-----
-Купить руны-   -Как заказать- -Выбор дерева для рун-
-Колесо Футарка-Оригинальный набор рун-
-Талисман-Амулет-Оберег
-Главная страница- -Статьи- -ВИДЕО-
-Контакты- -Отзывы-
-----




Пояс как оберег у восточных славян. Символизм и ритуальное значение пояса, ремня, кушака.

"Молебен на Святой неделе", 1888г., художник Маковский Владимир Егорович. Обрядность русского народного костюма предусматривала обязательное ношение пояса. "Без пояса, как без креста" - народная поговорка.


Дополнительные статьи по теме
Пояс как оберег у восточных славян. НОВОЕ!
Амулеты восточных славян. НОВОЕ!
Язычество в православии
Язычество и христианство на Руси. Борьба и синтез
Развернутое пояснение по поводу источников о "кровавом крещении Руси и языческих восстаниях под руковоством волхвов"
Вещественные артефакты двоеверия. Мнимые и настоящие.
Солярные знаки вокруг нас
Солярные знаки восточных славян
Луннарные знаки у восточных славян.
Женская языческая татуировка в современности

Введение.

Современным людям сложно представить насколько важным элементом славянского, древне русского а потом и русского костюма был пояс. Давайте поговорим об этом подробнее.

Какой жизнью жили наши предки - восточные славяне, в последствии, древнерусские люди? Они как и мы создавали семьи, строили свои дома, и растили в них детей. Добывали свой хлеб тяжелым трудом. А если возникала необходимость, то брались за оружие и шли воевать. Но, изучая жизнь наших предков, мы сталкиваемся с тем, что раньше жизнь каждого человека, от рождения до смерти, была достаточно строго регламентирована множеством запретов, поверий и верований. Мифологическая обрядность проникала во все аспекты существования человека и была неотделима от этого существования.

Интересно, что вся эта мифологическая обрядность носит смысл защиты "своего" правильного и хорошего, внутреннего, от "чужого" опасного, враждебного, внешнего. Вся эта обрядность и неукоснительное ее соблюдение нужны для того что бы уберечь "свое". Если обрядность нарушается, то "чужое" начинает проникать в область "своего". И тогда может происходить всякое.

Соблюдение обрядов и ритуалов способствует нормальному, "правильному" течению жизни человека. Нарушение обрядов и ритуалов приводит к возникающим в жизни человека проблемам и сложностям.

По верованиям восточных славян сразу за порогом своего дома начиналось чужое и враждебное пространство, от которого требовалась постоянная защита.

Одним из ярких примеров такой мифологической обрядности является одежда человека. Одежда как бы часть человека и часто наделяется различными магическими свойствами. Особенной обрядностью из всего костюма несомненно обладают головной убор и пояс. Вот о поясе мы с вами и поговорим.

Пояс - это все что опоясывает. Поясом чаще всего называют нечто вытканное и вышитое. Хотя и ремень и кушак тоже будут поясом. Потому что и они опоясывают.

В данной статье я не буду сосредоточивать внимание на так называемых "народных поясах". Вытканных полосках ткани, с вышитыми различными обереговыми мотивами. Кто соткал пояс и что именно на нем вышил не главное. В разных местах, в разное время у разных народов и племен были свои традиции. Я хочу поговорить о поясе вообще, как о неотъемлемой части костюма, как о неком сакральном предмете, элементе обереговой защиты человека.

Почему пояс был так важен и какие функции он нес?

Скандинавский вариант пояса времен викингов. Современная реплика. Подобные пояса носили и на Руси.

Сейчас сложно себе это представить, но люди обходились без карманов на одежде практически всю свою историю. Считается, что карманы появились на одежде во второй половине XVII века. И очень быстро стали деталью одежды.

Но речь не о карманах, а о том, как обходились без их наличия. Все, что люди носили с собой они крепили на пояс или убирали в специальные кошели, сумы, сумы-калиты, которые тоже крепили к поясу. На поясе висел нож, меч, кошель с деньгами, в суме различные предметы, которые могут понадобится в повседневной жизни - кресало, инструменты, какие то бытовые вещи. За пояс затыкали кнут, топор. Это чисто утилитарная, но при этом очень важная роль пояса. Это первая функция пояса.

Современная реплика наборного пояса, найденного в одном из курганов Гнездово.

Вторая функция - социальная. "По одежке встречают" - так и было. Люди одевались соответственно своему статусу. Одежда была одним из видимых сигналов по которому люди понимали как вести себя друг с другом. И пояс был важной частью этой социальной игры. Чем выше стоял человек по социальной лестнице, чем богаче он был, тем богаче была его одежда и пояс. Например рядовой ратник мог носить добротный , но простой кожаный пояс, а сотник - пояс богато украшенный серебром. Монах подпоясывал свою рясу куском веревки, а купец важно завязывал на животе роскошный шелковый кушак с кистями. Олигархи купцы из Великого Новгорода насилии прозвище "золотые пояса".

Третья функция, которую выполнял пояс в костюме восточных славян это обереговая- защита человека. Неважно из чего был пояс и что там на нем было вышито. Сам пояс - кушак- ремень был оберегом. Интересно что свойствами оберега пояс обладал изначально, не нужно было наделять его этим свойством. Возьми кусок веревки, завяжи концы узлом у себя на животе и ты уже внутри оберега.

Пояс кольцом охватывал человека и скреплялся на животе узлом или пряжкой. Узел и застегнутая пряжка несли свой смысл - защита, охрана, сохранение. В итоге получался защитный круг. Для усиления действия отгонной магии пояса украшались. Тканные - покрывали различной обереговой вышивкой, кожаные пояса получали свой поясной набор в виде бляшек, на которых так же изображались обереговые символы.

Итак, пояс выполнял три очень важные функции:

  • - на поясе носили необходимые вещи;

  • - пояс был символом статуса и социального положения человека;

  • - пояс выполнял функцию обереговой защиты.


Пояс был настолько важным элементом костюма восточных славян, что наши предки не мыслили появиться на людях не подпоясанным. Понимание важности пояса восточные славяне получили от своих предков, а те от своих и так из глубины веков. Пояс выполнял примерно одинаковые функции для мужчин и женщин. Но мог иметь разное смысловое наполнение. Например - для ратника пояс это символ его военного ремесла, символ воинской доблести и чести. Для женщин пояс часто символ красоты и непорочности.

Народный тканный обереговый пояс мог быть и таким. Современная работа.

Пояс выполнял две задачи - утилитарную и ритуальную. Причем делал это одновременно. Грубо говоря поддерживал штаны и, ровно в то же время, защищал человека. Такую двойственность семантики пояса отмечают в своих статьях Байбурин А. К., Топорков А.Л. и др.

Смысл и символизм пояса в православной культуре.

В православии, особенно в старообрядчестве , пояс это элемент молитвенной одежды. Часто младенцу при крещении повязывали пояс одновременно с надеванием креста. Байбурин А. К. в своей статье " Пояс (к семиотике вещей)" высказывает мнение о том, что именно опоясывание младенца вводило его в мир людей. В старообрядческой православной традиции пояс символ целомудрия, умеренности и ограничения.

Православная святыня Пояс Пресвятой Богородицы - символ непорочности и помощи в деторождении. Сильнейший оберег при родах. У некоторых славянских народов роженицу опоясывали для благополучного завершения родов.

Пояс в народной традиции.

Девушки в славянских костюмах на фестивале исторической реконструкции раннего средневековья «Былинный Берег».

В различных народных культурах пояс являлся элементом обрядов и ритуалов. Пояс мог использоваться:

  • - в религиозном ритуале - в традиции православных староверов пояс часть молитвенной одежды;
  • - в свадебном ритуале - часто существовала традиция дарения невестой жениху вышитого пояса, связывание молодых поясом на свадьбе, и другие различные ритуалы, смысл которых состоит в охране при помощи оберега - пояса будущей семьи и их брака;
  • - в похоронном ритуале - покойнику повязывали пояс, который должен не только оберегать умершего на том свете, но и оберегать живых от мертвого закрывая умершего внутри тела;
  • - в ритуале сельскохозяйственной и бытовой магии - сами ритуалы были разные, но смысл сохранялся один, при помощи завязывания пояса защитить жилище, скот, урожай.

Во всех ритуалах, всегда вместе с действием - опоясать и завязать (застегнуть) пояс имел значение амулета отгонной магии - охранного оберега. От разности ритуалов смысловое наполнение пояса не менялось.

В ритуалах народных заговоров сам пояс и его образ использовался достаточно часто. В различных вариантах. Заговоренный пояс повязывался при болезнях или как оберег от колдунов и нечистой силы или оружия.

Ритуалы снятия ( развязывания) поясов.

"Не пущу", 1892, художник Маковский Владимир Егорович. "Распоясавшийся" человек теряет свой человеческий облик.

Если пояс мощный оберег против нечистых сил. То, следуя простейшей логике, когда было необходимо с этими нечистыми силами общаться, то пояс следовало развязывать - снимать. Снимать, что бы пояс не мешал такому общению. По народным поверьем пояса могли снимать при гадании, при поиске цветка папоротника, во время других магических действий. Снявший пояс сам становится как бы "чужим", не совсем человеком.

В некоторых местах существовал народный обычай развязывания пояса у роженицы, особенно при трудных родах. У роженицы ( а иногда у всех в доме) развязываются все узлы, в том числе и на поясе. Магия в этом случае незамысловатая, развязывание узлов должно помочь при родах, сделать их легче. При этом рожающая женщина является некими воротами из другого мира в этот , а рождение ребенка это переход "оттуда" в наш мир. И развязанный пояс делает роженицу "чужой", принадлежащей тому миру, т. е. отсутствие пояса должно было облегчить переход.

Обычай развязывания пояса у роженицы выглядит интересным, особенно на фоне обычая опоясывания роженицы поясом Пресвятой Богородицы ( см. выше), или вообще поясом. Применение того или иного варианта видимо зависит от местных обычаев.

Подведем итоги.

Пояс неотъемлемая часть костюма у восточных славян.

Пояс- оберег, защита, сила. Пояс опоясывает кругом. Круг защита, внутри круга человек. Пояс либо завязан на узел, либо застегнут. Пояс это граница между "своим" и "чужим".

Пояс - сильнейший амулет отгонной магии.

Распоясаться (распущенность)- утратить защиту, вести себя вне рамок принятой морали - подвергнуть себя опасности, утратить честь.

Заткнуть за пояс - победить, выиграть, поставить на место.

Пояс ассоциируется с дорогой - подпоясался и в путь.

Пояс - признак власти и знак социального положения.

На поясе носят:

  • -кошель с деньгами - символ богатства и благополучия;
  • -меч - символ воинской доблести (рыцарский пояс) и знак принадлежности к сословию воинов, а также символ власти;
  • -связку ключей - символ власти.

Пояс мог быть регалией, т.е. знаком царской или княжеской власти. Как золотой пояс Дмитрия Донского, с которым связано интересное предание. В 1433 году, во время свадебного пира, московская княжна Софья Витовтовна сорвала с князя Василия Косого золотой пояс, нанеся ему тем самым тяжкое оскорбление, что, в дальнейшем, привело к войне. Подробнее читать здесь.

Опоясать мечом - вручить награду, произвести в сословие воинов.

Отобрать пояс ( лишить пояса) - выгнать из ратного сословия.

В республике Великого Новгорода правящие там купцы - олигархи имели прозвище "золотые пояса".

У мужчины пояс символ мужской силы, у женщины непорочности.

Пояс символ самоконтроля - завязывая или застегивая пояс, человек как бы говорит себе - Я собран и готов действовать дальше.

Пояс упоминается в народных сказках и народных обрядах. Без пояса ходит нежить. Пояс отделяет людей от "нежити".

Материалы.

Друзья! Если вас действительно интересует тема "Пояс как оберег",то я рекомендую к обязательному прочтению две небольшие статьи:

  • Байбурин А. К. "Пояс (к семиотике вещей)."

  • Топорков А. Л. "Символика и ритуальные функции материальных предметов культуры."из сборника: Мыльников А. С. редактор "Этнографическое изучение знаковых средст культуры."

Золотой пояс Дмитрия Донского
Краткая энциклопедия символов. Пояс.
Пояс, деталь одежды. Википедия.
Пояс в русских бытовых обычаях и обрядах.
Русская Вера: Пояс — обязательный элемент молитвенной одежды
Русская Вера: Русский пояс.
 
  • Русский народ: его обычаи, обряды, предсказания, суеверия и поэзия. /Собр. М. Забылина. Репринт. М., 1992.
  •  Сумцов Н. Ф. "Символика славянских обрядов."
  • Михайлова А. А. "Феномен сглаза и обереженные мотивы в сербской традиционной вышивке"
  • Трещенок Ю. М. "Ритуальные функции одежды в традиционной культуре" Лаврентьева Л. С. "Семишелковый кушак"
  • Усова Т. В. "Русский народный пояс"
  • Рославцева Л. "Препоясай меня силою", журнал "Родина", №4 за 2004 год.
  • Трещенок Ю. М. "Ритуальные функции одежды в традиционной культуре"
  • Рудковская М. М. "Семантика поясов и поясных наборов: историографическая традиция изучения"
  • Маслова Г.С. "Народная одежда в восточнославянских традиционных верованиях и обрядах XIX—XX вв "
  • Михайлов К.А. "Древнерусские наборные пояса в XI—XII вв"
  • Соболев В.Ю. "Новгородские наборные пояса XI—XII вв"
  • Усова Т. В. "Русский народный пояс"

 
 
_
Еще по теме "Символы"
Смыслы Культа Коня у восточных славян.
Смыслы Культа Медведя.
Символ Колесо. Значение и понимание.
Символ Спираль. Значение и понимание.
Символ Узел. Значение и понимание.
Символ Лабиритнт. Значение и понимание.
Символ Дерево. Значение и понимание.
Символ Солнца. Значение и понимание.
Руническое Колесо - Рунный Круг - Колесо Футарка. Значение и понимание.
Жертвоприношение. Смысл, цели и средства ритуала.
Смысл Культа Предков.
Талисманы. Амулеты. Обереги.
Культ Предков.



-NordicRunes.ru-