Промысловая магия поморов.
Судьба - Доля . Сглаз и порча. Наузы и магия узлов. Культ печеного хлеба у восточных славян. Магия восточных славян в простонародных обрядах и обычаях. Культ предков. - Культ огня. - Культ воды. - Культ камней. Дорога у восточных славян. - Культ коня. - Культ медведя. Культ дерева. Часть 1. Часть 2. Пояс как оберег. - Амулеты. Язычество в православии Язычество и христианство на Руси. Борьба и синтез Вещественные артефакты двоеверия. Мнимые и настоящие. Солярные знаки вокруг нас Солярные знаки восточных славян Луннарные знаки у восточных славян. Женская языческая татуировка в современности |
В рамках статьи "Магия восточных славян в простонародных обрядах и обычаях." я лишь упомянул тему промысловых обрядов ( промысловой магии) у восточных славян. Разобрать чуть подробнее это явление я хочу на примере промысловой магии поморов. В узком смысле поморами называли русское население живущее на Зимнем и Терском берегах Белого моря. В широком смысле это все население берегов Белого моря, население побережья Кольского полуострова, население вдоль рек Мезень, Печора, Онега и Северная Двина. Поморы образовали достаточно самобытную часть русского народа, с оригинальной культурой, поэтому их принято выделять в субэтнос. При этом они остаются частью русского народа, сохраняя в своей среде основы традиционной культуры восточных славян. Экспансия русского населения с Северной Руси ( Новгород , Псков) на север, вплоть до берегов Белого моря происходила уже с X -XI вв. Заселение Поморья было завершено окончательно к середине XVIII в. Из-за природных условий поморы мало занимались сельским хозяйством, основой их жизни были морские промыслы - рыболовный и зверобойный. Суровая жизнь в тяжелых условиях наложила свой отпечаток на все сферы жизнедеятельности поморов, на быт, на традиции и верования. Промысловая магия, зверобойная или связанная с рыбной ловлей, появляется везде, где люди занимаются этими промыслами и особенно там, где эти промыслы связаны с большим риском и опасностью. Промыслы на Белом море, на Баренцевом и др. морях были для поморов основным занятием. Из-за северного расположения морей и погодных условий Русского Севера промыслы эти были очень трудны и опасны. Несмотря на высокую опасность из-за местных природных условий промыслы эти были основой экономики и жизни поморов на Белом море. Земледелие и животноводство существовало у поморов только условно, а в некоторых районах проживания поморов было невозможно совершенно, поэтому прожить за счет сельского хозяйства было нельзя. По этой причине основным занятием и были промыслы зверобойный и рыболовный. Пока было открыто от льда Белое море и Баренцево море занимались рыболовством. Ловили семгу, треску, сельдь- беломорку, навагу. Занимались и зверобойным промыслом. Били зверя на Белом море и уходили дальше на север, на Шпицберген, Грумант как называли его поморы, на Новую Землю и добывали там морского зверя. Били гренландского тюленя и морского моржа, добывали жир, шкуры, бивни (морской зуб). Зимой опять били зверя и занимались подледным ловом наваги и сельди. Поморы зверобои, добывая зверя, часто зимовали не один год на северных островах. Поморы вели свой промысел в море, которое было опасно и враждебно человеку. Людей подстерегало множество опасностей, и что бы справиться с тем, что не во власти человека, приходились очень кстати различные магические практики.
Обрядовые магические действия, различные приметы, поверья были нацелены на получения хорошего улова, хорошей охоты, благоприятной погоды. Все обряды , приметы и поверья были связаны с природными силами, морскими зверьми и рыбой. Целый огромный пласт примет сконцентрировал в себе многолетние наблюдения за природой. При помощи таких примет пытались угадать погоду, ветер, ход рыбы. Одним из важных магических обрядов было заклинание ветра. Этим занимались и женщины, оставшиеся на берегу, и промысловики, ушедшие в море. Женские моления были похожи на магические заговоры. Женщины селения, собирались вместе, выходили на берег и "молили ветер". Такие устные формулы должны были обеспечить благоприятный ветер. Моления ветра подкреплялись мытьем котлов и даром по флюгерам. Промысловики вызывали ветер свитом( видимо магия подобия), раз человек свистит, то и ветер должен задуть, засвистеть. Свист сопровождался различными словесными, достаточно простыми, формулами, в которых содержался призыв к ветру. Странным для нас выглядит обряд вызывания ветра, в котором пересчитывали знакомых плешивых. 27, по другим данным 40 плешивых надо было вспомнить, произнести имя и сделать рез на специальной палочке. После того как плешивые вспомнены и все резы нанесены палочка бросалась в воду что должно вызвать ветер. Этот обряд совершали и женщины на берегу и мужчины в лодке. Главная вражья нечисть в море это "морской сатан". Этот поморский демон вредит людям разными способами. Часто он предстает в образе змея. Для борьбы с ним применялись обряды и запреты. Например, брать с собой ветку рябины ( рябина обладает сильным апотропическим действием см ст "Культ дерева у восточных славян."). Существовали различные запреты, которые были нацелены на обеспечение спокойного промысла. Запрет на кидание в воду камней. Запрет на плевание в море, на ругательство на море. На море запрещалось свистеть просто так и петь песни, потому что это могло вызвать непогоду или шторм. Но если устанавливался штиль, то наоборот, свистели пытаясь вызвать ветер. В качестве жертвоприношения бросали в воду хлеб, для удачного плавания и для попутного ветра. Существовал магический запрет на первый улов. Его нельзя было отпускать, продавать или отдавать, а нужно было обязательно съесть самому. По другим поверьям первую рыбу не ели , она отдавалась богу.
Многие запреты обряды и правила для уходящих на промысел и для возвращающихся с него похожи на то, что делали люди уходящие в дорогу или возвращающиеся. Море для человека такое же чужое пространство, как и дорога. Поэтому и правила похожи. Например, для выходящих на рыбную ловлю действовали запреты, похожие на те, которые действовали для тех кто отправлялся в дорогу. ( см. ст. "Путь-дорога у восточных славян." ) - запрет говорить куда идешь (а то дорогу украдут), беречься встречи с женщинами, дурными людьми (что бы не сглазили) или животными, например, кошками. Так же при отправке на промысел обязательно проводили ритуальные проводы, а при возвращении ритуал встречи. Большую важность в жизни поморов имела и христианская вера. Поморский промысловый календарь привязывал важные события - начало промысла зверя, начало хода семги, время отправки на тресковую ловлю к различным христианским праздникам. Все начинания проводились после молитвы или церковной службы. Особо почитаемым святым у поморов был Николай Угодник ( Николай чудотворец, Никола Мокрый) покровитель моряков и рыболовов. Ему молились о спасении, об удаче, о ветре. Широко бытовал обычай обетов об установке крестов (установке обетных крестов). Такой обет давали во время затянувшейся плохой погоды или в каких либо отчаянных ситуациях. После установки, по поверью, все приходило в норму. Амулеты и обереги поморов не отличались каким то особым своеобразием. В первую очередь это были различные символы христианской веры - нательные кресты, ладанки, иконки. Как обереги носили челюсти щуки, зубы и когти убитых зверей. В качестве обереговых элементов одежды традиционно выступал пояс и головной убор.
Как и у всех восточных славян в деревянной обереговой резьбе дома использовались многочисленные солярные знаки - конек на крыше, символы солнца на наличниках. Читай больше о солярных оберегах здесь "Солярные знаки восточных славян". Своеобразными поморскими оберегами была ртуть, которую зашивали в ткань или кожу и так носили с собой, янтарь, который носили с собой или зашивали в сети, шкурка крота. Еще одним оригинальным поморским оберегом можно считать "Поморскую птицу счастья" или по другому "Поморского голубка". Это оригинальный, резной из дерева, оберег. В XIX в. такая птица обязательно висела в каждом поморском доме. Символ птицы имеет много смысловых уровней это и символ святого духа, это и символ души человека, это символ свободы, символ небес, символ связи земного и небесного. Сейчас поморская птица счастья воспринимается как продукт народного творчества, как игрушка, но в прежни времена такая птица выступала сакральным оберегом дома. В заключении приведу обширную цитату из книги Бернштам Т. А. "Народная культура поморья". Эта цитата описывает особенности поморского промыслового календаря, ритуал проводов на помысел и встречи с него.
"В кругу этих проблем следует рассматривать и такое замечательное явление в поморском календаре, как образование весенне-осеннего обрядового цикла, связанного с проводами и встречей промышленников мурманского трескового промысла. Так же как морские промыслы заменили собой земледельческие работы, эти новые обряды заменили обряды аграрного содержания. Для х сложения были использованы многие элементы традиционной календарной обрядности — обходы дворов, ряженье, прощание с покойниками, магические заклинания, общественное угощение, сборища молодежи и т. п. В этих промысловых праздниках принимали участие все жители села, каждая половозрастная группа играла свою роль, причем особо, как и в земледельческих обрядах, выделялись женские группы. Одновременно эти праздники были тесно связаны с семейным бытом, социальной структурой и классовыми отношениями, поэтому в них большое место занимали семейные и артельные обычаи. По существу, цикл распадался на две части: проводы, начинавшиеся с 1 марта (Евдокии) и продолжавшиеся до весеннего Николы, и встречу — с Ивана постного (29 августа) до Покрова. В первой части большее место занимали семейно-артельные обряды и обычаи, только молодежные прощальные вечеринки придавали проводам общественный характер. В назначенный для отправки на промысел день промышленники шли с семьей на кладбище, где кадили умершим родственникам, выражая надежду на их помощь в предстоящем промысле и прощаясь с ними, так как могли с промысла и не вернуться. После кладбища шли в часовни или церковь, молясь за удачу. Ходили прощаться к живым родственникам и после всего возвращались домой на отвальный обед, куда, в свою очередь, приходили родственники и приносили прощальные гостинцы, обычно калачи и пироги. Кроме отъезжающего, вся семья и родственники надевали в эти дни праздничные наряды. Простины происходили в доме и на берегу; захватывали с места прощания какой-нибудь предмет, чаще всего отламывали ветки, и, возвратившись домой, женщины втыкали еловые ветки в воротах, а также не убирали со стола и т. п. — для благополучного возвращения промышленников домой. Зато встреча — стрётины — была поистине общинным праздником. Ежедневно с утра по домам, где ожидали мурманщиков, бегали группы ребятишек, желая попутного ветра, за что получали от хозяек калачи, пряники, орехи; окончив обход, мальчишки залезали на колокольню, высматривая паруса и выкрикивая своеобразные заклички. Вечером по домам ходили группы девушек, которые становились в простенок, чтобы не быть узнанными (разновидность ряженья!), и тянули измененными голосами: «Подайте-ткось на повётерь, хозяюшка!» Их тоже одаривали, выставляя шаньги, булки, рыбу в специальное отверстие-окошечко для милостыни. Этот обход назывался просить на поветерь. Перед заходом солнца исполнялся пожилыми женщинами обряд молить ветер, содержащий элементы коллективной женской магии (волхования), обращенный к природным стихиям — ветрам, морю, солнцу. Обряды «просить на поветерь» и «молить ветер» производились и течение всего срока возвращения мурманщиков, пока не вернется последний. По мере возвращения в каждом доме начинался семейный праздник — привольно, который, по существу, превращался в общесельский праздник, поскольку на него мог прийти любой односельчанин. Коллективно происходила разгрузка каждого прибывшего судна, и промышленник одаривал всех участников гостинцами, которые закупал в Архангельске. Особые привальные вечеринки устраивали за свой счет приехавшие парни; вечером и по ноча молодежь ходила по улице с пением песен, где они встречались с группами подростков-зуйков, подражавших взрослой молодежи." Материалы.
|
||||||||
|
||||||||
_
Смыслы Культа Коня у восточных славян. Смыслы Культа Медведя. Символ Колесо. Значение и понимание. Символ Спираль. Значение и понимание. Символ Узел. Значение и понимание. Символ Лабиритнт. Значение и понимание. Символ Дерево. Значение и понимание. Символ Солнца. Значение и понимание. Руническое Колесо - Рунный Круг - Колесо Футарка. Значение и понимание. Жертвоприношение. Смысл, цели и средства ритуала. Смысл Культа Предков. Талисманы. Амулеты. Обереги. Культ Предков. |