-----
-Купить руны- -Как заказать- -Выбор дерева для рун-
Наборы, которые есть прямо сейчас.
-Колесо Футарка- -Талисман-Амулет-Оберег
-Главная страница- -Статьи- -ВИДЕО-
-Контакты- -Отзывы- -Фотогалерея работ-




Культ печеного хлеба у восточных славян.

Художник Юрий Николаев "Хлеб".


Дополнительные статьи по теме
Судьба - Доля у восточных славян.
Культ печеного хлеба у восточных славян.
Магия восточных славян в простонародных обрядах и обычаях.
Культ предков. - Культ огня. - Культ воды.  - Культ камней.
Дорога у восточных славян. - Культ коня.  -  Культ медведя.
Культ дерева. Часть 1. Часть 2. Пояс как оберег.   -   Амулеты.
Язычество в православии Язычество и христианство на Руси. Борьба и синтез
Вещественные артефакты двоеверия. Мнимые и настоящие.
Солярные знаки вокруг нас    Солярные знаки восточных славян
Луннарные знаки у восточных славян.
Женская языческая татуировка в современности

Оглавление

Зерно - основа цивилизации.
Культ плодородия и культ хлеба как часть его.
Культ хлеба у восточных славян.
Ритуальное преломление хлеба.
Осмысление деления хлеба как выделение Доли.
Хлеб - соль.
Хлеб в обрядах, ритуалах и праздниках.
---"Новый" хлеб.
---"Забытый" хлеб.
---"Обыденный" хлеб.
---"Непочатый" хлеб.
---Свадебный хлеб.
---Хлеб при поминальном обряде.
Ритуальный календарный хлеб.
---Жаворонки на "Сорок Севастийских мучеников"
---Печеные кресты в Великий Пост.
---Печеная лестница на праздник Вознесения Господне.
---Рождественский хлеб .
---Пасхальный хлеб - кулич.
Святой хлеб в православной церкви.
Перепекание ребенка.
Приметы связанные с хлебом.
Культ хлеба в СССР.
Заключение.
Материалы.

Зерно - основа цивилизации.
(Оглавление статьи.)

Уборка зерна в Древнем Египте. Фрагмент фрески.

Почему для человечества умение растить зерно оказалось таким важным? А потому, что именно умение выращивать зерно послужило основой развития цивилизации людей. Почему культуры охотников собирателей не смогли породить развитые цивилизации, а культуры, имеющие развитые сельскохозяйственные навыки, смогли?

Все просто. Дело в обеспеченности едой. Охотой и собирательством можно прокормить небольшое количество людей, которым придется еще и мигрировать вслед за животными. Культура сельского хозяйства, выращивающая зерно, теоретически может прокормить сколь угодно много человек, главное что бы хватало ресурсов - работников и посевных площадей и природные условия были благоприятны.

Считается что человечество научилось выращивать зерновые около 12 тыс лет назад. Произошло это в Месопотамии (Междуречье Тигра и Евфрата). Именно там зародились самые древние цивилизации. Оттуда искусство выращивания зерна распространилось по Ближнему Востоку, Азии и Африке.

Зерновые - рожь, овес, пшеница богаты углеводами, белками витаминами. Зернобобовые - чечевица, нут, бобы, горох содержат очень много белка. Зерно можно перерабатывать в муку, потом печь из этой муки хлеб разного вида. Можно варить само зерно, делая из него разного рода похлебки и каши. Можно накапливать и хранить муку и зерно. Все это делает зерновые чрезвычайно важным и ценным ресурсом

В Древнем Египте основой питания были зернобобовые - чечевица, нут. Именно они составляли основу рациона древних египтян. Древние народы Средиземноморья выращивали пшеницу и ячмень.

Зерно стало основой сначала зарождения, а потом и существования древних цивилизаций. Выращивание зерна, особенно в объемах превышающих потребление, приводило к оседлому проживанию большого количества людей, в связи с этим развивались различные ремесла, строительство, аппараты управления и защиты - вооруженные отряды для охраны урожая. Излишки зерна активизировали торговлю и товарообмен.

Считается, что культурное зернопроизводство родилось независимо еще в нескольких регионах земного шара - в Индии, Китае, Центральной и Южной Америках.

Культ плодородия и культ хлеба как часть его.
(Оглавление статьи.)

Печеный хлеб можно рассматривать как результат годовых усилий людей.

Итак, выращивание зерна стало основой оседлого существования больших коллективов людей. Это имело свои положительные и отрицательные стороны. К положительным надо отнести обеспеченность пищей, основы для дальнейшего развития и процветания. К отрицательным - зависимость от урожая и погоды. Неурожай влечет за собой голод и смерть.

Урожай зерновых в большой степени зависел от погодных условия. Человек мог распахать поле, посеять зерно, но не мог приказать дождю пойти вовремя. Поэтому возникает культ плодородия, в котором Мать -сыра земля является центром плодородия и родит все живое. В магической системе мира людей возникают ритуалы предназначенные обеспечить рождение урожая. У народов, живущих сельским хозяйством, культ плодородия становится основным, центральным. Именно на нем сосредотачивается вся ритуальная деятельность, потому что именно он должен обеспечить достаточный для дальнейшего существования урожай.

Конечным продуктом многомесячной цепочки по выращиванию зерновых является выпеченный хлеб. Хлеб это овеществленный результат всех усилий. Именно ради хлеба совершались все усилия. Поэтому в рамках общего культа плодородия возникает культ хлеба - обожествленное почитание этого продукта включало в себя комплекс магических действий, которые должны были обеспечивать будущий урожай.

Культ плодородия вместе с культом хлеба имел место во всех культурах, которые занимались выращиванием зерновых, хотя и мог различаться внешними ритуалами.

Культ хлеба у восточных славян.
(Оглавление статьи.)

Хлеб - Дар Божий. В качестве охранного знака использовали символ креста.

Культура восточных славян это прежде всего культура пахарей - хлеборобов, и , как следствие, культ плодородия имел самое важное значение в жизни восточных славян. А культ хлеба (здесь и далее имеется ввиду именно печеный хлеб) воспринимался как составная часть культа плодородия.

Некоторые ученые говорят о том, что в культе хлеба отражены черты культа растительного бога "умирающего" и "воскресающего". Это растительное божество как бы заканчивало свою жизнь в печи для выпечки хлеба.

Можно вполне обосновано предположить что сам культ хлеба, правила и запреты касающиеся выпекания хлеба, обращения с ним, соблюдались славянами во времена язычества и достались восточным славян от их предков - индоевропейцев. Конечно, ритуалы видоизменялись со временем, но суть культа - отношение к хлебу как к высшей ценности, как к божьему дару осталась неизменной.

Правила выпекания хлебы были различны, часто они носили локальный характер, т.е. могли быть характерны для какой либо местности и не соблюдаться в другой. Например правила при сажании хлеба в печь - соблюдать молчание и тишину, не открывать двери, не выходить из дома.

Весь процесс выпекания хлеба был сакрализован и подчинялся определенным ритуальным правилам. Первое правило касалось чистоты женщины, занимающейся выпечкой хлеба. Чистоты духовной и физической. Следовало выпекать хлеб с молитвой, запрещалась месить и трогать хлеб грязными руками. Во время месячных женщине запрещалось выпекать хлеб, так же запрещалось заниматься выпечкой некоторое количество дней после родов.

Существовали и временные правила. Мог существовать запрет на выпекание хлебы в воскресение ( как вариант в пятницу или в понедельник) и в дни главных календарных праздников ( возможно как часть запретов на любую работу вообще).

В качестве охранного знака у восточных славян на разных этапах приготовления теста и выпекания хлеба в христианские времена использовали символ креста. Крестили муку после просеивания, крестили тесто, крестили хлеб прямо перед посадкой в печь и т. д. Иногда крестили саму печь, прежде чем отправить в нее хлеб. Рисовали крест на уже испеченном хлебе.

Во время печения хлеба в печи запрещалось браниться, залезать на печь. Пока хлеб в печи запрещалось мести пол в избе.

Считалось что паром от горячего хлеба питаются души предков, часто верхушку хлеба, только что вынутого из печи, смачивали водой, что бы пара было больше.

Художник Шурпин Ф. С.
Резать хлеб начинали с краю.
Было принято резать хлеб к себе
прижимая левой рукой к груди.

Неписанные правила жизни восточных славян требовали уважительного отношения к еде и всему что с ней связано. Сакрализировалась трапеза и место за которым ее проводили - стол. На столе запрещалось сидеть, класть на него шапку, которую снимали садясь за трапезой. Запрещалось делать что либо что могло осквернить стол. Стол был местом, на которое клали хлеб. Хлеб на столе нельзя было переворачивать вниз верхней коркой, потому что по поверью и все хорошее тогда перевернется. Хлеб, лежащий на столе, накрывали чистым полотенцем. Для разрезания хлеба использовали отдельный нож, который или накрывали вместе с хлебом или убирали. Перед тем как разрезать непочатый хлеб хозяин его перекрещивал или сам крестился. Хозяин мог чертить ножом крест на хлебе и только потом разрезал. Резать хлеб начинали с краю. Было принято резать хлеб к себе прижимая левой рукой к груди. Выпавший при разрезании нож или кусок хлеба считались плохой приметой, к несчастью.

Ели хлеб с уважением, стараясь не крошить, все крошки старательно собирали, ни в коем случае не выкидывали в мусор. Считалось грехом, брать хлеб грязными руками, оставлять недоеденным хлеб (и вообще еду), выбрасывать хлеб или хлебные крошки. Оставлять свой кусок хлеба недоеденным - грех, к несчастью, к потере здоровья.

Ритуальное преломление хлеба.
(Оглавление статьи.)

В некоторых случаях ритуал требовал не резать хлеб, а обязательно его ломать - это называлось преломление хлеба. Часто ломали первый хлеб, посвященный предкам, что бы от кусков было больше пара. Преломляли хлеб и на некоторые календарные праздники на Рождество, на Благовещение, во время обряда первой пахоты. В некоторых местностях вообще запрещалось резать хлеб, разрешалось только ломать. Считается что традиция преломления хлеба связана с культом мертвых, ломание хлебы - некий отсыл к старине, к дедовским временам.

Ритуальное преломление хлеба использовалось во время важных сговоров и сделок. Оно обозначало необратимость, неразрушимость договора - сговора, его неразрывность. Чаще всего ритуальное преломление хлеба использовали на свадебных сговорах и в другие моменты свадьбы.

Ритуально преломляли хлеб на похоронах и поминках. В некоторых местностях ритуально преломляли каждый первый хлеб, потому что по поверью он предназначен предкам. В данных случаях ритуальное преломление можно рассматривать как жертвоприношение ( статью) предкам

Осмысление деления хлеба как выделение Доли.
(Оглавление статьи.)

У восточных славян существовало понятия судьбы -доли. По поверьям доля человека вмещала в себя то количество жизненной силы и разных благ которые были выделены ему божественной силой при рождении от некого общего для всех людей. Это с одной стороны, с другой долю можно получить или изменить, это было связано с жизнью человека, с его поведением. Человек может получить "плохую" или "хорошую" долю по той или иной причине. Например, благодаря своим плохим поступкам человек получал "плохую" долю. Доля понималась у восточных славян и как судьба ("что на роду написано"), как рок, как участь, как жребий.

По мнению некоторых авторитетных ученых целый хлеб у славян часто осмыслялся как всеобщая доля, а его деление ( или как вариант поедание каши) как выделение чей то частной доли. Например, по локальной традиции, когда сын, со своей семьей, выделялся из общей семьи, глава семьи ритуально делил целый хлеб на две части, отдавая одну часть хлеба сыну, т. е. выделяя ему долю общего. Делалось это торжественно, при сборе всех членов семью, после общей молитвы.

Еще один пример с ритуалом выделения доли хлебом можно увидеть в похоронном обряде. Мертвому выделяли свою долю когда хлебом, когда зерном, когда деньгами. Давали в руку , или клали с собой в гроб. Это делалось для того что бы мертвый получил свою долю сразу и не возвращался потом за ней.

Т.е. мы видим, как понимание доли находит свое воплощение в хлебе. И ежедневное деление хлеба главой семьи можно считать выделением доли каждому члену семьи.

Хлеб - соль.
(Оглавление статьи.)

Художник Wilhelm Amandus Beer.
"Bread and salt", 1874 год

"Хлеб - соль" это выражение являлось у восточных славян целым комплексом понятий. Оно имело как вещественное воплощение в виде хлеба с установленной на него солонкой , наполненной солью, так и в виде разговорного, широко использующего, выражения - "хлеб да соль", "хлебосольство" и др. обозначающее радушие, теплый прием, гостеприимство, пожелание благополучия.

Хлеб -соль был символом радушного приема, желания поделиться своим благополучием, показать свое отношение. Хлеб- соль был символом согласия и дружеских отношений, символом домашнего очага.

Хлебом солью встречали дорогих гостей, хлеб соль использовали при ритуале встрече в родительском доме новобрачных. Хлеб- соль ставили на стол во время праздничной трапезы. В различных ритуалах, например скотоводческих, могли использовать хлеб-соль в виде куска хлеба, посыпанного солью.

В неразрывно связанной паре хлеб -соль хлеб традиционно символизировал достаток и плодородие. Насчет символизма соли существуют различные мнения. Например то, что соль используется в этой паре как элемент апотропеической ( отгонной ) магии. Возможно. Но, скорее всего, из за своих особенностей - редкости и дороговизны в прежние времена, когда наличие соли за столом было при знаком богатства, соль в паре хлеб-соль так же выступает символом достатка и богатства.

Хлеб в обрядах, ритуалах и праздниках.
(Оглавление статьи.)

Художник Петр Стахевич, "Первый посев". В различных ритуалах, связанных с аграрной магией часто использовали печеный хлеб.

Если мы обратим внимание на обряды и празднования восточных славян, то увидим что везде и всегда в них участвует или печеный хлеб или вареные зерна в виде каши или все вместе. Во всех обрядах ( почти) хлеб выступает как символ плодородия и благополучия. Хлеб это Божий дар, и потому особо дорогая жертва в важных случаях. И не важно выпекали ли специальный ритуальный хлеб или для обряда использовали бытовой хлеб. Хлеб жертвовали богу. Хлеб жертвовали Матери -Земле во время пахоты или сева. Поморы жертвовали хлеб Морю в надежде на удачный промысел. Хлеб жертвовали нищим. Хлебом делились друг с другом. Даже и домовому доставался свой кусочек. Хлеб - Божий дар, основа жизни, связывал людей вместе.

"Новый" хлеб.

Новый хлеб - так называли хлеб, который пекли из муки нового помола, т.е. муки намеленной после жатвы и обмолота только собранного зерна. Такому хлебу предавалось особое значение, он выступал как символ всех будущих хлебов, которые испекут. К новому хлебу относились с особенным уважением. Часто его жертвовали церкви, предкам или скоту. Такой хлеб делили между всеми домашними.

"Забытый" хлеб.

Забытый хлеб - это хлеб который забыли вынуть (случайно оставили) из печи. Случай когда бытовой хлеб превращался в ритуальный. По народным поверьям такой хлеб обладал свойствами забвения и использовался в разных ситуациях. В разных местах с этим хлебом были связаны разные поверья - он помогал рекруту остаться служить недалеко от дома, избавлял от тоски по дому. Считалось, что этот хлеб помогает при различных хворях. По другим поверьям забытый в печи хлеб мог принести несчастье и разорение.

"Обыденный" хлеб.

Обыденный -обозначает время затраченное на печение такого хлеба. За один день, за один раз, без перерыва.

На самом деле "обыденный" метод создания чего либо относится не только к хлебу. Обыденно создавались различные ткацкие изделия, например, обыденные полотенца.

Печение обыденного хлеба представляло из себя ритуал, который совершали в охранительных целях во время мора, засухи , войны и т.п. В разных местностях магию обыденного хлеба использовали для лечения бешенства, для превращения оборотня в человека.

"Непочатый" хлеб.

Непочатый хлеб, это любой хлеб который еще не разрезали. Непочатый хлеб могли использовать при гадании. По поверьям нельзя было начинать хлеб после захода солнца. А если все же начинали, то оставляли горбушку, которую потом прикладывали к хлебу.

Свадебный хлеб.

Современный вариант украшенного свадебного каравая - вильце.

Свадебный обряд у восточных славян связан прежде всего с изменением социального статуса будущих мужа и жены. С новым статусом будущая семья получала новые права, возможности и обязанности. Новая семья получала новую долю. Именно с получением новой доли молодыми связано вручение свадебного хлеба.

Выпекание свадебного хлеба ( банник, курник, коровай, каравай, калач, пирог–– и т.д.) , его вручение, раздел и поедание было частью свадебного обряда. Ритуалом было замешивание, печение, дарение, преломление, деление.

Свадебный хлеб пекли к дню свадебного обряда. Часто собирали продукты для выпечки "всем миром". Свадебный хлеб выпекали таким большим, как могли, потому что именно он воплощал идею достатка и изобилия. Все этапы печения свадебного хлеба сопровождались весельем.

На Украине свадебный хлеб - каравай украшали по- своему. В середину каравая втыкали большую ветку дерева, и украшали эту ветку цветами, плодами, листьями и лентами. Такая свадебная конструкция называлась вильце. Считается что украшенная ветка, воткнутая в каравай, символизировало собой Мировое дерево. (подробнее о вильце и Мировом Дереве здесь)

Молодых встречали родители жениха у своего дома и преподносили молодым свадебный хлеб-соль, потом этот хлеб -соль ставили на пиршественный стол. Свадебный хлеб делили между всеми гостями свадьбы. Получив кусок, гость должен был в ответ одарить жениха и невесту.

Хлеб при поминальном обряде.

Считается что хлеб главное блюдо, главная обрядовая еда, которой поминают мертвых. Хлеб для поминок специально оставляли непропеченным. При разделе его не резали а ломали ( ритуальное преломление) руками. Часто разломанные куски горячего хлеба раскладывали около окон, что бы хлебным паром питались души покойников. Часто на поминках преломляли только первый хлеб.

Именно хлебом покойный получает свою долю. Еще хлеб можно воспринимать как откуп живых от мертвого. Как жертвоприношение миру предков.

Ритуальный календарный хлеб.
(Оглавление статьи.)

Художник Сергей Андрияка, "Пасхальный натюрморт". Кулич - традиционный хлеб, который пекут на Пасху в русской православной традиции.

Еще раз напомню, что ритуалы выпекания хлеба , о которых я упомянул, действовали у восточных славян только в общем случае. Т. е. традиции могли сильно отличаться даже в соседних деревнях, не говоря уже о больших территориальных местностях. Поэтому к данным традициям и ритуалам надо относиться не как к обязательному правилу а как к примеру.

Жаворонки на "Сорок Севастийских мучеников"

Христианский праздник "Сорок Севастийских мучеников" отмечался 9 марта по старому стилю ( 22 марта по новому). В народе этот праздник называли "Сороками". На этот день и около него приходился день весеннего равноденствия. Кончалась зима и начиналась весна. По простонародным поверьям считалось что в этот день "Сорок пичуг на Русь пробирается". По другим поверьям считалось что птицы это души предков и они возвращаются из вырия ( рая).

К этому дню пекли хлеб в виде летящих или сидящих на гнезде птиц. Такие булочки назывались жаворонки, кулики, воробушки. Этих жаворонков давали детям, и те, с высокого места, тянули вверх укрепленных на шестах жаворонков (просто побрасывали вверх) и кричали рифмованные обрядовые формулы - заклички весны.

Жавороночки,
Прилетите к нам,
Тепло - летичко
Принесите нам,
Зима надоела -
Весь хлеб поела.

В конце дня жаворонки съедались.

Еще в этот день восточные славяне пекли различный хлеб - блины, лепешки, пироги и т. п. часто числом сорок. Весь этот хлеб съедали сами, обменивались им с родственниками и соседями, скармливали скоту.

Печеные кресты в Великий Пост.

На Крестопоклонной неделе ( где то в Великий четверг, Вербное воскресение и т.д.) пекли ритуальное постное печение в виде креста, которое так и называлось "кресты". Кресты эти съедали сами, кормили скот, угощали чужих детей и нищих. Часто в крестах запекали различные предметы и по тому кто что найдет гадали. Иногда печеные кресты использовали как обереги или символы плодородия при пахоте и севе ( печеные кресты клали или крошили в зерно, ломали и разбрасывали на поле или закапывали на пашне).

Печеная лестница на праздник Вознесения Господне.

Праздник Вознесение Господне отмечается в православии на 40-й день после Пасхи. В этот день пекли лестницы, продолговатые лепешки или пироги со схематичным изображением перекладин. В контексте праздника лестницы выступали как связь между землей и небом, как путь-дорога (подробнее в статье "Путь-дорога у восточных славян.") по которой можно попасть на небо. С испеченными лестницами производились гадания и различные обряды. Некоторые исследователи видят в ритуале печения лестниц до христианские, языческие корни. Часто подобные лестницы пекутся при похоронном обряде.

Рождественский хлеб .

Поморские козули. Современный вариант рождественского обрядового печения.

Рождественские козули (коники ,бычки и т.п.) обрядовое печенье в виде фигурок различных животных. Выпекалось на Святки и Рождество. Считается что предназначалось оно для колядников, для скота, для домового, для предков. Кроме того козули раздавали нищим, пастухам, т.е. "чужим" людям. Ученые считаю что смысл выпечки козулей в жертвоприношении предкам. Святочная обрядность, как мы знаем, тесно связана с культом предков.

Кроме того специально к празднику выпекался рождественский хлеб. Он был на столе обязательно, как залог благополучия в новом году. Рождественский хлеб стоял на столе во время всех Рождественских праздников. В народе считалось что если в это время не будет на столе хлеба, то и весь год его не будет.

Пасхальный хлеб - кулич.

Ритуальный хлеб на праздник Воскресения Христово - Пасху занимал особое место на столе. У русских такой хлеб назывался кулич. На разговение освященный кулич вместе с пасхой ( блюдом из творога) и крашенными яйцами был обязательной едой.

Кулич пекли высокий и круглый, обязательно ситный, из чистой пшеничной муки, масла, яиц, молока. Обычай выпекать ритуальный хлеб можно рассматривать как магический способ заклятия плодородия.

Святой хлеб в православной церкви.
(Оглавление статьи.)

Просфора - специально выпеченный, для обряда в русской православной церкви, хлеб.

Православная церковь восточных славян печет специальный хлеб для своих ритуалов. Один из ритуалов православной церкви, где используется хлеб, это таинство Святого Причастия ( Евхаристия). Этот хлеб называется просфора. Просфора - хлеб из пшеничной муки, специальной формы, украшенный христианской символикой. Перед таинством этот хлеб освящается.

По народным поверьям освященные просфоры взятые из церкви в дни больших церковных праздников обладают большой целительной силой. Часто такие просфоры хранили на случай болезни кого либо из семьи.

Ко дню Вознесения Господня - Пасхе в православной церкви выпекают специальный хлеб - артос. Это большой цилиндрический хлеб, украшенный изображением сюжета Вознесения Господня. Артос освящается в день Пасхи. Этот хлеб принимает участие в Пасхальных богослужениях, после которых раздается прихожанам. По поверью считается что частицы артоса обладают целительной силой.

Символика хлеба, используемого православной церковью для своих таинств и богослужения, очень многогранна и глубока. Интересующихся я отправляю к компетентным источникам.

Перепекание ребенка.
((Оглавление статьи.)

Ритуал перепекания ребенка вплотную граничит с культом хлеба. Этот ритуал как бы повторяет процесс выпекания хлеба. (См. ст. магия восточных славян) Мать сажала больного ребенка на хлебную лопату и засовывала его в печь, как бы имитирую процесс выпечки хлеба. Часто это происходило непосредственно после выпечки хлеба. Иногда ребенка обмазывали тестом. В некоторых местностях перепекали не только больных детей, но вообще всех.

В данном обряде должна была работать магия подобия. С одной стороны печь воспринималась как окно в тот мир и ребенок, при вынимании его из печи, как бы заново рождался, с другой стороны будущий хлеб попадал в печь в виде теста, а выходил оттуда в виде Божьего дара - румяного сытного хлеба. Так и ребенок должен был попасть в печь "сырым" (больным) а выйти румяным и здоровым, его хворь должна была пропасть в жаре печи.

Приметы связанные с хлебом.
(Оглавление статьи.)

Если хлеб падает на стол верхушкой вниз, то это к несчастью.

Если хлеб треснет в печи, то это к расколу семьи.

Если кто то за столом не доев первый кусок хлеба берет себе второй то это к голоду родственника, которого нет за столом сейчас.

Вышел из за стола не доев свой кусок хлеба - свою "силу" оставил.

Доесть чухой остаток хлеба - к несчастью.

После захода солнца нельзя начинать резать непочатый хлеб.

Съесть горбушку ( первый отрезанный ломоть от непочатого хлеба) к хорошему - будешь большим, богатым и счастливым.

Если отказал в куске хлеба нуждающемуся, то тебе в хлебе откажет сам Бог. 

Считалось что хлеб, который подают нищим, христорадный хлеб, обладает большой целительной силой.

У крестьян Вологодской губернии была такая примета: при переезде в новый дом, первый кусок хлеба отрезанный за первым обедом зарывали около правого угла избы. При этом говорили : "Кормильчик, приходи в новый дом хлеба здесь кушать и молодых хозяев слушать".

Культ хлеба в СССР.
(Оглавление статьи.)

Художник Гевелюк Н. П., "Праздник Урожая".

Царская Россия а в последующем СССР несмотря на свои громадные географические размеры имели не так много сельскохозяйственных площадей, подходящих для выращивания зерновых культур.

Никогда на Руси не ели хлеба досыта. Да и какой это был хлеб? Часто напополам с мякиной. А если были плохие погодные условия - засуха, дожди, заморозки - то наступал голод. Например в XIX веке голод больших или меньших масштабов был в 1822, 1833, 1840, 1873, 1880, 1883, 1891, 1892-1893 гг.

Голод возникал не на всей территории России , но часто охватывал большие и густонаселенные области.

ХХ век не стал исключением. Голодными были 1902, 1907, 1912 годы. Одной из причин февральской революции 1917 года стала нехватка хлеба в городах. А продотряды, изымающие хлеб у крестьян ввело Временное правительство.

СССР начинался с голодных годов Гражданской войны. Голод в Поволжье 1921 - 1922 гг.Голод 1932 -1933 гг.Голод 1946 - 1947 гг. Во время Великой Отечественной Войны голод в Блокадном Ленинграде привел к смерти более 630 тыс. человек.

На Руси-России-СССР простой народ всегда с трепетом и с уважением относился к хлебу. В царские времена как к "дару Божьему" , во времена СССР как к ценному, в чем то даже святому продукту питания. Так что культ хлеба в народе существовал сам по себе. Старшее поколение еще помнит как трепетно относились к каждой крошке хлеба люди прошедшие через голодные военные и послевоенные годы.

При этом в СССР то, что мы можем назвать культом хлеба, стало частью государственной пропаганды. Когда, почему и в чем это выражалось? Попробуем разобраться.

Как я уже писал хлеб имел статус сакрального продукта в глазах простых людей, хотя бы потому что его всегда не хватало. С какого времени пропагандировать этот сакральный статус хлеба стало государство? Кто то считает что с 40-х годов, кто то что с 60-х. Можно предположить, что государственная пропаганда культа хлеба в СССР развивалась как часть программы продовольственной безопасности страны.

Плакаты времен СССР, призывающее к бережному отношению к хлебу.

Посредством разнообразных средств - художественных и документальных фильмов, художественной и документальной литературы, разных государственных программ непосредственного обучение ( "Уроки Хлеба" в начальной школе), различных праздников ("Праздник Урожая "), различных средств визуального воздействия - плакатов, стендов, при помощи всех этих многочисленных средств в СССР пропагандировался культ хлеба, как одной из наивысших ценностей.

Какие цели преследовала государственная пропаганда культа хлеба? Можно предположить что основной целью была необходимость накормить хлебом досыта граждан страны, для этого в людях, особенно в подрастающем поколении, формировалось бережное и уважительное отношения к хлебу, как к одному их основных продуктов питания, как к окончательному результату долгого и упорного труда большой массы людей, как к одной из наивысших ценностей имеющей общенародное и государственное значение.

Заключение.
(Оглавление статьи.)

 


Именно искусство выращивания зерновых и зернобобовых культур дало возможность человеческой цивилизации развиваться. Именно зерно и его производная хлеб стало одной из наивысших ценностей человечества.

Многие тысячи лет выращивания зерна наложили свой отпечаток на жизнь, мораль, верования и мировосприятие различных племен и народов. Несмотря на то что многие народы исчезали или растворялись в других общие принципы мировоззрения хлебопашцев их верования сохранялись и наследовались.

Думаю тоже можно сказать и о культе печеного хлеба, ведь именно печеный хлеб был результатом, кульминацией годовых усилий. Новый хлеб, из муки нового помола из собранного вот сейчас зерна воспринимался как вершина всех упорных усилий.

Даже сегодня, в эпоху развитых технологий, остаются места где человеческая смерть от голода не редкость, а кусок печеного хлеба является наивысшей ценность. Нам, не знавшим настоящего голода, тяжело это представить, но мы всегда должны помнить об этом.

Материалы.
(Оглавление статьи.)

  • Агапкина Т. А., "Этнографические связи календарных песен".
  • Афанасьев А. Н., "Поэтические воззрения славян на природу". Том 1
  • Байбурин А. К., "Ритуал в традиционной культуре".
  • "Балто славянские этнокультурные и археологические древности. Погребальный обряд."
  • Бернштам T. A., "Народная культура Поморья".
  • Богатырев П. Г., "Народная культура славян".
  • Веселовский А. Н., "Народные представления славян".
  • Гальковский Н. М., "Борьба христианства с остатками язычества в Древней Руси". Том 1
  • Гревцова Т. Е., "Название обрядового хлеба как мотивирующая основа терминов восточнославянской свадьбы".
  • Громыко М. М., "Мир русской деревни".
  • Громыко М. М., Листова Т. А., "Русские: семейный и общественный быт".
  • Гура А. В., "Брак и свадьба в славянской народной культуре".
  • Забылин М., "Русский народ. Его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия".
  • Зеленин Д. К., "Восточнославянская этнография".
  • Зеленин Д.К., "Русская этнография" (Изд. 2-е).
  • Ковалев Г. Ф., "Афанасьевский сборник. Календарные обряды и обрядовая поэзия".
  • Коринфский А. А., "Русь народная", современное издание. Глава II "Хлеб насущный".
  • Носова Г. А., "Язычество в православии".
  • Путилов Б. Н., "Фольклор и этнография Русского Севера".
  • Седакова О. А., "Поэтика обряда. Погребальная обрядность восточных и южных славян".
  • "Славянская мифология". Энциклопедический словарь. "Хлеб", "хлеб соль".
  • "Славянские древности". Этнолингвистический словарь. Том 5.
  • Соколов В. К., "Обряды и обрядовый фольклор".
  • Соколова В. К., "Весенне-летние календарные обряды русских украинцев и белорусов".
  • Страхов А. Б., "Культ хлеба у восточных славян".
  • Сумцов Н. Ф., "Хлеб в обрядах и песнях".
  • Топорков А. Л., "Перепекание детей в ритуалах и сказках восточных славян".
  • Чистякова К. В., Бернштам Т. А., "Русский народный свадебный обряд".
  • Ясенко Т. А., "Концепт хлеб как один из ключевых концептов в русской культуре".
август,20 2023 NordicRunes

 
 
_
Еще по теме "Символы"
Смыслы Культа Коня у восточных славян.
Смыслы Культа Медведя.
Символ Колесо. Значение и понимание.
Символ Спираль. Значение и понимание.
Символ Узел. Значение и понимание.
Символ Лабиритнт. Значение и понимание.
Символ Дерево. Значение и понимание.
Символ Солнца. Значение и понимание.
Руническое Колесо - Рунный Круг - Колесо Футарка. Значение и понимание.
Жертвоприношение. Смысл, цели и средства ритуала.
Смысл Культа Предков.
Талисманы. Амулеты. Обереги.
Культ Предков.



-NordicRunes.ru-