-----
-Купить руны- -Как заказать- -Выбор дерева для рун-
Наборы, которые есть прямо сейчас.
-Колесо Футарка- -Талисман-Амулет-Оберег
-Главная страница- -Статьи- -ВИДЕО-
-Контакты- -Отзывы- -Фотогалерея работ-




Путь-дорога у восточных славян. Понимание, смыслы, традиции, ритуалы.

Художник И. И. Шишкин, "Дорога во ржи", 1866 год. Русская дорога, куда ты ведешь одинокого странника?


Дополнительные статьи по теме
Судьба - Доля . Сглаз и порча. Наузы и магия узлов.
Культ печеного хлеба у восточных славян.
Магия восточных славян в простонародных обрядах и обычаях.
Культ предков. - Культ огня. - Культ воды.  - Культ камней.
Дорога у восточных славян. - Культ коня.  -  Культ медведя.
Культ дерева. Часть 1. Часть 2. Пояс как оберег.   -   Амулеты.
Язычество в православии Язычество и христианство на Руси. Борьба и синтез
Вещественные артефакты двоеверия. Мнимые и настоящие.
Солярные знаки вокруг нас    Солярные знаки восточных славян
Луннарные знаки у восточных славян.
Женская языческая татуировка в современности

Оглавление

С чего все началось. Руна Райдо.
русский странник XIX век Дорога и путь, в чем сходство и в чем разница понятий.
Смыслы и понимание дороги у восточных славян.
-Жизнь это дорога

-Дорога как свобода - воля.
-Мифология дороги связанная со смертью.
-Пути -дороги как символ движения и времени.
Путь - дорога у восточных славян.
Проводы в дорогу.
В начале пути.
В дороге.
-Нечисть на дороге.
-Плохие, гиблые места на дороге.
-Хорошие - святые места на дороге.
Возвращение домой.
Люди на дороге
Обереги (апотропеи) на дороге.
Устные заговоры и обереги восточных славян.
Отражение дороги-пути и всего что ней связано в фольклоре восточных славян.
Приметы и ритуальные запреты, связанные с дорогой.
Идиоматические выражения связанные с дорогой.
Культура дороги в современности.
Заключение.
Материалы.
-Книги по заговорам.

С чего все началось. Руна Райдо.
(Оглавление статьи.)

Руна Райдо, пятая руна Старшего Футарка. Авторская работа, материал амарант.

Почему я решил написать эту статью? Все началось с одной из самых любимых Рун. С руны Райдо. И еще с моей любви к путешествиям. Что сыграло бОльшую роль я не знаю.

И так, руна Райдо. Трактуют эту руну следующим образом: езда, путешествие, движение, дорога, путь.

Причем значение этой руны осмысляется не только в простом понимании дороги и движения по ней, но и как человеческое движение по "дороге жизни" и развитие.

Я уже давно стал задумываться над пониманием дороги и пути, что, в свою очередь, заставило поинтересоваться а как осмысляли дорогу наши предки. Ведь только на первый взгляд дорога это просто полоса вытоптанной земли.

Сейчас дорога и путь осмысляются людьми как путешествие, приключение, часто приятное, с другой стороны это всегда испытание, возможно область взросления, становления характера, часто пространство серьезных испытаний. После пребывания в долгом и трудном пространстве люди возвращаются домой уже не совсем такими, какими уходили. Дорога меняет людей.

А как было у наших предков - восточных славян. Давайте попробуем разобраться .

Дорога и путь, в чем сходство и в чем разница понятий.
(Оглавление статьи.)

В русском языке существует поэтическое выражение " путь -дорога". На этом примере видно насколько эти понятия близки. Но они не стали тождественны, потому что осмысление этих слов все же различается.

Существует мнение что слово "дорога" понималось в Древней Руси как "расчищенное пространство". А слово "путь" понималось как "передвижение водой, морем". Отсюда выводится понимание дороги как нечто такого что уже проложили, расчистили, что уже существует. А путь понимается как направление движения, которое нужно выбрать, что бы за тем пройти.

Существуют масса другие мнений, особенно о происхождении слов "дорога" и "путь". Но суть их понимания все равно сводится к тому, что я напишу ниже.

На данный момент эти два слова практически слились в одно понятие, хотя проложенную дорогу называют именно дорогой , а направление путем. Например мы говорим "правильная дорога" и "доблестный путь" и первое мы понимаем скорее как качество, то второе как моральную, этическую характеристику. Такое деление не совсем верно, потому что мы имеем достаточно выражений, например, "скользкая дорожка", которые могут отражать и практическую и морально-этическую сторону понимания.

Так сложилось в понимании этих слов что дорога это то что существует, можно встать и идти, а путь это то, что скорее предстоит сначала выбрать, прежде чем идти. Т.е. дорога может быть путем, а вот путь дорогой далеко не всегда. Дорога понимание скорее практическое, а понимание пути больше относится к морально-этической сфере. Хотя пересечений достаточно много. Понятие пути включает в себя и понятие дороги, но само является более обширным.

Проложенную дорогу еще можно понимать как действующую связь. Связь между людьми, живущими в разных местах. Как то так. Надеюсь, я достаточно понятно объяснил.

ВАЖНО! В статье я буду использовать слова "дорога" и "путь" без разбора и делать на их различии акцент только если это будет необходимо.

Смыслы и понимание дороги у восточных славян. Жизнь как дорога.
(Оглавление статьи.)

Выбор жизненного пути - этот сложный вопрос встает перед каждым человеком.

Помимо простого практического понимания дороги как укатанной полосы земли соединяющей людские поселения, дорога по-разному осмыслялась у восточных славян. Одно из основных пониманий дороги, это осмысление жизни как дороги. Живущий человек уподобляется идущему по дороге жизни. Дорога жизни, жизненный путь, широкая дорога впереди, пошел по кривой дорожке, вам открыты все пути, окончил свой жизненный путь - значит умер все это выражения связанные одновременно с жизнью и с дорогой. Интересно, что конец жизненного пути это еще не конец, потому что у восточных славян считалось что человеческую душу ждет последний путь, который она совершит уже после смерти физического тела.

Жизнь можно воспринимать как дорогу, со своими печалями и радостями, хорошими и плохими днями. Иногда легкую спокойную, иногда трудную и тернистую. Жизнь это дорога со своими встречами, найденными друзьями и случайными знакомыми. Хорошими людьми и откровенными негодяями. Мы идем по дороге нашей жизни, выбираем тот путь, который считаем нужным, от своего рождения, до смерти. А кто-то продолжает идти и после смерти. По дороге жизни мы идем из прошлого в будущее и, возможно, еще дальше.

Еще у восточных славян дорога обретала смыслы - движение, время, свобода - воля. В мифологии дорога связана со смертью. Давайте попробуем разобраться в этих смыслах.

Дорога как свобода - воля.
(Оглавление статьи.)

Пытаясь как то уйти от своих проблем, человек может уйти из дома. Уходя из дома, человек как бы разом оставляет свои проблемы дома, избавляется от них. Уйдя из дома он попадает на дорогу и, внезапно, обретает волю-свободу. Волю идти куда хочет, волю жить как хочет. Никто не властен теперь над этим человеком, по крайне мере до тех пор, пока его не поймают, потому что реальной личной свободой (волей) на Руси обладали немногие.

Человек становился беглецом, странником, бродягой. И начинал принадлежать только сам себе. Т.е. обретал свободу собственной воли. Интересно, что при этом человек получает как новое рождение, оставляет дома не только хлопоты и проблемы но вообще все, что было связано с прошлой жизнью - заслуги, социальный статус. Человек на дороге просто превращается в никого, он просто человек на дороге.

Во все времена люди уходили от опостылевшей жизни, и уходили на поиски лучшей доли. Кто то бежал "от", кто то бежал "за". Но при этом каждый получал долгожданную свободу, которая могла быть короткой или мнимой, но она была.

Мифология дороги связанная со смертью.
(Оглавление статьи.)

Художник С. В. Иванов. "Смерть переселенца". 1889 год.

По поверью восточных славян человеческая душа после смерти встает на дорогу, дорога эта должна привести душу к мест у упокоения. Часто отмечается, что на этом пути много трудностей и лишений. Куда именно ведет эта дорога в мифологии славян говорится по разному. Для более детального изучения смотри статью Культ предков у восточных славян.

Но не только мифология связывала дорогу со смертью. Эта связь происходила от того, что на дороге умирали люди. Причины смерти были разные - слабое здоровье, болезни, несчастные случаи, нападение разбойников. Часто умерших, по большей части безродных, нищих хоронили прямо на обочине дороги. В некоторых местностях существовал обычай хоронить заложных покойников на перекрестках. И через столетия оказывалась, что дорога отмечена могилами людей.

В современном мире на дорогах часто отмечаются места гибели людей в ДТП. На обочине ставят какой либо знак, отмечающий место - камень, крест, венок, табличку. И это при том, что хоронят человека в другом месте.

Пути -дороги как символ движения и времени.
(Оглавление статьи.)

У дороги нет своего особого символа. Но если считать что одно из основных смыслов дороги это движение, то таким символом вполне могла бы стать спираль. Где движение по линии, т.е по дороге, начинается из центра, т.е. из дома и развивается концентрическими кругами дальше, во внешнее пространство. При этом, дойдя до какой то точки движение может начаться в обратную сторону , и тогда начальная точка - дом, в и тоге станет и конечной точкой.

При этом движение по дороге не происходит просто от одного пункта до другого. Движение по дороге это не просто перемещение в пространстве, одновременно с этим это и перемещение по времени, из настоящего в будущее.

Помимо этого дорога может служить символом движения между мирами. Например, в мифологии восточных славян, души умерших должны пройти определенный путь из мира живых в "тот мир", в мир мертвых.

Слово "путь" может рассматриваться как движение человеческого знания, развитие характера, навыков, духовного совершенствование. Взросление ведь тоже движение. На некотором этапе жизни количество этого движения, переходит в качество - человек перестает расти, набирается практического и жизненного опыта, развивается как личность. К сожалению, к концу жизни, часто наступает регресс, движение обратно. Не даром существует мнение что "старики как дети".

Путь - дорога у восточных славян.
(Оглавление статьи.)

Художник А. П. Рябушкин. "Дорога". 1887 год.

Весь мир славян делился ( условно конечно) на два пространства - "свое" и "чужое". "Своим" пространством - хорошим, безопасным - был родной дом. Сразу за порогом дома начиналось "чужое" пространство - плохое и опасное. Таким "плохим" пространством было и дорога. При этом сама дорога выступала некой границей между своим и чужим. Обустроенная дорога явно принадлежала миру людей, а значит все таки была своя, а вот за обочиной дороги начиналось чужое пространство.

Интересно, что между домом и дорогой могло находиться среднее звено. Таким звеном могла быть телега. В ней путешествовали, перевозили груз и одновременно она служила домом, крышей. Для тех, кто путешествовал по воде домом становилась лодка.

Любое путешествие было непростым и опасным делом. В древней Руси часто единственными дорогами были реки. Люди селились вдоль рек. Летом ходили по воде, зимой по льду. Были периоды когда из за смены времен года дороги были непроходимы. Проходило время. Количество городов и селений увеличивалось и они связывались между собой дорогами, которые шли по земле.

Восточные славяне были землепашцами и вели в основном оседлый образ жизни. Переселиться в другое место их могла заставить только великая нужда, война, стихийные бедствия. Обычно род жил на одном месте несколько поколений, люди никого не видели кроме соседей годами. И, в тоже время, находилось кому ходить по дорогам. Это были многочисленные странники - "калики перехожие", нищие, богомольцы. Это были различные купцы и торговцы, в Малороссии чумаки, в том числе и коробейники. Это были и крестьяне отправляющиеся в извоз, на заработки в зимний период. Это были переселенцы, ямщики, различные государственные люди, воины и преступники. Многие из этих людей, не имея своего дом и угла, проводили на дороге всю свою жизнь. Могли так и сгинуть на дороге без погребения.

Со временем из дорожных путешественников формировались целые сообщества, похожие на то, что сейчас мы называем субкультурами. Со своими негласными правилами, со своими порядками и законами. Формировались даже свои тайные языки. Например, в средне коробейников офеней сформировался свой офеньский язык (арго), на котором они говорили между собой при других людях. Возникали определенные правила поведения на дороге, свой этикет распространяющийся на всех путешественников. Каждый, кто путешествовал по дорогам старался следовать правилам дороги, ведь часто это было необходимо для выживания.

Весь этот набор правил, норм поведения, негласных законов выработанных на дороге Щепанская Т. Б. в своей книге "Культура дороги в русской мифоритуальной традиции XIX - XX вв" очень метко называет культурой дороги. Это очень точный термин и я его буду использовать в этой статье.

Проводы в дорогу.
(Оглавление статьи.)

Художник И. Е. Репин. "Проводы новобранца". 1879 год.

Дорога для восточных славян начиналась со сборов и с проводов.

Как и любое другое событие в жизни восточных славян проводы в дорогу устраивались с соблюдением различных ритуалов и обычаев. Так как предстояло отправиться из "своего" пространства - дома, в "чужое" пространство - дорогу, необходимо было получить защиту. Ко всему прочему и сам человек на время переставал быть человекам дома и становился путником, человеком дороги. Важно то, на сколько уходит человек и куда. Одно дело если человек отправлялся в паломничество и другое на заработки в город. Идти в дорогу могла заставить необходимость или это было личное желание. В любом случае уходящему устраивались проводы, по поверью, если просто взять и уйти то дороги не будет. Поэтому звучал ритуальный плач по уходящему как по покойнику "На что ты нас, сирых и убогих, покидаешь…." И подобное. Устраивались праздничные гуляния и торжественное застолье. Устраивался обмен подарками, обычно рукодельными изделиями "на память" или обереги "что бы помнили о доме". В качестве оберега из дома брали горсть "родной земли". Если человеку случалось умереть в дороге, то эту горсть бросали в могилу, что бы "в своей земле покоился". В качестве христианских оберегов брали из дома иконки, кресты. В качестве сильного оберега выступала домашняя печь. От нее могли брать золу, угольки. Перед дорогой обязательно ходили в баню.

Прежде чем отправляться в путь следовало уладить все свои дела, вернуть долги, помириться или попросить прощения. Во время прощания часто обходили дома родственников и соседей, посещали могилы своих предков на кладбище, "на дорогу" ходили в храм .

Перед дорогой ели и выпивали "на посошок", полагалось обязательно присесть "на дорожку", иначе "дороги не будет". Прощальная ритуальная формула со стороны уходящего: "Не поминайте лихом.", была залогом того, что об уходящем будут говорить только хорошее. Провожающие говорили "С богом" и крестили тех, кто уходил. А друг друга уходящие спрашивали "Ничего не забыли?"

Прощание происходило на пороге, на границе своего участка, на границе селения и, наконец, на границе местности которую считали своей. На границе местности обычно был какой то приметный знак - поклонная гора, поклонный крест, большое дерево, река - что такое что было ориентиром в определении границы.

Время ухода в дорогу диктовалось не только необходимостью но и проходимостью дорог. Дороги по воде были закрыты зимой, а сухопутные дороги были труднопроходимы в межсезонье, зато зимой, после установления санного пути или летом была самая дорога.

Не вовсе дни можно было пускаться в путь. Запретными были дни православных праздников. Считалось что в эти дни надо молиться богу и праздновать. Существовали некие счастливые и несчастливые дни, которые в разных местах и у разных людей были свои. Помимо дня существовало еще хороший и плохой час. Всегда старались выйти пораньше. Лучше с самого утра, на зорьке, и в любом случае до обеда. Под вечер выходить в дальнюю дорогу не следовало. Правило с часом объяснялось возможным нападением нечистой силы ночью, а в практическом смысле необходимостью обустройства ночлега.

русский странник XIX век

Фотографический портрет странника. Конец XIX в.. Крепкая, простая одежда, надежная обувь. Шапка, пояс, котомка. В руках посох.

Одевались в дорогу просто и крепко. Одежда должна была выдержать дорогу. Обязательными были головной убор и пояс. И головной убор и пояс кроме практического значения имели значение ритуальное. Головной убор как бы отделял людей от нечестии, которая не носила шапок. А пояс служил оберегом человека (см. статью "Пояс как оберег у восточных славян." ). Обувь тоже была важна. В принципе все зависело от достатка человека. Обязательной принадлежностью путника была котомка, сума, короб в которую он укладывал свои вещи и еду. Сума - котомка за плечами была знаком путника, как и посох.

Посох являлся очень важной частью дорожного снаряжения. Это был символ путешествующего человека, показатель его статуса как путника. У нищего это могла быть просто палка, выломанная в лесу. У паломника это мог быть настоящий посох, с концом окованным железом. Посох выполнял разную роль - на него опирались во время ходьбы, к нему привязывали вещи и несли на плече, посох мог служить оружием. В магическом смысле посох мог восприниматься как сосредоточие неких магических сил ( например у колдуна).

В начале пути.
(Оглавление статьи.)

Повстречать кошку при выходе это одна из "плохих" примет.

Собрался как должно? Устроили проводы со всеми ритуалами? Теперь, когда сказаны последние напутствия и впереди ждала дорога.

Как в любое время своей жизни на работе или дома, восточные славяне в дороге внимательно приглядывались, изучали то, что происходило вокруг них. Каким будет путешествие человека, определялось по множеству знаков, различных поверий и примет. Плохой приметой было оступиться, поскользнуться при выходе на дорогу, если лошадь вдруг начнет спотыкаться, если с воза что то внезапно упадет. Такие примета говорила о грозящих неопрятностях. Нельзя было оглядываться и возвращаться - "дороги не будет". Старались избегать встреч, вопросов и разговоров - сглазят и опять не будет дороги. Особенно береглись встречи с недобрым человеком, колдуном, женщиной ведьмой с недобрым глазом. По поверьям встреча с женщиной несла в себе неприятности, вспомним сакраментальную "бабу с ведрами".

Повстречать кошку считалось плохой приметой, а собаку хорошей. Встретить все что привязывало к дому (кошка, оглядывание, женщина) при выходе на дорогу считалось плохой приметой, все что не давало разорвать связь с домом, а для спокойной дороги такая связь должна быть разорвана.

Плохую примету можно было попытаться нейтрализовать своими действиями, крестным знамением, молитвой, охранительным заговором или (и) определенными обрядовыми действиями, например, плюнуть три раза через левое плечо.

Вообще-то приметы и поверья могли быть самые разные. От местности зависело какие приметы действуют. Хорошая иллюстрация этого это правило обуваться с определенной ноги, где то с левой , где то с правой. Объяснения этому самые разные, а то и вообще без объяснений, просто такое правило. Так что ко всем приметам, традициям, обрядам и ритуалам надо относится спокойно. Никто не сможет сказать что они были обязательными для всех.

В дороге.
(Оглавление статьи.)

На дороге человек оказывался в пространстве вне дома, но все равно в пространстве человеческом, проложенным людьми и для людей. При этом сама дорога оставалась опасным для человека местом, проходила сквозь самые разные места - через плохие ( гиблые) , через хорошие( святые), через места в которых можно было безопасно переночевать (деревни, постоялые дворы).

Нечисть на дороге.
(Оглавление статьи.)

Поверья, собранные этнографами, говорят о многочисленных "странных" встречах на дорогах. О встречах людей с нелюдьми, лешими, покойниками, смертью, лихорадкой и т.п. Поэтому одной из важных задач для человека на дороге было опознание во встречном человека. Это могло делаться по виду - простоволос без шапки, значит и не человек, по действию, странному поведению, странному разговору. Любая странность и необычность настораживала. А если насторожился, значит и не потеряешь бдительности, сможешь вовремя принять меры.

Поверья говорят о том, что на дороге можно встретить заложного покойника ( о заложных покойниках читайте в статье "Культ предков у восточных славян."). Таких было достаточно около каждой дороги, умерших на дороге от ран, от голода, от болезней, умерших без покаяния. Эти мертвецы могли ходить недалеко от мест своего захоронения, выходить на дорогу , притворяться живыми. Нежить определяли по разным признаком, но главный состоял в том, что нежить "не такая как люди". Например, не крестился когда положено. Одет в странную одежду. Имеет взлохмаченные запутанные волосы. И т.д. примет могло быть множество.

На дороге можно было встретить колдуна, который мог наслать болезнь. Можно было встретить плохого человека, который "сглазит" ( сглаз - болезнь или несчастье от плохого взгляда). В этом качестве больше всего опасались женщин - баб простоволосок ( непокрытая голова верный признак нежити и колдуна, ведьмы), баб самокруток ( те, которые вышли замуж без согласия отца) и других людей, которые нарушали своим поведением устоявшийся уклад жизни, а значит выпадали за рамки патриархального общества. Как и в случае с нечистью подозрение вызывал человек, чья одежда, внешность или поведение отличалось от принятых норм.

Плохой приметой считалось встретить зверя на дороге. Во-первых встретить медведя или волка само по себе очень опасно. А во-вторых выход зверя из леса, на дорогу, к людям был очень необычен, что говорило о том (смотри выше) что это ни какой не медведь, и никакой не волк, а нечто принявшее вид этого зверя. А это было гораздо опаснее чем просто зверь.

Нечистая сила могла насылать на путника различные неприятности в виде дождя, грозы, ветра. Особенно опасным считались летом - густой туман, зимой - буря, метель. Такие ненастья могли привести к тому что бы человек заблудился, потерялся и погибнуть.

Серьезную опасность для путника представляли разбойники, лихие люди. Во все время истории Руси - России как государства разбой на дороге был обычным явлением. Людей грабили и убивали. Где то больше, где то меньше. Считалось что в иных краях разбоем жили целые деревни. Разбойные места обычно были известны путникам, такие места считались гиблыми, плохими. Их старались избегать или проходить днем в составе каравана.

Плохие, гиблые места на дороге.
(Оглавление статьи.)

Неприятности поджидали путника на дороге. Особенно следовало опасаться таких мест, которые по поверьям являлись плохими, гиблыми, страшными, считалось что в таких местах обитает нечистая сила. Обычно такими местами были различные препятствия на дороге - поворот, развилка, перекресток, брод-переправа, гать через болото и т.п..

Поворот опасен тем, что закрыта видимость и она открывается только когда поворот уже пройден. Что там за поворотом? Когда дорога извилистая, на ней много поворотов, лешему легко "водить" путника.

Развилки и перекрестки так же считались местом обитания нечисти. В таком месте человеку легко ошибиться и выбрать не ту дорогу. По поверьям мосты - переправы - юрода - гати опасны для путника, так как зачастую и там живет нечистая сила, которая своими кознями может доставить много неприятностей путнику.

Плохими местами на дороге считались крутые подъему и спуски, дорога , идущая сквозь лесную темную чащу, через бурелом и вообще через лес.

Подводя итог можно сказать что у восточных славян плохими - гиблыми местами на дороге считались такие места в которых была высокая вероятность несчастного случая. В чем именно могла быть причина такого случая - в усталости путника - возницы, в его неопытности, просто в стечении обстоятельств? Все объяснялось вмешательством нечистой силы.

Такие места проходили и проезжали удвоив свою внимательность. Наблюдая за окружающей обстановкой и контролируя свои действия и, конечно, с охранительной молитвой.

Хорошие - святые места на дороге.
(Оглавление статьи.)

Художник Шишкин Андрей Алексеевич."В начале пути". В хороших местах путник мог отдохнуть ничего не опасаясь.

Хорошими местами на дороге считались прежде всего те, которые находились под защитой христианской веры монастыри, церки, часовни, поклонные кресты. Считалось что в такие места нечистая сила проникнуть не может, поэтому места эти защищенные и безопасные.

К хорошим местам относилось и множество природных объектов, относящихся как к каноническому христианству так и к объектам народного православия. Это многочисленные святые источники ( см статью "Культ воды у восточных славян"), священные камни ( см статью "Культ камней у восточных славян"), почитаемые деревья и священные рощи ( см статью "Культ деревьев у восточных славян"). Часто это были целые комплексы источник - камень - дерево или источник - часовня - камень. Вариантов было множество. У таких мест останавливались, совершали ритуалы, отдыхали и двигались дальше.

Считалось что вода из святых источников обладала различными свойствами - помогала от разных болезней, приносила удачу и т.п.

Святым местом могла стать и могилка святого странника. Людская молва часто приписывала таким местам различные, сверхъестественные свойства.

Читайте о Священных камнях, Священных источниках и Священных деревьях и рощах в отдельных статьях, в которых я подробно рассматриваю эти явления.

Возвращение домой.
(Оглавление статьи.)

Художники  А.П. Ткачёв, С.П. Ткачёв "Родительский дом. Вернулся".

Для некоторых типов людей дорога длилась всю жизнь, потому что была смыслом этой жизни, и окончание дороги эти люди находили в могилке на обочине дороги. Но, большинство людей оканчивали свой путь вернувшись домой, либо, прибыв туда, куда стремились.

И как уход на дорогу требовал специального ритуала - проводов, в результате которого будущий путник как бы временно исключался из домашнего общества и становился человеком дороги, так и приход домой тоже требовал обратного ритуала - встречи. Дорога ведь была чужим враждебным пространством по отношению к дому и кто знает что могло случиться с человеком на этой дороге. Может вообще вернулся совсем не тот, кто уходил.

Можно предположить, что во времена язычества древних славян при возвращении домой из долгого путешествия, с вернувшимся проводили различные строгие ритуалы очищения, возможно длительные. Направлены эти ритуалы были на то, что бы вернувшийся не занес, волей или неволей, внешнюю скверну в домашнее, родное пространство. Что это были за обряды мы не знаем, но по логике действий можно предположить что это были обряды духовного и телесного очищения. Условно говоря - баня, молитва, пост, жертвы богам, праздничный пир.

Во времена, которые мы можем охватить, например 19 век, ритуалы очищения и встречи оставались, хотя и стали проще и короче. Часто возвратившихся ( или гостей) встречали у ворот или у крыльца дома. Встречали хлебом - солью ( доп. см. ст. "Культ печеного хлеба у восточных славян). Проходили в дом, крестились на образа. Первым делом вернувшийся одаривал всех, начиная с детей, гостинцами. Потом, садились за стол, подкрепиться после дороги. Потом в баню, помыться после дороги. Затем обходили дома, здоровались, дарили подарки - гостинцы, приглашали на празднество.

По случаю встречи устраивали праздничное застолье. Такое застолье выступает как средство объединения, как знак сопричастия к общему, в данном случае, домашнему коллективу. Во время застолья возвратившийся путник как бы вновь принимается в домашнюю среду, приобщается к дому.

Люди на дороге.
(Оглавление статьи.)

Художники  С. А. Виноградов. "К преподобному". 1910 год. Паломники идут в Свято-Троицкую Сергиеву Лавру, поклонится мощам Сергия Радонежского.

Людей на дороге было множество, все эти люди были разного социального, имущественного положения, находящиеся в различных жизненных ситуациях. При этом всех их можно грубо поделить на два типа. Первый тип это те , кто на дороге находился временно. Это паломники, которые отправлялись посетить святые места. Переселенцы, едущие к новому месту жительства. Крестьяне уходящие в извоз или в отхожий промысел зимой. Различные государственные люди, исполняющие поручения. И т.д. . Такие люди после поездки возвращались домой и жили там до следующей.

Художник В. Д. Поленов."Сказитель былин Никита Богданов" 1876 год.. Фотография конца XIX века.

Второй тип людей это те, кто дорогой жил. Кормился с нее. Это бродячие ремесленники всех мастей, бродячие торговцы, купцы, чумаки и жулики. Всегда в дороге были и ямщики, кучера на государственной службе, которые исполняли ямскую повинность. Профессиональные нищие и убогие.

Ко второму типу можно условно отнести странников. Но условно, потому что странничество было уникальным явлением на Руси и хоть странники кормились с дороги , для них эта дорога служила лишь средством духовного поиска, совершенствования духа, познание Господа. Но о странниках чуть ниже. Для остальных из людей второго типа дорога была средством заработка и существования.

Остановимся подробнее на людях второго типа, ведь именно их можно в полной мере назвать "людьми дороги". Эти люди искали себе средства существования постоянно путешествуя, переходя из одной деревни, или небольшого городка в другой населенный пункт.

Бродячие ремесленники предлагали свое мастерство. Это могли быть плотники, портные, печники, коновалы и многие другие кто предлагал на продажу свои умелые руки. К бродячим ремесленникам следует отнести и людей искусства - различных скоморохов ( огромную популярность имело вождение медведя), сказителей и певцов древних былин и духовных стихов. К бродячим ремесленникам, наверное, можно отнести и различных людей типа лозоходцев, колдунов, знахарей, гадателей, провидцев т.е. неких людей якобы обладающих специфическими знаниями. В народных верованиях и мифологии бродячие ремесленники часто наделялись некой силой, обычно колдовской, считалось что они знаются с нечистью и через нее эту силу получают. Простонародная молва наделяла бродячих ремесленников знанием магии своего ремесла. Плотники владели плотницкой магией, коновалы знали как заговорить лошадь и т. п.

Бродячий коробейник - офеня. Фотография конца XIX века.

Бродячие торговцы - офени, коробейники, тоже были людьми дороги. Офени даже создали оригинальную, как бы мы сказали, субкультуру. Торговали они мелкими галантерейными и мануфактурными товарами, книгами и лубками. Все время в дороге из деревни в деревню. У офеней даже сложился свой арго, на котором они могли обсудить как облапошить местных крестьян, поделиться новостями. Так называемому "офеньскому языку" посвящено довольно много книг. Это яркое и самобытное явление. Подобный арго имели и профессиональные нищие.

Нищие, были разные. Были те, кто прикреплен к месту, жили они в городах и кормились близь церквей. А были и такие, кто проводил всю жизнь в дороге, побираясь "Христа ради" в посещаемых деревнях. Нищих, божиих людей, убогих привечали, считалось против норм морали отказывать в помощи таким людям. Хоть корочку а подай. У нищих было своя тайное сообщество, свой язык. Считалось, что они склонны к колдовству и в тоже время что им покровительствует Господь.

Профессиональными нищими становились калеки, которые не могли трудиться и не нашли себе места в жизни - слепые, безрукие и т. п. Сумасшедшие и убогие умом часто удостаивались всеобщего почитания и считались чуть ли не святыми. Нищими могли становится и временно, например, погорельцы, голодающие, беженцы.

С милостью для нищих связано много простонародных поверий, наиболее часто о том, как малая милостынька, поданная нищему, после смерти спасает человека от адского пламени. И, наоборот, прогнавшего, обидевшего божьего человека настигали различные, иногда очень жестокие кары. Жестокие кары настигали и вора, осмелившегося обокрасть нищего

Были события, когда нищих особенно привечали и кормила. Например, во время похоронной трапезы для нищих накрывали специальный отдельный стол. Во время различных праздников поминовения предков - Радонице, Дмитриевской родительской субботы и т.п. нищим оставляли угощение на могилах.

русский странник XIX век

Странник - богомолец. Фотография конца XIX века.

Странники- богомольцы ( странник - странный человек) представляли собой совершенно особый, уникальный тип человека на дороге. Это те самые былинные калики перехожие, люди которых подвигла выйти на дорогу не нужда и не желание найти пропитание, этих людей заставлял выйти на дорогу духовный поиск, желание служить Богу, стремление уподобиться первым христианам. Часто плохо одетые но с обязательной котомкой и с посохом в руках, которые были неизменными атрибутами странника и путешественника вообще.

Странничество могло включать в себя и паломничество ( как религиозный ритуал) к святым местам, но от паломничества его следует отделять.

Странничество было уникальным явлением которое появилось и практиковалось только у восточных славян. Связано оно было с православной верой и представляло из себя некий вариант подвижничества, религиозного и духовного поиска который внешне представлял из бесконечное путешествие из края в край, из города в город, от одного святого места до другого. А внутренняя жизнь была похожа на некий вариант монашества, когда человек умышленно извергает себя из общества, отказывается от всех благ, которые это общество предоставляет, и начинает вести трудную, полную физических лишений жизнь, которая при этом часто богата в духовном плане. Странники вели жизнь согласно православной морали и заповедей, чертами их поведения были проявления милосердия, соучастия, смирения, кротости и любви, борьба со страстями. Это давало человеку духовное очищение и помогало начать поиски Бога внутри себя. Возможно, свою роль сыграла идея осмысления жизни как некого земного пути, который каждый должен пройти до конца.

Подобные божьи странники были чрезвычайно уважаемы в народе. Во время своих путешествий странники посещали различные святые места и считалось что на них распространяется святость тех мест. Их всячески привечали, кормили, слушали чтение или пение духовных стихов, которые исполняли странники, слушали их рассказы о разных местах. Ждали он них предсказаний и пророчеств. Некоторые из таких странников почитались в народе за настоящих святых. Со странниками связан богатый простонародный фольклор. Рассказывали о всяких необычных случаях или даже чудесах связанных со странниками. Особо почитаемые странники остаются в народной памяти на долгое время.

Тем кто заинтересовался темой странничества, я рекомендую помимо чтения специальной литературы два замечательных художественных произведения:

- "Очарованный странник", Лесков Н.С.

- "Откровенные рассказы странника духовному своему отцу", автор не известен.

Обереги (апотропеи) на дороге.
(Оглавление статьи.)

Художник Ильбек Хайрулинов, "Благословение матери". Благословение матери на дорогу - один из самых сильных оберегов.

Оберегами были магические предметы ( см статью "Амулеты восточных славян"), заговоры, молитвы и различные действия. Обереги нужны были прежде всего против нечистой силы. Судя по этнографическим данным, нечистая сила представлялось угрозой куда более существенной чем например разбойники или дикие звери. Поэтому и старались защититься прежде всего от нежити.

Короткие заговорные формулы содержали просьбы к богу или святым о защите в пути. "Благослови , Господи, на дальнюю дорогу." Господи , спаси нас в путях-дорогах." Отправление происходило с совсем короткой формулой "С Богом!"

Оберегами служили различные предметы взятые из дома и полученные в дар при проводах. Это горсть родной земли или пепла из печи. Различные предметы женского рукоделия, например, вышитый матерю платок . Христианский крест или иконка.

Одним из самых простых оберегов служил колокольчик. Отгонные свойства колокольчика были известны на Руси с самых ранних времен. Считалось, что звон колокольчика пугает нежить, не дает ей приблизиться и прицепиться. Часто колокольчики подвешивались к дуге конной упряжи или просто на пояс.

Хорошим оберегом против нечистой силы считалась молитва и различные предметы христианской веры - крест, ладанка. Против нечистой силы использовались заговоры, ругательство матом, различные действия - плевание через плечо, показывание фиги.

Устные заговоры и обереги восточных славян.
(Оглавление статьи.)

Устная заговорная и обереговая практика, связанная с дорогой, очень разнообразна. Заслуживает отдельной статьи. В этой статье лишь коснемся этой темы.

Изучая литературу можно заметить одну тенденцию, заговоры - обереги записанные во второй половине ХХ - начале ХХI как правило представляют собой короткие молитвенные формулы, христианской направленности.

В то время как заговоры - обереги записанные в конце XIX - начале XX вв. имеют достаточно архаичную форму. В корой есть обращение к стихиям, к Алатырь камню и т.д.

Надо еще отметить что на дороге использовалось большое количество заговоров от нечистой силы, от колдунов , от лихих людей. Такие заговоры универсальны и их большое разнообразие.

Образ дороги использовался так же и при лечении болезней, об этом ниже. Что бы было понимание что от куда взялось, я буду указывать название книги и , по-возможности, время записи заговора.

"Магическая практика Севернорусских деревень. Заговоры, обереги, лечебные ритуалы." Записи конца ХХ - начала XXI века. Том I. Архангельская коллекция. Состав. Адоньева С. Б., Степанов А. В. 2020 год.

На дорогу говорили: "Поди, Бог с тобой, Христос с тобой".

Говорят в дорогу: "С Богом ходите, да вас благоловити".

"Русские заговоры и заклинания".Материалы фольклорных экспедиций Московского государственного университета 1953-1993 гг.Под редакцией профессора В. П. Аникина

На дорогу.
- Когда соберешься идти, скажи:”Господи, благослови меня, на каждый час, на каждую минуту”.
- “Ангел навстречу, Господь на пути, Божья мати тебя благослови, Николай Чудотворец в путе и в службе (учебе) помоги”.
- “Сзаду пень да колода, нам — путь да дорога”. И куда ты не пойдешь, всегда так говори, чтобы тебе дорога была.

"Традиционный фольклор Новгородской области" Составители Власова М. Н., Жекулина В. И.. Записи 1963 - 2002 гг.


-Христос по пути, никто не мути! ( Приговаривают, когда выходят из дома, отправляются в путь.)
- Покров, Дух Святой! Иди по пути со мной! ( Приговаривают, выходя из дома, отправляясь в лес.)
- Помяни, Бог, царя Давида и кротость его! (Приговаривают от неприятностей в дороге)

"Магия Слова. Заговор" По материалам фольклорного архива Новгородского государственного университета. Составитель Бердяева О. С. Записи с середины 60-х годов XX века.


На дорогу.
- Заря-зарница, Божья помощница, помоги мне, Господи. Как на озере нефрьяновом лежит доска, на этой доске золотой крест не расклевать, так и нас ни врагам, ни зверям, ни болезни не нать. Аминь.
Заговор оберег на дорогу.
Перекрестится и говорить: "Перекрестясь, благословляясь, пойду из дома за ворота в ту сторону, куда охота. С пути-дороги не собьюсь и с бедой не столкнусь, не расшибусь, в дом с удачей вернусь."

"Обряд прощания с землей перед исповедью. Заговоры и духовные стихи." Свящ. Алексий Соболев. Владимир. 1914 год.

Заговор о сбережении дорогого человека в пути.

Ложилась я раба Божия (имрк) крещеная помолясь, благословясь, во закатну зорюшку - румяну молодушку. Встала я, раба, ранехонько: в другу зорюшку не позднехонько, медяной росой умывалася, ключевой заговорной водой окраплялася, Спасовой пеленой обтиралася, Силь-травою обвивалася, с полунощной луной распрощалася, ясну солнышку улыбалася, Алатырь - камню поклонялася. Выходила я раба (имрк) за околенку: во чисто поле на дороженьку; за околенкой я, раба, снаряжалася, темным облачком покрывалася, частыми звездушками обтыкалася, лучем солнечным нарумянилась, Силь - травою разукрасилась; на дороженьке остановилася, всем светушкам поклонилася, призорной чертой очертилася, Алатырем - камнем загородилася, крепким словом заговорилася.

Заговариваю я раба (имрк) своего милаго (имрк) во путь-дальнюю дороженьку: а будь крепче он Алатырь -камня, а будь легче он птицы Феникс, будь храбрее Стратилам-зверя; чтоб ноженьки его не износилися, глазыньки его не утомилися, сердечушко ко мне рабе (имрк) не изменилося, от меня не отворотилося; чтоб люди злы не опроизорили, злы-кощеи, яры волхвы не обзорочили, чтобы шики-лешаки, сатоны, полканы не обозначились, русалье-девки не застились.

Словеса мои крепкие: не прейдут ни век ни на век, живучи будут во все дни, по вся часы, во дни и ночи, в поддень и полночь. Молитва к Христу-Царю, просьба к камню Алатырю: путь - дорога для молодца, словесами заговорными быть свершенным до конца. Аминь, всем словам.

(Заговор читается над горстью земли, часть которой стараются незаметно положить в карман или сумку отправляющегося, а остальную землю бросают на задворках, поворотясь к Западу.)

( призор - сглаз, примечание мое)

В заговорах дорога воспринималось не только как путь ухода близких людей, которых надо сохранить. Дорога в заговорах использовалось как место, на которое можно "скинуть" болезнь, и эта болезнь с дороги уже никуда не денется, сама уйдет или перекинется на кого. Болезнь можно было смыть рушником, полотенцем и бросить их потом на дорогу. Или, как в приведенном заговоре болезнь можно "скатать", "собрать" хлебным мякишем.

Взять хлебны мякишь и им выкатать больному голову , грудь, руки и ноги, говоря:

"Выкачую, выговарюю притчу урошную, приговорную, музыкую, женьскую, стрешную и попярешную, завистную и радостную, з буйныя головы, з румянаго лица, с косьцей, з можчей, с печаней, з леганей, из рециваго серца, з белых рук, з борздых ног, не сама собой, прячистыми словами."

Потом, в полночь, когда не слышно ни звука, отнести этот хлеб на ростаньки, стать там, заложить руки за спину, - каб не перексцитца - и по три раза на переднюю и боковые дороги поклониться до земли и сказать три раза: "Свят Доброхот, хлеб - соль прими, раба божаго просьци!"

И на переднюю дорогу хлеб положить в чистой тряпочке.

( ростаньки - перекресток, примечание мое)

Интересен еще один тип заговоров. Это заговор от тоски. Это чувство возникает у людей при расставании со своими родными и близкими, при расставании с родным домом. Этому чувству подвержены и те кто уходит и те кто остается. И чувство это не такое смешное как может показаться "сгубила тоска по думу" это было сказано давным-давно. Заговор от тоски должен был помочь человеку справится с этим.

"Русские заговоры из рукописных источников XVII - первой половины XIX вв" Соств. А.Л Топоркова.

Заговор от тоски( из сборника 1763 года)

Господи Боже, благослови, о(т)че. Во имя Отца и С(ы)на и Святого Д(у)ха. Амин. Стану я, раб Божий имрк, благословесь, пойду перекрестесь в чистое поле на четыре ветры, на четыре дороги, помолюсь Господу Исусу Христу Царю Небесному; и послет с небес ангелов Господних з Божиею помощию и с собою к рабу Божию им(р)к; и он, раб Божий имрк, пойдет к волной реке Сенюгне. Как та река Сенюга заливается по мхам, по болотам, по малым по паточинам, сымает землю и траву, так бы сымала с раба или с рабы имрк уроки и призоры, и озевы, и оговоры, щыпоту и ломоту, и тоску, кручину, грыжу и в(с)якую болезь. Есть в той реке белой камен, и как на том камени вода не держится, так бы на рабе Божии имрк не держалась никакая ни порца, ни грыжа, ни шепода, ни какова полез по всяк ден, по всяк час и по всякое время. Я аз, раб Божий имрк, белым белым камен заставлю и медным словом засловлю и железным щытом .

Отличная подборка материалов по заговорам собрана в книге составителей Агапкиной Т. А. и Топоркова А.Л. "Восточнославянские заговоры: Материалы к функциональному указателю сюжетов и мотивов. Аннотированная библиография". В конце статьи , в разделе материалы я приведу список книг по заговорам, в которых есть заговоры "на дорогу" и которые сумел найти в электронном виде.

Отражение дороги-пути и всего что ней связано в фольклоре восточных славян.
(Оглавление статьи.)

Художник В. М. Васнецов. "Витязь на руспутье". 1882 год.

В народных былинах мы встречаем людей дороги калик -перехожих. В былине "Исцеление Ильи Муромца» калики -перехожие (вариант старцы) подняли своей силой Илью Муромца с лавки после 33 годов болезни. В былине "Михайла Потык" калика помогает богатырям выручить Михайлу от вражеского колдовства. Интересно, что богатыри часто сами прикидываются каликами перехожими, как Илья Муромец в былине "Илья Муромец и голь кабацкая." В этой былине хорошо видно каким уважением пользуется калика у простых людей.

Богатыри в былинах находятся все время в беспрестанном движении. Они тоже люди дороги. Образно говоря, путь жизни богатырей проходит в дороге, в разъездах, в чистом поле.

В былине "Илья и Соловей" Илья Муромец специально едет по ставшей "плохой" дороге и очищает ее от Соловья Разбойника. В былине "Три поездки Ильи Муромца" Илья вновь оказывается на "плохом" месте, на перепутье , от которого дальше ведут три дороги. Надпись на камне, который стоит на перепутье, обещает смерть на первом пути, на втором жену, на третьем богатство. Все пути ловушки, два пути Илья очищает, на третьем пути добывает богатство и раздает его бедным (др. вар. строит церковь и окаменевает). Характерная ситуация - богатырь на распутье. Когда воин выбирает для себя по какому пути ему идти - по пути битвы, пути семейного счастья, пути богатства. Интересно что все пути оказываются в итоге опасны. Такая ситуация имеет сходство с настоящей жизнью и выбором жизненного пути.

Образ пути - дороги часто возникает и в народных сказках восточных славян. Как правило путь - дорога это испытание и необходимо преодолеть это испытание что бы достичь своей цели. Часто дорогу главного героя можно интерпретировать как дорогу в загробное царство или иные миры, куда его доставляют хтонические животные волк или конь ( см.  ст. "Культ коня у восточных славян").

В сказках перед главным героем часто встает выбор - «Налево пойдешь — смерть найдешь, направо пойдешь — коня потеряешь, прямо пойдешь — счастье найдешь». И не всегда понятно какой путь выбирать. По некоторым сюжетам главному герою предстоит найти нечто, а искать нужно "за тридевять земель, в тридесятом царстве" и "истоптать три пары железных башмаков, изломать три чугунных посоха, изглодать три просвиры каменных".

Главный герой путешествует от локации к локации, при этом сама дорога между ними не описывается "долго ли коротко" и герой уже в другом месте. И не смотря на то , что дорога подробно не описывается она имеет очень важное значение, потому что именно она связывает между собой разные локации. Герой связан с дорогой, идет по ней, и все другие, часто хтонические, персонажи сказки тоже связаны с дорогой.

Путь героя усеян различными локациями, и все они опасные - темный лес с Бабой Ягой и (или) разбойниками, переправы через огненную реку, загробный мир. Выполнив задание, главный герой возвращается домой, часто тоже с приключениями, и дома, получив награду, занимает достойное место.

Приметы и ритуальные запреты, связанные с дорогой.
(Оглавление статьи.)

  • - выйдя на дорогу, нельзя оглядываться и нельзя возвращайся, а то пути не будет;
  • - опасно отправляться в путь без головного убора, мужчине без шапки, женщине без платка;
  • - без креста и без пояса нельзя ходить;
  • - выходя на дорогу нельзя отвечать на вопрос "Куда идешь?";
  • - когда человек уезжает из дома, родичи не метут полу, что бы "не замести следа", что бы человек смог вернуться;
  • - если выходящему на дорогу путнику кто то перешел дорогу, значит дороги не будет;
  • - через оставленный на дороге след, при помощи колдовства, человеку можно навредить;
  • - обуваться (разуваться) надо с правой (левой) ноги;
  • - нельзя разводить огонь на дороге, тропинке, на перекрестке, только в стороне от дороги;
  • - нельзя ночевать на дороге, только в стороне от дороги;
  • - категорически нельзя справлять на дороге нужду;
  • - запрет поднимать с дороги и брать себе оброненные кем то вещи, потому что такие вещи могут принести несчастье;
  • - запрет рубить деревья около дороги и в святых местах;
  • - если заблудился (водит нечистая сила), надо переобуться с одной ноги на другую, а одежду вывернуть наизнанку, шапку надеть задом наперед;
  • - нельзя строить дом на месте бывшей дороги;
  • - уезжать лучше в дождь, а приезжать когда хорошая погода;
  • - скрадывание дороги - колдовской магический обряд, имеющий своей целью усложнить дорогу путнику;
  • - возвратившись домой, после дороги, путник умывается, такое омовение смывает не только дорожную пыль, но и всякое что могло налипнуть на дороге - нечистую силу, болезни и т.п.;

Идиоматические выражения связанные с дорогой.
(Оглавление статьи.)

Дорога жизни; Жизненный путь; Широкая дорога впереди; Вам открыты все пути; Окончил свой жизненный путь (умер); Прямая дорога - кривая дорожка; Тупик в конце дороги; Что там за поворотом?; Все путем!; Свернуть с прямого пути; Сбиться с пути; Свернуть с правильной дороги; Идти окольной дорогой; По кривой дорожке пошел; Перешел ( кому то) дорогу; Прямая дорога; Легкого пути; Счастливой дороги; Скатертью дорога; Туда и дорога; Иди на все четыре стороны; Иди своей дорогой, а я пойду своей; Дорогу осилит идущий.

Культура дороги в современности.
(Оглавление статьи.)

Культура дороги нашла свое проявление в самобытной субкультуре автостопщиков.

Современное общество стало гораздо мобильнее. Ежедневную поездку на работу в 50 километров никто и дорогой не считает. В XVIII веке, путешествие на конной упряжке из Петербурга в Москву занимало шесть дней, что было достаточно быстро. А на Дальний Восток несколько месяцев. В наше время мы преодолеваем эти расстояния гораздо быстрее. И все же искусство путешествия остается.

Странно об этом думать, но и сейчас, в наше время, культура дороги все еще существует. Эта культура включает в себя разные категории путешествующих людей из которых заметны более всего люди занимающиеся различной экспедиционно - геологической деятельностью и движение самодеятельного и организованного туризма. ( ксп, тур слеты)

Но самое интересное явление с точки зрения культуры дороги это конечно путешествия автостоп. Такие путешествия, особенно в среде молодежи, приобрели статус культовых и стремительно обросли своей культурой с правилами поведения и мифологией.

К культуре дороги имеет прямое отношение байкерское движение. Которое превратилась в развитую субкультуру со всеми необходимыми атрибутами.

Людьми дороги в наше время несомненно являются дальнобойщики, которые часто имеют свои организованные сообщества, с определенной моралью, со своими понятиями взаимовыручки.

Паломничество по святым местам в России получило новый толчок. Современное паломничество в плане путешествия к святым местам мало похоже на то, что было раньше. Когда люди пешком брели по дорогам России. Это все больше организованные поездки.

Многочисленные нищие, побирушки, бродячие торговцы и ремесленники в наше время практически исчезли как явление. Что поделать, время и развитие накладывает свой отпечаток на культуру дороги.

Заключение.
(Оглавление статьи.)

Художник Г. Г. Мясоедов. "Дорога во ржи". 1881 год.

Восточные славяне воспринимали дорогу прежде всего в понятиях "свое"-"чужое". В этом смысле дорога, как "чужое" пространство противостояло пространству "своему" - родному дому. На дороге, как на всяком "чужом" пространстве действовали враждебные силы - нежить , колдуны, злые люди, болезни, плохие места. От всего этого требовалась защита, которая реализовалась в виде заговоров, оберегов и определенных правил поведения, соблюдения некоторых запретов.

При отправлении человека в дорогу проводили специальный ритуал. Свой ритуал проводился и при возвращении человека.

Дорога осмыслялась славянами не только как вытоптанная полоса земли, ведущая из одного места в другое. Дорога осмыслялась как жизнь. С этим связано большое количество фольклорных материалов. Помимо этого дорога имела значение "свободы" и "движения-времени".

Путь-дорога у славян имела много уровней восприятия как в прямом, чисто физическом, смысле так и в смысле метафизическом, фольклорном.

Материалы
(Оглавление статьи.)

Всем, кто заинтересовался темой дороги, прежде всего советую читать книгу Щепанской Т. Б. "Культура дороги в русской мифоритуальной традиции XIX - XX вв."

  • Афанасьев А. Н., "Поэтические воззрения славян на природу", Том 1.
  • Бессонов П., "Калики перехожие. Сборник стихов". Бондалетов В. Д., "Условные языки русских ремесленников и торговцев".
  • Бурханов Р.А., "Странничество на Руси. Филосовско-антропологические и социокультурные смыслы".
  • Бушуева С. В., "Паломничество и его особенности в русской истории".
  • Гильфердинг А. Ф., "Онежские былины".
  • Гусева Е. В., "Архетип дороги в мифопоэтическом творчестве восточных славян".
  • Данилевский Г. П., "Чумаки".
  • Дорофеев Д. Ю., "Русские странники. Многообразие религиозных образов русского странничества XIX века".
  • Жуйкова М. В., "Происхождение выражения туда и дорога и славянские народные представления о двух видах смерти".
  • Зеленин Д. К., " Умершие неестественной смертью и русалки ".
  • Зорина Л.Ю., "Путь да дороженька".
  • Ильина А. Ю., "Странничество как социокультурный феномен русской культуры".
  • Ильина А. Ю., "Странничество на Руси".
  • Ильина А. Ю., " Феномен странничества и его отражение в русской философии конца XIX начала XX века".
  • Колесов В. В., "Путь дорога".
  • Лавренова О.А., "Бытие между .Семантика дорог в культурном ландшафте".
  • Мальцева Е. А.,"Дорога как предмет концептуальной рефлексии".
  • Прыжов П., "Нищие на Святой Руси".
  • Пропп В. Я., "Исторические корни волшебных сказок".
  • "Славянские древности". Том 1. Левкиевская Е. Е., "Дорога".
  • Терновая Л.О., "Семантика дороги от караванного пути до хайвея".
  • Топорова Т. В., "Лингвистический анализ обюозначений дороги-пути в русских былинах".
  • Фаленкова Е. В. "Феномен духовного странничества. История и современность".
  • Черепанова О.А., "Путь и дорога в русской ментальности и в древних текстах".
  • Шестеркина Н. В., Рогачев В. И., "Мифопоэтика дороги на материале народных русских загадок".
  • Щепанская Т. Б. "Культура дороги в русской мифоритуальной традиции XIX - XX вв."
  • Щепанская Т. Б., "Странник - проект выставки из фондов МАЭ".
  • Щепанская Т. Б., "Дорога без обочины".

Книги по заговорам. (Оглавление статьи.)

  • Власова М.Н., Жекулина В.И., "Традиционный фольклор Новгородской области. Сказки. Легенды.
  • Предания. Былички. Заговоры (по записям 1963–1999 гг.)".
  • Вяргеенка С. "На моры-акіяне, на востраве Буяне...".
  • Агапкина Т. А., "Словесные формулы в магическом ритуале: аспекты взаимодействия".
  • Агапкина Т. А., "Народная медицина, заговоры и бытовая магия Волынской губернии" (по материалам М.Ф. Кривошапкина из архива РГО).
  • Агапкина Т. А., "Восточнославянские лечебные заговоры в сравнительном окружении".
  • Бердяева О.С., "Магия слова. Заговор". По материалам фольклорного архива Новгородского государственного университета.
  • Вашкинский А., "Заговоры. Наговоры, нашептывания, заклинания и пр".
  • Соболев А., "Обряд прощания с землей перед исповедью. Заговоры и духовные стихи."
  • Романов Е. Р., "Заговоры, апокрифы и духовные стихи".
  • Федорова В.П., "Человек и слово в заговорах. Южное Зауралье. Конец ХХ в".
  • Каргин А. С., "Чухломской фольклор".
  • Топорков А. Л. "Русские заговоры из рукописных источников XVII — XIX первой половины в".
  • Бердяева О. С., "Фольклор Новгородской области: история и современность".
  • Харламов М., "Суеверия, поверия, приметы и заговоры собранные в г. Майкоп".
  • Круглов Ю. Г., "Русские обрядовые песни".
  • Адоньева С. Б., Степанов А. В., "Магическая практика Севернорусских деревень. Заговоры, обереги, лечебные ритуалы." Записи конца ХХ - начала XXI века. Том I. Архангельская коллекция.
  • Коровашко А. В., Корепова К. Е., "Нижегородские заговоры в записях XIX -XX вв".
  • Топорков А. Л., Турилов А. А., "Отреченное чтение в России XVII—XVIII веков".
  • Половинкин Н. С., "Религия и церковь в Сибири" сборник. Выпуск 3.
  • Ермакова Е. Е., "Сибирская заговорная традиция.(конец XX – начало XXI вв.)".
  • "Славяноведение" Номер 6 за 2018 год.
  • Подюков И. А., " Усольские древности. Сборник трудов и материалов по традиционной культуре русских Усольского района конца ХIХ – ХХ вв".
  • Агапкина Т. А., Березович Е. Л., Сурикова О. Д., " Имена деревьев в восточнославянских заговорах".
  • Забылин М., "Русский народ. Его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия".
  • Вердеревская Н. А., Разживин А. И., "Заговоры".
  • "Замовы. Белорусское народное творчество"
  • Жданова Н.В., Подюков И.А. , "Вишерская старина: Сборник фольклорно-этнолингвистических материалов по обрядовой традиции Красновишерского района. Пермской области".
  • Познанский Н.Ф., "Заговоры".
  • Полесские заговоры (в записях 1970-1990 гг.)
  • Курецю Т. С., " Русскиен заговоры Карелии".
  • Агапкина Т. А., Топорков А. Л., "К реконструкции праславянских заговоров".

NordicRunes, май, 2023 года

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
 
_
Еще по теме "Символы"
Смыслы Культа Коня у восточных славян.
Смыслы Культа Медведя.
Символ Колесо. Значение и понимание.
Символ Спираль. Значение и понимание.
Символ Узел. Значение и понимание.
Символ Лабиритнт. Значение и понимание.
Символ Дерево. Значение и понимание.
Символ Солнца. Значение и понимание.
Руническое Колесо - Рунный Круг - Колесо Футарка. Значение и понимание.
Жертвоприношение. Смысл, цели и средства ритуала.
Смысл Культа Предков.
Талисманы. Амулеты. Обереги.
Культ Предков.



-NordicRunes.ru-