Культ камней у восточных славян. Понимание и смысл.
Судьба - Доля . Сглаз и порча. Наузы и магия узлов. Культ печеного хлеба у восточных славян. Магия восточных славян в простонародных обрядах и обычаях. Культ предков. - Культ огня. - Культ воды. - Культ камней. Дорога у восточных славян. - Культ коня. - Культ медведя. Культ дерева. Часть 1. Часть 2. Пояс как оберег. - Амулеты. Язычество в православии Язычество и христианство на Руси. Борьба и синтез Вещественные артефакты двоеверия. Мнимые и настоящие. Солярные знаки вокруг нас Солярные знаки восточных славян Луннарные знаки у восточных славян. Женская языческая татуировка в современности |
Оглавление01. Что можно считать священным камнем?02. Священные камни в пространстве и времени. 03. Мифы и камни. 04. Культ камней наследство анимизма. 05. Культ камней у восточных славян в языческое время. 06. Культ камней у восточных славян в христианское время. 07. Баш и Башиха. Показательный пример культа камней в народном православии. 08. Синь-камень - знаменитый культовый камень восточных славян. 09. Еще о культовых камнях восточных славян. 10. Некоторые особенные свойства культовых камней. 11. Культ камней в заговорах и обрядах восточных славян. 12. Громовые стрелы и драгоценные камни. 13. Заключение. 14. Литература. 01. Что можно считать священным камнем?
|
|
Пагода Чайттийо ( Золотой камень) в Мьянме. Священный камень буддистского мира. |
В качестве культовых объектов камни использовали с глубокой древности. Историки знают достаточно камней, как правило с изображениями, которые можно считать культовыми. Каменные столбы Окуневской культуры, каменные бабы скифской эпохи, камни заместители тела усопшего времен Андроньевской культуры. А тысячи менгиров, сейдов и дольменов установленных неизвестно когда и неизвестно кем.
Какие именно камни могли стать культовыми? Те, которые имели признаки сакральности:
Надо отметить то, что наличие признаков сакральности не определяет то, станет ли камень культовым или нет. Культовым камень делают не признаки сакральности а человеческие ритуалы. Т.е. люди должны сделать камень культовым из-за каких либо свойств этого камня.
Функции культовых камней могли быть следующие:
На данный момент в мире известно достаточно много священных камней, священных природных каменных объектов и священных сооружений из камней. Некоторые из них остаются священными до сих пор, некоторые были священными в далеком прошлом. А сколько культовых сооружений построено из камня, который символизирует нерушимость и вечность?
В качестве примера можно привести один из самых известных священных камней современности - черный камень Каабы. Кааба священная кубическая постройка мусульман. А священный черный камень вмонтирован в одну из граней Каабы и является объектом религиозных ритуалов. Согласно преданию этот камень был принесен из рая. Черный камень имеет небольшие размеры.
В Японии священные камни и валуны - ивакура - являются объектами религиозных ритуалов традиционной религии синто.
В Мьянме находится пагода Чайттийо. Это буддистская святыня, известная во всем мире как Золотой камень. Сама пагода, высота которой 5,5 метров, находится на вершине огромного балансирующего валуна. Сам валун диаметром 6 метров и окружностью около 25 метров. Валун покрыт сусальным золотом и является объектом религиозных ритуалов буддизма.
Рассказ о камнях, которые являются священными в современности можно продолжать довольно долго. Примеров достаточно много.
|
Painting by Lola Lonli White Hot Alatyr Stone |
Священные камни являются так же объектами мифа. В славянской мифологии это конечно Бел-Горюч-Камень Алатырь. Интересно что Бел-Горюч-Камень Алатырь связывает в себе четыре древних славянских культа. Культ камня, культ воды и культ огня, и именно на нем растет Дерево Жизни восточных славян - дуб.
В качестве примера мифологического камня можно вспомнить и средневековый философский камень, который в примитивном понимании является неким элементом при помощи которого можно превращать металлы в золото.
В индуисткой и буддисткой мифологии описывается волшебный камень Чинтамани. Этот драгоценный камень умеет исполнять желания.
В православной христианской культуре есть свои мифологические камни. Например, это обломок скалы, на котором Антоний Римлянин приплыл в Новгород. Этот мифологический камень нашел свое физическое воплощение, которое храниться в западном притворе собора Рождества Богородицы Антониева монастыря в Новгороде.
Существует устойчивый фразеологический оборот - краеугольный камень. Он имеет физическое понятие это камень лежащий в основании строения, принимающий на себя всю тяжесть и распределяющий нагрузку. В современном речевом обороте "краеугольный камень" чаще используется как понятие, которое обозначает основу, основание, опору чего либо, начало, суть, смысл.
|
Камень Куммакиви (Kummakivi), Финляндия. Имеет признаки сакральности. |
В религиозных представлениях восточных славян, особенно в народном православии, до самого последнего момента присутствовали верования которые специалисты определяют как глубоко архаичные. Это культ матери-земли, культ деревьев, культ камней, культ воды и др. Эти и подобные им культы являются следствием анимизма.
Анимизм это вера в одухотворенность природы, вера в то что все неживые предметы имеют духовное начало и на самом деле живые. Живая земля, живые деревья, камни и вода тоже живые.
Некоторые исследователи считаю что анимизм это одна из первых религий людей. Другие полагают анимизм лишь частью первобытных человеческих религий. При этом все человеческие религии, существовавшие ранее и существующие сейчас, содержат в себе элементы анимизма.
Пласт религиозных верований связанных с анимизмом - культ матери-земли, культ деревьев, культ камней, культ воды который присутствовал в народном православии, восточные славяне получили в наследство от язычества. В язычество восточных славян эти культы попали в наследство от своих предков - праславян и их религиозных воззрений и так в глубину веков.
При этом надо понимать что смысловое наполнение этих архаических культов изменялось со временем и в зависимости от религии. И, если мы знаем о почитании камня в народном православии, то не можем твердо указывать на то, что этот камень почитали и при язычестве и наоборот. При почитании камней наследственная память народа работает но не так прямо как предполагают обычно.
Для иллюстрации можно привести три случая
|
Камень Щеглец, находящийся около деревни Мытно, Новгородской области несет на себе следы петроглифов, которые датируются II - I тысячелетием до н. э. |
О культе камней у восточных славян в языческое время мы знаем немного, это, впрочем, относится ко всему восточнославянскому язычеству. Сведения о нем крайне скудные.
Доподлинно известно что Синь камень Плещеева озера являлся языческой святыней и вокруг него проводились празднества, раскопки показывают на то что камень Щеглец почитался в языческое время. Но данных о том какие религиозные ритуалы проводись около этих языческих святынь у нас нет.
Некоторые ученые в своих попытках реконструкции язычества восточных славян соотносят культ камней с культом Велеса-Волоса. Они считают что камни посвящались именно этому божеству. Об этом писал историк и археолог, видный ученый Валентин Васильевич Седов в своей статье "Культовые камни Велеса". Аргументировал он свое утверждение тем что в северозападной части Руси культ Велеса - Волоса был особенно силен и тем, что ритуалы связанные с камнями несли следы животноводческой жертвы - приношение шерсти, масла, творога, мяса. И ритуалами связанными с камнями и скотом, например, прогон скота около камня. Насколько достаточна такая аргументация? Это сложно сказать, потому что данных явно недостаточно.
Есть версии связи культа камней с именем другого славянского бока Громовника - Перуна. Она строится на нескольких местных мифах.
Но все это не более чем версии. О самом языческом почитании камней и ритуалах около них проводимых мы не знаем практически ничего.
Не зная сути ритуалов, можно утверждать что культ камней у восточных славян был развит, камни были объектом почитания, около них проводились различные ритуалы возможно связанные с магией здоровья людей и скота, с обереговыми функциями, с ритуалами поклонения языческим божествам и с принесением жертв. Можно предположить, что часть священных камней язычества со своими ритуалами мигрировало со временем в народное православие.
Празднование Иванова дня в 1938 году у святого камня в д. Меекси (Мегуница). |
Пример такого случая приводит Седов В. В. . Он описывает ритуалы проводимые в христианское время около "Иван-каменя", находящийся при ручье Мегуница, в нескольких километрах от г. Печоры, Псковской обл. Название и святость камня имело христианскую основу, а празднование включало в себя явные языческие мотивы - песни и пляски вокруг камня, возжигание костров, приношение творога и масла в качестве жертвы. Этот камень использовали и для лечебной магии.
По описанию видно что ритуальность празднования была наследована из язычества, правда при этом мы не можем сказать какие изменения в ритуалах празднования произошли под влиянием христианской религии.
В настоящее время исследователи, ученые и любители находят достаточно много различных камней имеющих признаки сакральности. Признаки эти могут быть и явными и мнимыми, но говорить о том, что эти камни были культовыми для славян язычников без твердого научного подтверждения нельзя. А вот о камнях, которые были культовыми в христианское время известно гораздо больше.
Я уже не раз писал о двоеверии. О том, как язычество народных славян прошло интеграцию в христианскую религию породив синкретическую религию - народное православие. Т.е. православие, в котором на низовом уровне, в православной среде простых людей присутствовали верования, ритуалы, обычаи и традиции с православием связанные формально или не связанные вообще. В контексте разговора о культе камней, в качестве примера таких обрядов, можно привести ритуал жертвоприношения камням, совершаемый после церковной службы.
Культ камней был достаточно широко распространен в народном православии, особенно на Северозападной Руси, Верхнем Поволжье. Камни почитались в качестве местных святынь, т.е. культ определенного камня действовал на ограниченной местности. Местные жители знали мифологическую основы святости, соблюдали различные местные ритуалы.
Каноническая церковь уже не боролась так яростно с почитанием камней, просто ставила такое почитание под свой контроль, придавая всем праздникам в которых святые камни были объектами ритуала, христианское наполнение.
В христианское время , у восточных славян, совсем не обязательно культовыми становились камни имеющие "языческую" историю. Совсем нет. Это могли быть и новые камни и заново ставшие культовыми уже забытые языческие. Как и в случае с культом дерева объектами почитания становились камни, которые как либо выделялись ( см. выше признаки сакральности).
Авторы В. И. Ерохин, Ю.В. Курдяков, С.Б. Чернецова в своей статье " Новые данные о культовых камнях Ярославского Поволжья по материалам полевых экспедиций 2009-2011 гг" предлагают следующую классификацию культовых камней по их назначению:
Как и в случае с культом деревьев камни часто становились почитаемыми в в составе культовых комплексов вместе с деревом и (или) источником.
В христианское время одним из основных признаков сакральности становится след на камне. Это так называемые камни следовики. Камни с отпечатком ступни человека, обутой или босой, с отпечатком руки человека.
Мифологическая основа почитания камней следовиков имела христианское содержание. Например, следы на камне связывали с именами разных святых. Или на камне происходило явление иконы. Такие мифы имели разные сюжеты, но следствие было одно - оставляя свой отпечаток на камне святые как бы передавали часть своей святости этому камню, а явление иконы освящало камень после чего тот получал некие необычные свойства.
По описаниям можно составить общую картину поклонения камням. В качестве объекта ритуала выступал камень имеющий признаки сакральности и чья культовость была подкреплена местной мифологией и традицией. В один из церковных праздников, обычно летних, после церковной службы, камню устраивали жертвоприношение в виде еды или различных предметов. Жертвоприношение делалось в качестве платы и в надежде на помощь камня в каких либо делах и проблемах.
К камням проводили крестные ходы. Около них устраивались различные христианские богослужения. Это ни сколько не мешало использовать камни в ритуалах магии оздоровления - прислоняясь к камню больным местом или надевая одежду, которая полежала на камне. Вода из следа или углубления на камне почиталась чудотворной. Такую воду использовали для лечения различных болезней.
Т. е. культовые камни использовались как объекты и в обычных христианских ритуалах, так и в таких ритуалах которые канонически церковь решительно не поддерживала, но с которыми приходилось мириться потому что искоренить не удавалось.
Помимо христианских ритуалов камни использовали:
При этом все эти совершенно языческие ритуалы часто были связаны с именем христианского святого, того , с чьим именем был связан камень.
Интересно отметить еще вот что. Для простонародного населения не существовало деления на христианское и языческое, так как мы делаем это сейчас, в этой статье. Люди считали себя православными христианами, все что они делали было освещено христианской религией. Все ритуалы имели христианское осмысление. Люди искренне верили в Христа, и с его именем мазали камни творогом и маслом. Каноническая церковь суть ритуалов понимала и разделение делала. Потому и пыталась иногда бороться. Но преломить устоявшиеся народные традиции стоило великих трудов, проще принять. Потому и жертвовали камням в церковный праздник после молебна.
|
Опахивание. Этот ритуал использовался еще в начале XX века. В общем случае ритуал заключался в проведении замкнутой борозды вокруг какого либо объекта. Селения, пашни, камня. Проводился в случае мора скота, эпидемий , голода. Объектами опахивания были Баш и Башиха и Конь камень с Красивой Мечи. |
Интересное описание народного праздника, связанного с культом камней приводит И.М.Снегирев в книге "Русские простонародные праздники и суеверные обряды", 1837 год, том IV, глава "Баш и Башиха".
Баш и Башиха - культовые камни, находились рядом с селом Башево, Одоевского района, Тульской области. Небольшого размера, квадратной формы камни находились на возвышенности посреди поля. Поле вокруг них на некотором расстоянии не распахивали "что бы не беспокоить".
Два камня сами приплыли по реке и встали на могилы двух людей. Считалось что люди эти были мужем и женой (кумом и кумой, богом и богиней, крещеным татарским сановником и его женой). На камнях есть следы, которые толкуются по-разному.
По легенде после попытке нанести вред камню перестали плодородить поля, а тот , кто пытался нанести камням вред умер после болезни. Еще по легенде при попытке как то воздействовать на камни, камни эти прятались в землю, когда опасность проходит появлялись вновь.
Праздник Баша и Башихи проходил летом "около Петрова дня". Праздновали его следующим образом: с окрестных мест собирался народ. В церкви, которая недалеко тот камней, служили молебен Божей Матери - умилению. После молебна шли кланяться камням, как на могилы усопших родственников. Камням приносили различные жертвоприношения - деньги, холсты и всякое другое в надежде на помощь в своих проблемах. По поверью земля, взятая около камней обладала чудодейственными свойствами.
На этом примере хорошо видно что на формальном фоне православного праздника - молебна, происходит явное языческое поклонение камням, с принесением жертвы. Причем камни своей мифологией с православием вообще никак не связаны и существуют сами по себе.
За отсутствием данных невозможно определить когда именно началось поклонение Башу и Башихе. Название определяют как монгольское или татарское. Может все началось по крайне мере после татаро-монгольского нашествия?
На данный момент камней Баша и Башихи не существует.
Ритал почитания камней Баш и Башиха характерен. Судя по описаниям примерно так проходили и многие другие ритуалы у восточных славян, которые были связаны с культом камня.
В качестве объекта ритуала выступал камень, чья культовость и сакральность была подкреплена местной мифологией и традицией. В один из церковных праздников, обычно летних, после церковной службы, камню устраивали жертвоприношение в виде еды или различных предметов. Вода из следов, углублений или чаш камня использовалась для лечения.
|
Синь - камень на берегу Плещеева озера. |
Камни Баш и Башиха, не смотря на свою документированную историю, все же не так известны.
А вот одним из самых известных священных камней восточных славян можно назвать Синь камень с окрестностей Плещеего озера. Его история документирована и наполнена мистическими событиями.
Синь камень скорее всего имеет ледниковое происхождение. Это огромный валун удлиненной овальной формы, толщина около 0,6 метра, длина около 3 метров, ширина около 2,5 метров, его вес определяют в 12 тонн.
Синим это камень называют из за того оттенка который он приобретает в мокром состоянии.
Предположительно Синь камень был культовым камнем финно-угорского племени меря еще до экспансии славян. После того как славяне заселили эти места Синь камень стал культовым и для них.
Первое письменное упоминание о Синь-камне в конце XVI века. Там говорится о том что в церковный праздник апостолов Петра и Павла ( Петров день 29 июня по юлианскому календарю) к камню приходит множество разного народа и творят ему почести.
Каноническая церковь пыталась бороться с языческой святыней. В начале XVII века камень закопали. По легенде, дьякон который закопал камень тяжело заболел. Через некоторое недолгое время камень вновь появился на поверхности.
Зимой 1788 года камень пытались доставить по льду Плещеева озера для строительства фундамента церкви на левом берегу реки Трубеж. Вес камня определили около 4 тонн ( что не очень сочетается с современными оценками). Во время перевозки камень проломил лед и ушел под воду.
В конце 1840-х годов Синь камень чудесным образом появился на северо-восточном берегу Плещеева озера. Там он лежит и сейчас, постепенно погружаясь в землю. Если бы его не раскапывали то была бы видна одна верхушка.
|
Синь - камень в 1950-е годы ( фотография из музейного буклета) |
Вот, собственно, и вся история. Мы располагаем только самыми общими сведениями. Нет данных о том, какие именно ритуалы проводились у камня, понятно только что проводились они довольно длительное время и к христианским религиозным ритуалам не имели отношения. Борьба православной церкви с это святыней указывает на непрятие церковью ритуалов, скорее всего имеющих языческую основу.
На данный момент разные любители-исследователи находят в тех местах много "синих камней", высказывают различные версии о культе "синих камней", пытаются различным образом объяснить появление утонувшего камня на берегу озера.
Несмотря на некоторую скудость материала мы имеем великолепный пример памятника языческого времени, с IX века. Памятника достаточно достоверно подтвержденного.
На сегодняшний момент Синь камень является туристической достопримечательностью и местом поклонения неоязычников. Камнем интересуются мистики и люди занимающиеся эзотерикой.
|
Священный камень Пятница. Находится в Лужском районе Ленинградской области у деревни Конезерье. Вокруг камня археологи обнаружили остатки керамики, датируемой началом 2-го тысячелетия н.э.. Камень был почитаем и во времена христианства. |
Как неоднократно я упоминал культовые камни имели локальное, местное значение. О них знали только жители данной местности, или специалисты.
Но были и камни, чья известность была распространена шире. Тот же Синь камень Плещеева озера. Я уже писал о книге И.М.Снегирева "Русские простонародные праздники и суеверные обряды", 1837 год, том IV, глава "Баш и Башиха". В которой Снигирев описывал народный праздник с этими культовыми камнями.
В другой книге, автор Н. Познанский, "Заговоры. Опыт исследования происхождения и развития заговорных формул", 1917 год, рассматривая происхождения заговоров с камнем, пишет:
О Баше и Башихе я писал, о Синь камне тоже. О Конь камнях я писал в статье " Культ коня у восточных славян. Понимание и смысл".
Конь камень с острова Коневец, Ладожского озера. Вес более 750 тонн. Стал культовым камнем восточных славян уже в христианские времена, в языческое время возможно был культовым у карелы, финно -угров. По легендам этот камень был связан со скотоводческой магией. Подробностей о ритуалах, проводимых с камнем не известно.
|
Конь камень с берега Красивой Мечи ( Тульский р-он). Во время недорода проводилось ритуальное опахивание этого камня. |
Конь камень с берега реки Красивая Меча. Валун весом около 20 тонн, лежит на трех других валунах и окружен валунами меньшего размера. Эта группа ледниковых камней уникальна для этих мест и находится на возвышении. Имеет несколько признаков сакральности. Первое письменное упоминание 1499 год. Существовала легенда о том что камни это окаменевшие воины Мамая, бежавшие после Куликовской битвы.
Камень Щеглец. Гранитный валун, размер 1,5 х 2 метра. Находится в Новгородской области. Достаточно известный валун. Один из немногих валунов, которые обследовали ученые. На этом валуне были обнаружены петроглифы, они предположительно относятся к позднему бронзовому веку ( I-II тыс.д.н.э.). Камень имеет признаки сакральности но о проводимых с ним ритуалов ничего не известно.
Камень Пятница. Это еще однин камень, который исследовали ученые. Находится в Лужском районе Ленинградской области у деревни Конезерье. (Культ Параскевы Пятницы являлся одним из самых мощных в народном православии. Некоторые ученые соотносят Параскеву Пятницу с Макошью) Этот камень чашечник. Чаша треугольной формы. Размеры камня в длину-3,6 м, в ширину-2,7 м, в высоту-0,9-1,2 м. Камень почитался вплоть до XX века. Вода из чаши полагалась святой и использовалась для лечения. В нише время камень почитается ограничено. При раскопках вокруг камня Пятница были обнаружены предметы датированные началом и второй половиной II тыс. н. э. и различные следы почитания культового камня.
Далее просто списком без описания, приведу несколько камней, на которые я сам обратил в особое внимание во время написания этой статью. Думаю что тем, кого интересует данная тема будет достаточно прост о по названиям найти дополнительные материалы.
Шутов ( Киндяковский) камень. Д. Киндяково, Дмитровский р-он, Московской обл.. По легенде это один из девяти кусков разбит ого Алатырь Камня. Почитается сейчас как языческая святыня.
Конь-камень (Кудеяр-камень, Синь-камень).Находится в Липецкой области, около села Долгого,на берегу реки Дон. Вес около 10 тонн. По легенде атаман Кудеяр обратил в камень своего коня над кладом.
Тихонов камень. Ярославская область, Большесельский район, около.. деревни Березино. Назван так в честь явления иконы святителя Тихона Амафунского в конце ХVII в, почитается как православная святыня.
|
Камень "Пятница". Псковский р-он, д Должицы. Камень чашечник. Почитаемая православная святыня. |
Тиуновское святилище. Находится около деревни Тиуновской ( река Кокшеньга), Вологодской области. К язычеству восточных славян отношения не имеет, а вот к православным святыням возможно. Комплекс из двух больших валунов, на валунах граффити, петроглифы и кириллические надписи.
Много сведений о различных почитаемых камнях, причем почитаемых и в настоящее время дают нам различные исследователи. Некоторые из этих камней стали почитаться неоязычниками, как языческие святыни. Некоторые продолжаются почитаться и как христианские святыни. Но большой известности эти камни не имеют и почитаются в ограниченной местности. Многие камни имеют богатую историю, некоторые открываются заново благодаря только признакам сакральности.
Можно отчетливо увидеть как подтверждается мнение о том что культовым камень делают человеческие верования, обряды и ритуалы.
Народная мифология "оживляет" некоторые камни. Наполняет их жизнью и камни перестают быть немыми, неподвижными громадинами.
Особые свойства могут быть такими:
Народная мифология наделяет культовые камни еще одним уникальным свойством - свойством служить маркером. Маркером места перехода между мирами, или самому быть таким переходом. Около таких камней можно увидеть странные вещи или встретить чужих людей или умерших людей.
Это удивительное свойство камней - свойство перехода, часто проявляется в местном мифотворчестве. Камень на распутье частый сказочный сюжет, ставящий перед героем выбор. Интересно, что один из таких выборов - "убиту быть" , т. е. дорога в мир мертвых ( см. ст. "Дорога у восточных славян").
В сказках, на холме, под камнем или каменной плитой герой находит коня. И здесь то же камень как маркер перехода, потому что место на холме и под каменной плитой может быть понято как склеп или могила. За камнем, за каменной плитой может находиться царевна которую ищет герой.
В сказках присутствует мотив превращения в камень. Баба Яга превращает героя или его спутника в камень.
|
Художник Васнецов В. М. " Витязь на распутье" |
Камни так же как и деревья использовались в ритуалах здоровья. Дерево во время ритуала должно было делиться с человеком жизненной силой или забирать болезнь человека себе ( читай мою статью " Культ дерева у восточных славян.")
А как использовать камень? Во время простых магических ритуалом, с применением камня, связанных со здоровьем, использовали такие свойства камня как крепость, нерушимость, нечувствительность.
Как это могло работать? Например, достаточно простая магия подобия (см. ст. Магия восточных славян в простонародных обрядах и обычаях) позволяла запирать кровь использованием образа камня или настоящего камня. Камень крепкий и из него не течет вода, поэтому если перенести эти свойства камня на раненого человека, то кровь прекратит четь.
Вариантов подобных заговоров ( закрепления крови) много, в них использовали различные образы камня - латырь (алатырь) - камень, бел-горюч-камень, бел-камень, синь-камень, просто камень и т.п.
„Выйду я въ чисто поле, на чисто море, на чистомъ морѣ чистый камень, на чистомъ камнѣ стоитъ дубъ краколистый, подъ тѣмъ дубомъ краколистымъ сидитъ твердая к р a с н a я дѣвица...руду унимаетъ... руда нейдетъ, крѣпче крѣпкаго кампя, камень мѣсто ключа и замка руду прикладываетъ вода не канетъ, не каменемъ руда не канетъ..."
или
"На синем белом море бел камен(ь). Взлетил черной ворон, сядет на бел камен(ь). Как от сего бела камени отрастел заростет, и как отрастел зростет, тож бы побежала кров(ь) от сей раны железно(й). Стар муж идет дорогой; утрись, стар муж, уймис(ь), кров(ь) человеческая."
Свойство камня - крепость - могло быть использовании для лечения импотенции или расстройства желудка. А нечувствительность для успокоения боли, например, заговоры от зубной боли.
Один, очень интересный бряд с новорожденным теленком приводит Топорков А.Л. (сост.), в книге "Русские заговоры из рукописных источников XVII-первой половины XIX в.":
Как телята не стоят, тому слова. Как теля корова родит, и то мокрое теля, пока не оближет мат(ь), взят(ь) то теля и обволоч(ь) на посолон(ь) около ног передних и задн(их), да ряд обволокши, приклонит(ь) то теля головою, поклонись) к матер(и) в ноги, а говор(и):
- Прости ты, мати, свое детя на сей свет поить и кормит(ь). 3 ж обволокши, поклонит(ь), а 3 ж говори;
да взят(ь) гверстянной камен(ь), да обвязат(ь) в белой платок, а вязат(ь) куколкой, да красной ниткой обвит(ь), да положы в ноги в задние, где корова стоит, в навоз;а говори:
- Восе тебе, земля мат(и), верна от сей животине; старой поблюди, а молодой подроди.
В этом заговоре все очень интересно. В нем используется много обрядовых действий. В этом заговоре два приговора. Первый - пусть корова пустит свое дитя на этот свет. Приговор второй - просьба к матери-земле о помощи корове и теленку.
В первом приговоре обрядовое протаскивание новорожденного теленка вокруг ног коровы - обрядовое рождение ?, имитация извинения и просьбы теленка к своей матери кормить и поить.
Второй приговор - просьба о помощи к матери-земле сопровождается жертвоприношением - куклой сделанной из платка с вложенным внутрь камнем и обвязанной красной нитью. Не берусь судить о смысле подобного ритуала. Возможно, камень нужен для имитации живого или как часть матери - земли.
|
Громовая (Перунова) стрела. Один из настоящих славянских оберегов. Найден в Новгороде. Интересен как артефакт двоеверия. |
Священными и культовыми становились не только валуны больших размеров, обладающие признаками сакральности, но и камни маленького размера, особенно такие, которые можно было носить в качестве амулетов, оберегов.
У восточных славян такими камнями стали громовые стрелы. Эти камни были двух видов:
Эти камни обладали признаками сакральности - редкостью, необычной формой и назывались громовыми стрелами. Они носились восточными славянами в качестве амулетов и оберегов. ( подробнее читать в статье Амулеты восточных славян.)
Еще один вид камней, которые были культовыми это драгоценные камни. Драгоценные камни обладали своими признаками сакральности - крайней редкостью, а значит высокой стоимостью, очень необычныи внешним видом. Драгоценным камням издревле присваивались различные волшебные свойства и возможности.
Восточные славяне, как и другие народы, наделяли драгоценные камни различными волшебными свойствами. Какими были эти свойства мы точно не можем сказать. Те сведения, которыми мы располагаем относятся к позднему времени и часто имеют статус переводов.
Например, "Толковая Палея", датируемая XI - XII вв. Содержала некоторые сведения о магических свойствах драгоценных камней.
Многочисленные магические свойства драгоценных камней описывались в «Книге, глаголемая прохладный вертоград, избранная от многих мудрецов, о различных врачевских вещах, ко здравию человеческому пристоящих», написанной в 1534 году врачом Василия III Николаем Любчанином.
Еще в качестве иллюстрации описания магических свойств можно привести " Сборник заговоров и молитв (с включением «Печати Соломона» и статьи о драгоценных камнях). 2-я половина XVII в. 29л." . Его приводит Топорков А.Л. (сост.), в книге "Русские заговоры из рукописных источников XVII-первой половины XIX в.":
В статье 8 " Статье о драгоценных камнях" описывается амулет из драгоценных камней. Этот амулет якобы подарил Александру Македонскому Аристотель, от лица которого и написана эта статья. Амулет включал в себя 15 разных драгоценных камней. Каждый из драгоценных камней имел свои свойства и амулет - оберег обретал мощные защитные силы.
Алмаз спасал от окорма ( злого колдовского воздействия через еде), при окорме алмаз потеел. Если смотреть на изумруд то будет улучшаться зрение. "Ахантовый камень" лечил змеиные укусы. Он же спасал от страшных снов. И многое другое.
Несмотря на то, что сведения достаточно поздние, можно с уверенностью утверждать что практика наделения драгоценных камней магическими свойствами существовала на всем протяжении развития человечества, в том числе и у восточных славян.
|
Конь камень ( Кудеяр камень) по легенде был конем атамана Кудеяра. Находится в Липецкой области. |
Культ камней, культ деревьев, культ земли и культ воды все это наследие анимизма, религии лежащей у начала времен человечества.
Культ камней связан в первую очередь с культом земли, ведь камни плоть от плоти земной. И, следовательно, с плодородием. Отсюда использование камней в аграрной и скотоводческой магии, в ритуалах связанных с зачатием и рождением детей.
Культ камней связан с культом воды. Так называемые водные камни. Камни в комплексе с источником. Камни около воды, колодцев.
Культ камней связан с культом предков. Памятный камень над могилой, каменная плита закрывающая могилу усопшего. Камень как маркер перехода между мирами.
Со временем эти культы получали новое наполнение и новые смыслы. Во времена язычества камни природные и камни рукотворные становились символами богов, вместилищем духов и многое другое.
Известно мало подтвержденных примеров что бы камни, почитаемые в христианское время, почитались и во времена язычества. Такое мы можем только предполагать. Какие камни наследовали свою культовость с языческих времен а какие приобрели ее заново или в первый раз сказать достаточно сложно.
Камни становились культовыми в силу своих свойств ( см признаки сакральности) и благодаря мифотворчеству местного населения.
Обычай почитания какого либо культового камня как правило носил местный характер, весьма ограниченный в географическом плане. За пределами небольшой местности такие культовые камни не были известны.
Мифологически культовость камней обычно основывалась на христианской религии - святой молился на камне, святой вознесся с камня, святой касался камня и т.д.. Большую часть культовых камней составляли именно камни следовики в различных вариантах.
Второй частый сюжет - явление на камне или на дереве около камня ,или рядом с камнем православной иконы. Такой камень тоже мог стать почитаемым.
Культовые камни использовались в ритуалах здоровья, в культе плодородия, как обереги, в ритуалах скотоводческой магии.
Несмотря на христианскую основу мифа почитание таких камней носило фактически языческий характер. Это жертвоприношения в виде различной еды - масла, творога, подношение цветов, вещей, драгоценностей. Это различные ритуалы лечения при помощи этих камней, часто похожие на ритуалы лечения при помощи деревьев.