще всего находят удила, стремена, редко уздечки и плети.

Почти все погребения дружинников IX-X вв, найденные в Киеве, содержали остатки коней и упряжи.

Помимо курганных захоронений с конями археологами обнаружены места языческих жертвоприношений коней и строительные жертвы. Обряд строительной жертвы  обращает на себя особенное внимание. Он, несомненно, является частью культа коня. Обряд жертвоприношения строительной жертвы и дальнейшее укладывание головы коня в фундамент или под угол возводимого жилища несло в себе смыл сохранения и оберегания этого жилища. Конь, перешедший в мир духов, должен незримо охранять жилище.

Обряд строительной жертвы был широко распространен у восточных славян. Жертва могла быть разной. В особых случаях это было жертвоприношение человека или коня. Д. К. Зеленин высказывал мнение что строительная жертва изначально была компенсаций ( закон возмещения) за срубленные деревья, которые шли на строительство жилища.

Строительная жертва в виде конских черепов закопанных под основание возводимых срубов особенно часто обнаруживается при раскопках Древнего Новгорода. Местные условия способствовали сохранению следов этого обряда. Но данные говорят что подобная строительная жертва широко использовалась восточными славянами.

09. Подведем итоги.
(Оглавление статьи.)

Культ коня достался восточным славянам от предков - индоевропейцев. Возникновение культа коня можно обосновать тем особым местом, которое конь занимал в жизни человека, и теми особыми отношениями, которые связывали человека и коня.

Культ коня у восточных славян проявлялся в особом почитании этого животного. Особое почитание выражалось через ношение амулетов, через различные варианты жертвоприношения коня, через захоронение коня. Через народную устную традицию мифов, сказок и былин. Через обрядность.

10. Смыслы культа коня.
(Оглавление статьи.)

 

Конь - солярный символ восточных славян.

Конь, запряженный в колесницу, везет Солнце по небосводу

Сам конь и его изображение это оберег от злых сил.

Сам конь и его изображение символ плодородия и достатка.

В качестве оберега и символа плодородия использовали элемент конской упряжи - возжи, уздечку. Подкова оберег от нечистой силы.

Конь шумящая подвеска оберег отгонной магии , шумом колокольцев отгоняет злых духов

Конь хтоническое существо - перемещается между миром мертвых и живых ( небесная колесница на ночь уходит под землю.

В народной русской устной традиции конь ассоциируется с силами природы - с воздушными,  водными и огненными стихиями.

Конь частая строительная жертва.

Конь связан с брачным ритуалом и вообще с плодородием.

Конь связан с погребальным ритуалом - частая жертва сопровождающий или жертва проводник.

Тотемическое родство с конем в мифологии. Сюжет вскармливания героя молоком кобылицы. Сюжет рождения божественной кобылицей близнецов наездников. Сюжет породнения героя с конем, родившимся с ним в один день.

Сажание на коня - ритуал этапа взросления мужчины.

11. Материалы.
(Оглавление статьи.)

  • Афанасьев А.Н., " Древо жизни".
  • Белякова Г. С., "Славянская мифология".
  • Николаева Т. В. , "Древняя Русь и славаяне".
  • Рыбаков Б. А., "Древняя Русь. Культура и быт".
  • Елеонская Е.Н., "Сказака, заговор и колдовство в России".
  • Зеленин Д.К., "Восточнославянская этнография".
  • Кирпичников А. Н., "Снаряжение всадника и верхового коня на Руси IX - XIII вв"
  • Ковалев Г. Ф., Афанасьевский сборник. "Календарные обряды".
  • Коринфский А. А., "Русь народная".
  • В.И. Ерохин, Ю.В. Курдюков, С.Б. Чернецова, "Новые данные о культовых камнях Ярославского Поволжья по материалам полевых экспедиций 2009-2011"
  • Олейник Д.В., "Обряды и представления восточных славян".
  • Миронова В.Г., "Языческое жертвоприношение в Новгороде".
  • Седов В.В., " К вопросу о жертвоприношениях в древнем Новгороде".
  • Пропп В.Я., "Исторические корни волшебной сказки".
  • Зеленин Д.К., "Тотемы-деревья в сказаниях и обрядах европейских народов".
  • Курбатов А.В., "Традиция строительных «прикладов» в Восточной Европе и Сибири (Средневековье и Новое время)".
  • Голубева Л.А., "Амулеты." – Древняя Русь. Быт и культура.
  • Успенская А.В., "Нагрудные и поясные привески. – Очерки по истории русской деревни X–XIII вв."
  • Пропп В.Я., "Исторические корни волшебной сказки".
  • Рябинина Е.А. (ред.), "Зооморфные украшения древней Руси X-XIV вв".
  • Миронова В. Г., "Языческие жертвоприношения в Новгороде".
  • Соколова В. К., "Весенне-летние календарные обряды русских, украинцев и белорусов".
  • Сумцов Н. Ф., "Символика славянских обрядов".
  • Тянина А. Е., "Амулеты средневекового Новгорода из зубов и костей животных".
  • Сингх В. К., Новиков В. В., "Усадьба X - XI веков в Людином Конце средневекового Новгорода".
  • Маслова Г.С., "Орнамент русской народной вышивки".
  • "Изобразительные мотивы в русской народной вышивке". Альбом.
  • Родионов М. С., "Изображение боевого коня в русских богатырских былинах".
  • Формозов А. А. "Строительные жертвы на поселениях и в жилищах эпохи раннего металла"
Индоевропейцы
Ашвины ( близнецы - всадники)
Близнечные мифы
Ашвамедха
Захоронение лошади
Культ коня
Конь в геральдике
Жертва лошади
Приручение лошади
Божественные близнецы
Хаягрива
Масть лошади
Конь-Камень (Тульская область)
Конь-камень (Коневец)
Конь-камень (Липецкая область)
 
 
_
Еще по теме "Символы"
Смыслы Культа Коня у восточных славян.
Смыслы Культа Медведя.
Символ Колесо. Значение и понимание.
Символ Спираль. Значение и понимание.
Символ Узел. Значение и понимание.
Символ Лабиритнт. Значение и понимание.
Символ Дерево. Значение и понимание.
Символ Солнца. Значение и понимание.
Руническое Колесо - Рунный Круг - Колесо Футарка. Значение и понимание.
Жертвоприношение. Смысл, цели и средства ритуала.
Смысл Культа Предков.
Талисманы. Амулеты. Обереги.
Культ Предков.



-NordicRunes.ru-