-----
-Купить руны- -Как заказать- -Выбор дерева для рун-
Наборы, которые есть прямо сейчас.
-Колесо Футарка- -Талисман-Амулет-Оберег
-Главная страница- -Статьи- -ВИДЕО-
-Контакты- -Отзывы- -Фотогалерея работ-




Жертвоприношение. Смысл, цели и средства ритуала.

Еще по теме "Символы"
Смыслы Культа Коня у восточных славян.
Смыслы Культа Медведя.
Символ Колесо. Значение и понимание.
Символ Спираль. Значение и понимание.
Символ Узел. Значение и понимание.
Символ Лабиритнт. Значение и понимание.
Символ Дерево. Значение и понимание.
Символ Солнца. Значение и понимание.
Руническое Колесо - Рунный Круг - Колесо Футарка. Значение и понимание.
Жертвоприношение. Смысл, цели и средства ритуала.
Смысл Культа Предков.
Талисманы. Амулеты. Обереги.
Культ Предков.

Оглавление

01. Ритуал, обряд в религии.
02. Откуда взялся ритуал жертвоприношения? Давайте попробуем разобраться.
03. Черепа как жертва.
04. Другие версии появления ритуала жертвоприношения.
05. Смысл и цели жертвоприношения. Жертва как договор с Богами.
06. Человеческие жертвоприношения.
07. Особые случаи человеческих жертвоприношений.
08. Заключение о человеческих жертвоприношениях.
09. Человеческие жертвоприношения у восточных славян.
10. Жертва в Северной Традиции.
11. Человеческие жертвоприношения в современном мире?
12. Особые формы жертвоприношения.
13. Жертвоприношение в современности и вне религии.
14. Итоги.
15. Литература.

01. Ритуал, обряд в религии.
(Оглавление статьи.)

Охотничий ритуал
 

Охотничий ритуал в Каменном веке. Художественная фантазия.

Пояснение - часто , при более тщательном анализе термины "ритуал" и "обряд" пытаются наполнить различающимися смыслами. Но, так как я буду рассматривать эти понятия в первом приближении то и разницы между ними делать не буду.

Итак, даже самые примитивные религиозные верования, например такие как магия, анимизм, тотемизм, шаманизм и др. содержат в своей системе обязательные ритуалы и обряды. Если говорить о ритуале в простом смысле, то под ритуалом можно понимают некое действие или совокупность действий, которые имеют внешние выражение и определенный порядок и служат для установки связи между человеком и Высшими Силами (далее ВС) в рамках определенной религиозной системы.

Процессия священного быка Анубиса
 

«Процессия священного быка Анубиса», Фредерик Артур Бриджмен. Художественная фантазия на тему религиозных ритуалов Древнего Египта

Ритуал является неотъемлемой и важнейшей частью религиозных верований. Именно ритуал является способом коммуникации человека с ВС. Можно сказать что проявление религиозности без ритуалов не возможно.

Во всем многообразии религиозных верований ритуалы связаны с одними и теми же событиями в жизни людей. Ритуалы и обряды сопровождают эти события. Такими событиями в жизни человека и общества являются:

Рождение.
Смерть.
Возрастная инициация ( обряд посвящения).
Свадьба.
Смерть.
Охота.
Война.
Сельскохозяйственные работы.
Религиозные ритуалы.
Различные события общественной жизни.
 

Причем все эти ритуалы, которые сопровождают данные события включают в себя обряд жертвоприношения. Именно при помощи жертвоприношения человек пытается установить связь с божествами с ВС.

02. Откуда взялся ритуал жертвоприношения? Давайте попробуем разобраться.
(Оглавление статьи.)

Один из древнейших принципов существования человеческого общества с древних времен это принцип компенсации - возмещения. Говоря другими словами - за все ( вообще за все !) нужно платить. Если ты что то получил или хочешь получить, то верни назад то же или возмести соответственно ценность взятого.

Яма с крупными костями мамонта
 

Яма с крупными костями мамонта. Стоянка "Костенки"

Археологические находки позднего (верхнего) палеолита дают нам возможность предполагать о существовании принципа компенсации в человеческих обществах того времени. Примером таких находок являются костища - определенные места (например ямы как на Костенковских стоянках) куда древние люди складывали определенные кости определенных животных, не всех подряд. Смысл таких костищ мог состоять в следующем - после удачной охоты необходимо было позаботиться о том , что бы и в следующий раз охота была удачной. Что бы зверь был и не ушел, что бы удача и везение сопутствовало охотникам. Для этого надо было часть добычи отдать обратно лесу ( степи, озеру и т.п.), компенсировать, возместить убитого зверя. Например, очищенные и окрашенные охрой черепа животных складывать в одном месте. Таким образом, принцип компенсации на практике решался ритуалом жертвования части добычи.

03. Черепа как символ жертвы.
(Оглавление статьи.)

Ритуал с медвежьими черепами

 

Ритуал с медвежьими черепами в пещере. Художественная реконструкция ритуала.

Еще одним примером, дошедшим к нам из древности, является культ медведя у неандертальцев . Этот пример то же можно рассматривать как проявление древних жертвоприношений.

Следы этого культа встречаются по всей Европе. Но самой яркой иллюстрацией является захоронение медвежьих черепов в пещере Драхенлох. Древесный уголь из пещеры датируется более 53000 лет назад. В пещере много каменных ящиков, сложенных из известняка. Внутрь ящиков помещены черепа пещерного медведя и накрыты каменными плитами.

На лицо ритуал связанный с культом медведя у неандертальцев , о смысле и сути этого ритуала мы можем предполагать. Одна из версий состоит в том, что добыча медведей была некой жертвой, т.е. медведи убивались не ради пропитания а для совершения определенных ритуалов.

Возможно именно в принципе компенсации - возмещения и находятся истоки ритуалов жертвоприношения. Перефразируя героя мультфильма можно сказать так - "Что бы получить что ни будь нужное, нужно сначала отдать что ни будь нужное".

Айны приносят медведя в жертву.

 

Айны приносят медведя в жертву.

Как мог выглядеть ритуал медвежьего культа мы можем увидеть на примере ритуала Иёмантэ. Этот ритуал медвежьего культа - Иёмантэ- сохранялся у айнов ( коренного народа Японских островов) еще в первой половине ХХ века. Ритуал Иёмантэ заключался в ритуальном убийстве - принесении в жертву бурого медведя. Ритуал длительный и начинается с выращивания пойманного медвежонка в деревне так, как если бы медвежонок был человеческим ребенком. И все делают вид что это не зверь а некий дух. По прошествии 1-2 лет медведя убивают определенным образом в ходе жертвоприношения. Смысл жертвоприношения - оправка посланника в мир духов с целью дальнейшего получения всяческих природных благ. Похожий ритуал описан у гиляков в конце XIX века.

Обряд убиения медведя

 

Гиляки ( в современности - нивхи). Обряд убиения медведя в честь великого духа. "Живописная Россия", т.12, ч.2, 1895.

Если еще говорить о черепах, то стоит упомянуть большое количество археологических находок, связанных с отдельно найденными черепами. Находки датируются временами позднего палеолита и представляют из себя группы в несколько черепов, захороненных отдельно от тел и часто несущих следы обработки. Подобных археологических находок много, и по некоторым версиям они говорят о развитых культах жертвоприношений.

Напомню. Что речь идет о позднем палеолите, 40—12 тыс. лет назад. Времена когда, возможно, и зародились ритуалы жертвоприношений.

04. Другие версии появления ритуала жертвоприношения.
(Оглавление статьи.)

Кроме закона возмещения существуют и другие версии появления ритуала жертвоприношения. Одна из версий что ритуал кормления предков ( см Культ Предков) стал основой для возникновения ритуала жертвоприношения. Эта версия выглядит достаточно сомнительно в плане того что можно предположить обратное возникновение ритуалов.

Другая версия имеет больше оснований для существования. Эта версия о совместной трапезе. Возможно совместное поедание семьей - родом охотничьей добычи и стала неким истоком ритуала жертвоприношения.

05. Смысл и цели жертвоприношения. Жертва как договор с Богами.
(Оглавление статьи.)

Буйвола готовят к жертвоприношению.

 

Буйвола готовят к жертвоприношению. Ему отрубят голову. Религиозный фестиваль Дурга-пуджа в Индии. Фото Interfax

Ритуал жертвоприношения состоит из двух составляющих. Первая принесение дара (жертвы), вторая - просьба к ВС, божествам. Сам ритуал жертвоприношения может быть жестко регламентирован и требуется четко соблюдать внешнюю форму ритуала, может быть свободная форма, это все зависит от того в парадигме каких правил происходит ритуал.

В качестве дара может выступать все что угодно, это может быть еда, например, первые результаты урожая - первые яблок, первый сноп пшеницы (т. н. первинки) и т. п. Это могут быть животные - принесение в жертву (ритуальное убийство) домашних животных частая практика и по сей день. В качестве жертвы могут выступать различные предметы быта, украшения, одежда и .п.. Жертвой могут быть и различные действия - пост, воздержание, различные обеты, например, обет молчания, обет безбрачия, паломничество. Это что касается самой жертвы-даров.

Простые дары - простые просьбы.

 

Жертвоприношения могут носить простой и скромный вид: плоды, воскурение благовоний, возжигание свечей. Простые дары - простые просьбы.

Теперь рассмотрим вторую часть жертвоприношения - просьбу к божествам. Просьбы могут быть какие угодно. Желание удачи в путешествии, выгодной торговли, хорошего урожая, здоровья, наконец. Во всем этом необходима помощь богов. И после жертвоприношения появляется реальный шанс получить эту помощь. Главное не прогадать с ценностью дара.

В понимании людей существует четкая взаимосвязь между ценностью дара и ценностью просьбы с которой человек обращается за помощью к ВС. Не имеет смысла обращаться к божествам с просьбами не принеся им сначала соответствующих даров. Только дорогие жертвы смогут обеспечить благосклонность ВС. Если просите о многом, то и жертвовать нужно много (помните принцип возмещения!).

Ритуальная пища на алтаре ками.

 

Жертвоприношения в синтоистском храме в Японии. Ритуальная пища на алтаре ками.

Условно среди целей жертвоприношения можно выделить основные группы.

Первая группа - это просьбы к богам о наступлении какого либо события. Такие просьбы носят самый разный характер, чаше всего это просьбы о помощи в делах, просьбы связанные со здоровьем. Дары, сопровождающие такие просьбы, служат для того что бы боги услышали просьбу и были снисходительны.

Вторая группа - благодарственные дары. Когда у человека в жизни происходит хорошее события, когда у него случается удача и везение, то, понятно, что такое происходит по воле богов. Значит богов нужно отблагодарить за все хорошее, что бы так все и было дальше. Это и есть благодарственные дары.

Третья группа- покаянные, искупительные дары. Существуя в некой парадигме определенной веры, человек может нарушать правила этой веры или другие правила общественного религиозного договора. За такие нарушения или следует наказание или может последовать. Как знак осознания своей вины, как символ будущего исправления своей ошибки и приносятся покаянные, искупительные дары.

06. Человеческие жертвоприношения.
(Оглавление статьи.)

Человеческие жертвоприношения у ацтеков.

 

Человеческие жертвоприношения у ацтеков. Кодекс Мальябекки

Наивысшей ценностью и приоритетом в качестве дара богам является кровь (читай жизнь) человека. Ведь кровь ( жизнь) это самое ценное что есть у человека. Нет крови - человек перестает существовать в мире живых.

Для многих древних культур, цивилизаций и религий практика человеческих жертвоприношений являлась проверенным способом решением сложных проблем. Нужна победа в войне? Наступила засуха? На скот напал мор? К богам обращаются с просьбой решить эти проблемы, предварительно принеся в дар человеческие жизни. Для большинства цивилизаций это обычная практика. Месопотамия (шумеры), Древний Египет, Древняя Греция, Древний Рим, Индоевропейские цивилизации, Древние культуры Африки - все древние цивилизации практиковали человеческие жертвоприношения. Существуют вполне обоснованные версии о том, что еще неандертальцев использовали в своей религиозной жизни ритуальные убийства.

Одним из наиболее кровавых примеров человеческих жертвоприношений являются цивилизации Мезоамерики майя и ацтеки. Документальные источники говорят об огромном масштабе ритуалов. У ацтеков ( как и у майя) человеческие жертвы были частью религиозного культа и приносились на каждый праздник года. В году майя таких праздников было 18. Жертв могло быть много. А во время важных событий в жертву единовременно приносились тысячи людей, как правило пленных.

07. Особые ритуалы человеческих жертвоприношений.
(Оглавление статьи.)

В этой главе я хочу рассмотреть некоторые особые случаи человеческих жертвоприношений. Такие, которые не являются обычными дарами или благодарностями богам. Этими особыми ритуалами по моему мнению являются

Жертва - сопровождающий ( как часть похоронного - погребального обряда)
Жертва посланник
Строительная жертва
Жертва Божьего суда ( судебного поединка)
Самопожертвование

Некоторые исследователи не все из перечисленных ритуалов относят к жертве возмещению богам. И выделяют их отдельно. Часто это жертва-посланник, строительная жертва и другие. Для углубленного изучения этого вопроса отправляю вас к Т. Н. Дмириевой и ее статье "Жертвоприношение: поиски истоков."

Жертва - сопровождающий.

Похороны знатного руса

 

«Похороны знатного руса», Г. И. Семирадский,1883 г. Ахмад ибн Фадлан, арабский путешественник, описал похоронный обряд знатного руса в 921 году. Во время ритуала была принесена в жертву рабыня, которой было назначено сопровождать своего господина в мир мертвых.

Традиция жертвоприношений при похоронном ритуале носит древний характер. Ритуал жертвы- сопровождающего был широко распространен и мог иметь разные варианты. Например, близкие и рабы правителя могли умерщвляться в качестве дара богам и в качестве сопровождающих. Женщина умершего могла отправиться в мир мертвых добровольно, вместе с мужем или насильно, потому что таков ритуал. На кургане павшего в битве правителя могли принести в жертву пленных врагов, причем убить их могли просто заколов или во время погребального поединка. Человеческое жертвоприношение во время погребального обряда могло быть добровольным или насильственным и иметь самые разные формы, но смысл ритуала был примерно одинаков. Жертва - сопровождающий была даром умершему, который согласно Культу Предков обожествлялся в дальнейшем и богам за то, что бы умерший упокоился и занял достойное место в мире мертвых.

Жертва - посланник.

Ритуал жертвы посланника имеет достаточно простой смысл. Прибегали к нему в случае крайней нужды, когда все плохо и другие способы не смогли помочь. Длительная засуха или наоборот, постоянные дожди, холода, нашествие насекомых , мор животных, нападение враждебных племен все это является непреодолимой силой для человеческого общества и угрожает реальной гибелью. И, когда все что могли сделать уже сделали - молились, приносили в жертву животных и т.п. наступает время этого ритуала. Ритуала отправки к богам посланника. Посланник должен попасть к богам и рассказать им о том, что происходит на земле и о том, что очень нужна божья помощь. Боги не слышали раньше людских молений, не видели их жертв , поэтому основная роль посланника прямо явится к богам и предать им мольбу людей о помощи. А так как единственный способ попасть к богам это быть принесенным в жертву, то так и случается. Посланника приносят в жертву в соответствующем ритуале и он отправляется прямиком к богам. А дальше уже как решат боги.

Строительная жертва.

строительная жертва

 

Во время раскопок, в замке Бржецлав в Южной Моравии (Чехия) обнаружили скелеты трех человек. Эти люди были похоронены в фундаменте древней крепостной стены прямо во время ее строительства. Ученые считают это захороннние строительной жеотвоцю  

Внешне ритуал строительной жертвы заключался в принесении в жертву людей при начале строительства, жертва укладывалась в основание строения. Часто жертвами были женщины и дети. В качестве жертвы могло быть что то еще, например различные животные, но человеческая жертва считалась самой лучшей. По смыслу ритуала строительной жертвы немецкий этнограф Вильгельм Эссе разделял эти ритуалы на:

-жертвы духам - хранителям земли;
-жертвы с целью приобретения духа-хранителя дома;
-апотропеические ( отгонная, защитная, обереговая магия) жертвы;
-жертвы симпатической магии - получение силы жертвы для строения и жителей.  

По мнению Зеленина Д. К. в славянской ритуальной практике строительная жертва была возмещением за срубленные деревья, для того, что бы эти деревья не отомстили будущим жильцам. Ведь деревья были объектами почитания и обожествления у славян. Правда, тогда не понятно как объяснить эту логику в случае строительства каменных строений.

Можно предположить что строительная жертва сначала была даром богам, в надежде получить их благоволение, а идея о духе , живущем в строении и оберегающем это строение стала смыслом ритуала позже.

М. В. Седова, в статье «Амулет из древнего Новгорода» пишет о четырех детских черепах, обнаруженных в основании сруба избы, которую обнаружили во время раскопок. А в Японии существовал специальный ритуал - Хитобасира, во время которого приносили в жертву мать с ребенком и замуровывали их в фундамент.

Судебный поединок.

Судебный поединок

 

"Божий Суд", центральная часть триптиха "Кровники". Каджаев В. Ф.

Судебный поединок, в том случае когда он заявляется как Божий суд - Божественный суд-Суд богов ( название может иметь разные формы) то же является человеческим жертвоприношением. У божеств просят указать на правого в споре человека, а платой за участие в суде богов является, как правило, смерть одного из поединщиков. Очень удобно и с спор решили и богу жертву принесли. Судебного поединка объявлялся когда причины спора были очень серьезны и этот спор обычным чсудом решить не получалось. Отдельно надо отметить что помимо Судебного поединка существуют и другие виды Божьего суда.

Самопожертвование.

искупительная жертва Иисуса Христа

 

Распятие. Эскиз росписи Владимирского собора в Киеве. 1885-1996. Виктор Михайлович Васнецов.

Еще одним особым случаем человеческого жертвоприношения является самопожертвование. Самопожертвование наиболее дорогой дар, который в состоянии принести человек. Обычно при помощи такой жертвы или посвящали себя богу или пытались выкупить другую жизнь. Самопожертвование ради спасения других людей можно рассматривать как наивысшую степень жертвоприношение, самый дорогой дар, который только возможно принести на алтарь.

Самый известный случай самопожертвования это смерть Иисуса Христа на кресте - искупительная жертва , ради спасения всех людей. Считается, что Христос своей мучительной смертью открыл людям путь к спасению своей бессмертной души. А история раннего христианства изобилует сказаниями о подвигах первомученников, которые пожертвовали собой ради веры и собратьев.

Возможно , еще одним особым случаем человеческих жертвоприношений могут являться казни людей. Например, казни религиозные. Но такая тема требует специального изучения и касаться ее в этой статье я не буду.

09. Человеческие жертвоприношения у восточных славян.
(Оглавление статьи.)

Принимая во внимание весь ход развития человеческого общества можно смело утверждать, что во времена язычества у восточных славян, как и у других народов и племен которые исповедовали различные формы язычества существовала практика человеческих жертвоприношений. Восточные славяне не знали более действенного способа благодарности богам или обращения к ним за помощью, чем человеческие жертвоприношения.

Об этом нам говорит сама логика жизни и об этом нам говорят различные источники.

Тризна дружинников Святослава

 

"Тризна дружинников Святослава после боя под Доростолом в 971 году." Г. И. Семирадский. 1884 г.

Лев Дьякон (950 -992 гг.) в своей "Истории" писал о похоронах воинов князя Святослава ( с 920 до 942 - 972 гг) убитые воины были сожжены и потом " закололи при этом по обычаю предков множество пленных, мужчин и женщин".

В "Повести временных лет" рассказывается о Федоре Варяге и его сыне Иоанне, которые были принесены в жертву языческим богам в Киеве. В летописях так же описываются жертвоприношения пленных после удачных походов и другие случаи человеческих жертвоприношений.

Ахмад ибн Фадлан ибн аль-Аббас ибн Рашид аль-Багдади, арабский путешественник, описал похоронный обряд знатного руса в 921, в Волжской Булгарии ( некоторые ученые говорят о том, что в данном описании мы имеем классический пример похорон знатного скандинава а не славянина). Во время погребального обряда в жертву была принесена девушка. Кстати, есть много свидетельств о жертвоприношении женщин, принадлежащих умершему мужчине. Ритуал проходил на могиле умершего

В части захоронений дружинников IX-X вв, в Киеве, вместе со скелетом дружинника были обнаружены женские скелеты. Возможно скелеты рабынь. И почти во всех дружинных погребениях находили остатки коня. О жертвоприношении лошадей связанных с культом коня у восточных славян читайте в статье " Культ коня у восточных славян."

М. В. Седова, в статье «Амулет из древнего Новгорода» ( Советская археология, № 4, 1957 год) пишет об обнаружении так называемого "дома волхва". Под венцом дома, в специальном углублении были обнаружены четыре детских черепа. М. В. Седова предположила что это была строительная жертва, или жертва связанная с магической деятельностью хозяев дома.

Интересно, что в наше время последователи различных неоязыческих славянских религий отрицают факт человеческих жертвоприношений у восточных славян во времена язычества. К сожалению для них находки археологов прямо говорят об обратном.

Про Збручского идола слышали все, кто хоть немного интересовался историей язычества восточных славян. А вот про Збручский культовый центр слышали далеко не все, хотя в истории и археологии это уникальное явление. Считается что он существовал с X по XIII вв на реке Збруч. Состоял из трех городов святилищ Богит, Звенигород и Говда. При раскопках на территории капищ и святилищ обнаружены следы многочисленных человеческих жертвоприношений, в том числе грудных детей и молодых мужчин и женщин.

10. Жертва в Северной Традиции.
(Оглавление статьи.)

Из-за основной тематики моего сайта я просто обязан осветить тему жертвоприношений в рамках Северной Традиции. Если коротко, то с этим все в порядке. И все примерно как и в других языческих культурах. Боги есть. Богов много. Просьб к богам тоже много, и, как следствие, вполне себе развиты ритуалы жертвоприношений. Дары тоже разные - плоды, животные, рабы.

Все как у всех.

Стура-Хаммарский камень. Фрагмент со сценой жертвоприношения

 

Стура-Хаммарский камень. Фрагмент со сценой жертвоприношения. Над алтарем - Валькнут, знак Одина.

Стура-Хаммарский камень с острова Готланд несет на себе сцену человеческого жертвоприношения. Интересно что сцена содержит знак Валькнут, который по мнению многих ученых является знаком Одина.

Или еще интересное явление - это так называемые Болотные люди. Болотные люди - это общее название для человеческих останков, обнаруженных на севере Европы , в торфяных болотах. Обнаружено их более тысячи и интересны они своей хорошей сохранностью. В результате исследований возникла обоснованная версия что большая часть Болотных людей была принесена в жертву богам в результате ритуального убийства.

болотный человек из Толлунда

 

Человек из Толлунда. IV веке до н. э.. Этот человек был удавлен (или повешен) петлей из плетеного кожаного шнура. По одной из версий этот человек был принесен в жертву

Много интересного можно найти и в мифологии Северной Традиции. Литературные источники дают нам некоторые варианты жертвоприношений. Там наглядно мы можем видеть работу механизма возмещения - компенсации. Рассмотрим внимательнее эти примеры.

Первым делом наиболее интересное - сюжет обретения рун Одином. В "Старшей Эдде", в "Речах Высокого" читаем

138 Знаю, висел яОдлин принес в жертву себя себе
в ветвях на ветру
девять долгих ночей,
пронзенный копьем,
посвященный Одину,
в жертву себе же,
на дереве том,
чьи корни сокрыты
в недрах неведомых.
139 Никто не питал,
никто не поил меня,
взирал я на землю,
поднял я руны,
стеная их поднял —
и с древа рухнул.

 

Ниже следует дальнейшее описание рун и их свойств. Это уже для самостоятельного изучения.

Итак, в результате самопожертвования - Один приносит в жертву самого себя себе же - проткнут копьем, висит на дереве ( дерево - Мировое Дерево - Иггдрасиль) 9 ночей. Один совершает подвиг аскезы, страдание от раны, священное место, полное воздержание от пищи и воды. Как результат священное откровение - Один получает знание о Рунах. Воистину это знание стоит жертвы, стоит страданий. Одно из величайших приобретений Одина получают для своих нужд и люди.

Nordicrunes.ru Руны из дерева

Руны. Старший Футарк. Ручная работа автора. Материал дуб.

Мифология Северной Традиции богата примерами жертвоприношений. История о том как Один приобрел мудрость рассказывает нам об источнике мудрости. Этот источник, один из трех под корнями Иггдрасиля, охранял великан Мимир. Одину пришлось пожертвовать глазом за возможность отпить из источника и приобрести мудрость.

разговор Одина с Мимиром

 

Young Odin listens to Mimir's head. Jennifer S. Lange.

Вторая история, которую я хочу привести в качестве иллюстрации, это история о волке Фенрире. Этот волк, одно из хтонических чудовищ, был создан на погибель богам. Боги решили обманом сковать Фенрира специальной цепью. И что бы волк позволил это сделать бог Тюр вложил правую руку в пасть Фенрира. Т.е. принес ее в жертву, так как волк, поняв обман, откусил правую руку бога. Т.е. принеся в жертву свою руку Тюр выиграл время для всех богов, отсрочил Рагнарек.

На этих примерах хорошо видно как работает ритуал жертвоприношения. Есть жертва, есть просьба к богам. Если жертва достаточна, боги способствуют исполнению желаемого.

11. Человеческие жертвоприношения в современном мире?
(Оглавление статьи.)

В современном мире практика человеческих жертвоприношений официально отсутствует. Человеческое жертвоприношение будет расцениваться как убийство. При этом нельзя однозначно отрицать практику жертвоприношений в различных деструктивных или радикально настроенных сектах и сообществах.

Жертвы деструктивной секты Джима Джонса.

 

Жертвы деструктивной секты Джима Джонса.

Совсем недавно, в 1978 году, основатель секты "Храм Народов", Джим Джонс сначала организовал убийство пяти человек, а потом массовое отравление цианидом более 900 сектантов. Поистине масштабное человеческое жертвоприношение.

В 1995 году, в Японии, в метро Токио, адепты секты "Аум Санрике" организовали отравляющую газовую атаку в результате которой погибло от 13 до 27 человек. Светские японские власти признали случившееся терактом, но если попробовать посмотреть на эти события под углом религиозный воззрений деструктивной секты, то вполне можно говорить о попытке массового человеческого жертвоприношения.

Жертвы газовой атаки в метро Токио

 

Жертвы газовой атаки в метро Токио, которую предприняли адепты деструктивной секты "Аум Санрике" .

Так же можно коснуться действия различных экстремистках радикальных мусульманских организаций, чья деятельно тесно связана с различными трактованиями мусульманской веры. Убийства во славу своего религиозного мировоззрения мы так же можем рассматривать как человеческие жертвоприношения.

12. Особые формы жертвоприношения.
(Оглавление статьи.)

Как я уже писал, на примитивном уровне религиозности работает простая форма жертвоприношения: "-Я тебе покланяюсь, вот принес в дар хлеб, а ты , благосклонное Божество, пожалуйста позаботься, что бы моя корова выздоровела-". Как то так.

Ритуал Татбир.

 

Проявление крайней религиозности у шиитов. Ритуал Татбир. Внешнее проявление ритуала заключается в нанесении мечем ран на своей голове.

Но, религиозность развивается, приобретает разные формы. И на уровне религиозного сознания в обществе приходит мысль что вот "не хлебом единым". Возникают иные формы жертвоприношения. Это прежде всего разнообразные посвящения себя Богу. Смысл "посвящения" состоит в достижении цели но не через прямое принесение даров а за счет неких действий.

Духовный акт посвящения чаще всего носит форму отречения, аскезы, самопожертвования. Т.е. после посвящения человек перестает принадлежать себе и его жизнь начинает принадлежать богам.

Последний великий Валаамский старец

 

Старец Михаил (Михаил Питкевич). Последний великий Валаамский старец. Принял Великую схиму. Великая схима - высшая степень монашеского посвящения, обет православных монахов соблюдать строгие жизненные правила - аскезу, до конца своей жизни.

Простейшие виды такого посвящения это различные зароки, обеты и клятвы. Дав обет ( обет молчания, обет совершить паломничество, обет построить храм) человек не принадлежит самому себе пока его не выполнит. Самым радикальным актом посвящения может являться акт самосожжения, это довольно распространенный вариант. Человек , посвятивший себя богам, уходит к ним вместе с пламенем костра.

Между обетом и самосожжением существует много вариантов посвящения себя через самоотречение. Смысл в том что человек перестает заботится о насущном - о еде, об удовольствиях, о сексуальной жизни и развлечениях, и все мысли этого человека только о боге.

Такое посвящение имеет много разных форм. В православии это монашество. Монашество есть и во многих других религиях. Внешние формы монашества - отказ от многих видов пиши, безбрачие, уединение, очень простая одежда, тяжелая работа, постоянный молитвенный труд.

Ритуал самомумификации.

 

Крайнее проявление религиозности в буддизме. Ритуал самомумификации. В практике японских буддистских монахов этот ритуал носит название "Сокусимбуцу"

Очень частая практика когда посвящение себя богу приобретает различные формы самоистязания. Постоянным способом - ношение неподходящей одежды или вериг, или временным избиение самого себя, нанесение самому себе ран во время религиозных праздников. Нанесение себе увечий, например, оскопление.

Самопожертвование путь к святости, т.е. путь к близости к богу.

13. Жертвоприношение в современности и вне религии.
(Оглавление статьи.)

В современном мире мы живем сытой спокойной и бесконфликтной жизнью. Религиозная составляющая нашей жизни часто отсутствует совсем. Мало кому приходит в голову мысль обратиться с просьбой к богам окропив их алтарь своей кровью. Такие времена остались в прошлом, наступят они снова или нет мы не знаем.

Тем не менее даже в нашем беззубом мире, совершенно исключив религиозную составляющую, мы можем увидеть примеры поведения и поступков , которые можно считать жертвоприношением. Примерами пожертвования можно считать прямые пожертвования - нищим или благотворительным фондам все равно. Различные варианты волонтерства то же являются примером пожертвования. Человек получает в плату за эти поступки чувство самоудовлетворения прежде всего, повышение свое самооценки, уважение окружающих.

14. Итоги.
(Оглавление статьи.)

В заключении можно сказать следующие - ритуал жертвоприношения имеет очень древние корни, восходящие ко временам палеолита и раньше. Эти ритуалы неотъемлемая и очень важная часть религиозной жизни. Именно через ритуалы жертвоприношения устанавливается двухсторонняя связь с богами. Это один из самых действенных способов общения.

Ритуалы жертвоприношения кране разнообразны имею огромное количество вариантов и смыслов. Хотя в итоге все сводится к одному, в православной религиозной парадигме это звучит как : - Помилуй, мя Господи!- Точнее и короче уже не скажешь.

15. Литература.
(Оглавление статьи.)

Стоянка "Костенки"
Сайт, посвящённый пещере Драхенлох
Иёмантэ - ритуальное убийство бурого медведя у айнов
Нивхи ( устраевшее название гиляки)
Дурга-пуджа
Синтоизм
Кодекс Мальябекки
Живописная Россия (издание)
Религиозный фестиваль Дурга-пуджа в Индии
Синтоизм
Человеческие жертвоприношения
Божий суд
Ахмад ибн Фадлан
Искупительная жертва
Доростол
Повесть временных лет
Лев Дьякон
Традиция
Стура-Хаммарский камень
Болотные люди
Руны Старшего Футарка
Секта Джима Джонс
Секта "Аум Санрике"
Ритуал Татбир
Великая Схима
Монашество
Ритуал Сокусимбуц
Ритуал Хитобасира
Збручский идол
Збручский культовый центр
 

Байбурин Альберт Кашфуллович "Ритуал в традиционной культуре"
Шренк Л. "Об инородца Амурского края"
"Жертвоприношение. Ритуал в Искусстве и культуре. От древности до наших дней." Сборник статей. Редактор Акимов. Зубов А. "История религий. Доисторические и внеисторические религии."
Зубов А. "Лекции по истоии религий."
Кондратьев "Нордическая религиозность и научные мифы"
Хауэр Я. В. "Терпимость и нетерпимость в нехристианских религиях."
Яблоков И. Н.(редактор) "История религий."
Буткевич Т.И. "О смысле и значении кровавых жертвоприношений"
Ивик О. "История человеческих жертвоприношений"
Седов В. В. «К вопросу о жертвоприношениях в древнем Новгороде»
Топоров В. Н. "Миф, Ритуал, Образ, Символ."
Топоров В.Н. "О ритуале. Введение в проблематику.
Формозов А. А. "Строительные жертвы на поселениях и в жилищах эпохи раннего металла"
Тянина Е. А. "Культ коня в Великом Новгороде"
М. В. Седова. "Амулет из древнего Новгорода,Советская археология", № 4, 1957 год.
Русанова И. П. Тимощук Б. А. "Языческие святилища древних славян"
Формозов А. А. "Строительные жертвы на поселениях и в жилищах эпохи раннего металла"
Последний Великий Валаамский старец.
Эрнст Кассирер "Жертва"
Токарев С.А. "О жертвоприношениях"
Неандертальцы. В поисках религии...
 

Удачи всем, и спасибо, что читали.

NordicRunes, июнь 2022 года.

 
 
_
Еще по теме "Символы"
Смыслы Культа Коня у восточных славян.
Смыслы Культа Медведя.
Символ Колесо. Значение и понимание.
Символ Спираль. Значение и понимание.
Символ Узел. Значение и понимание.
Символ Лабиритнт. Значение и понимание.
Символ Дерево. Значение и понимание.
Символ Солнца. Значение и понимание.
Руническое Колесо - Рунный Круг - Колесо Футарка. Значение и понимание.
Жертвоприношение. Смысл, цели и средства ритуала.
Смысл Культа Предков.
Талисманы. Амулеты. Обереги.
Культ Предков.



-NordicRunes.ru-