-----
-Купить руны- -Как заказать- -Выбор дерева для рун-
Наборы, которые есть прямо сейчас.
-Колесо Футарка- -Талисман-Амулет-Оберег
-Главная страница- -Статьи- -ВИДЕО-
-Контакты- -Отзывы- -Фотогалерея работ-




Промысловая магия поморов.

Поморы, снаряженные для зверобойного промысла, отдыхают на льду. Одеты в характерную промысловую одежду. Лодка - "семерик", рассчитанная на семь человек, поставлена на полозья, для удобства транспортировки по льду.


Дополнительные статьи по теме
Судьба - Доля . Сглаз и порча. Наузы и магия узлов.
Культ печеного хлеба у восточных славян.
Магия восточных славян в простонародных обрядах и обычаях.
Культ предков. - Культ огня. - Культ воды.  - Культ камней.
Дорога у восточных славян. - Культ коня.  -  Культ медведя.
Культ дерева. Часть 1. Часть 2. Пояс как оберег.   -   Амулеты.
Язычество в православии Язычество и христианство на Руси. Борьба и синтез
Вещественные артефакты двоеверия. Мнимые и настоящие.
Солярные знаки вокруг нас    Солярные знаки восточных славян
Луннарные знаки у восточных славян.
Женская языческая татуировка в современности

В рамках статьи "Магия восточных славян в простонародных обрядах и обычаях."  я лишь упомянул тему промысловых обрядов ( промысловой магии) у восточных славян. Разобрать чуть подробнее это явление я хочу на примере промысловой магии поморов.

В узком смысле поморами называли русское население живущее на Зимнем и Терском берегах Белого моря. В широком смысле это все население берегов Белого моря, население побережья Кольского полуострова, население вдоль рек Мезень, Печора, Онега и Северная Двина.

Поморы образовали достаточно самобытную часть русского народа, с оригинальной культурой, поэтому их принято выделять в субэтнос. При этом они остаются частью русского народа, сохраняя в своей среде основы традиционной культуры восточных славян.

Экспансия русского населения с Северной Руси ( Новгород , Псков) на север, вплоть до берегов Белого моря происходила уже с X -XI вв. Заселение Поморья было завершено окончательно к середине XVIII в.

Из-за природных условий поморы мало занимались сельским хозяйством, основой их жизни были морские промыслы - рыболовный и зверобойный. Суровая жизнь в тяжелых условиях наложила свой отпечаток на все сферы жизнедеятельности поморов, на быт, на традиции и верования.

Промысловая магия, зверобойная или связанная с рыбной ловлей, появляется везде, где люди занимаются этими промыслами и особенно там, где эти промыслы связаны с большим риском и опасностью.

Промыслы на Белом море, на Баренцевом и др. морях были для поморов основным занятием. Из-за северного расположения морей и погодных условий Русского Севера промыслы эти были очень трудны и опасны. Несмотря на высокую опасность из-за местных природных условий промыслы эти были основой экономики и жизни поморов на Белом море. Земледелие и животноводство существовало у поморов только условно, а в некоторых районах проживания поморов было невозможно совершенно, поэтому прожить за счет сельского хозяйства было нельзя. По этой причине основным занятием и были промыслы зверобойный и рыболовный.

Пока было открыто от льда Белое море и Баренцево море занимались рыболовством. Ловили семгу, треску, сельдь- беломорку, навагу. Занимались и зверобойным промыслом. Били зверя на Белом море и уходили дальше на север, на Шпицберген, Грумант как называли его поморы, на Новую Землю и добывали там морского зверя. Били гренландского тюленя и морского моржа, добывали жир, шкуры, бивни (морской зуб). Зимой опять били зверя и занимались подледным ловом наваги и сельди. Поморы зверобои, добывая зверя, часто зимовали не один год на северных островах.

Поморы вели свой промысел в море, которое было опасно и враждебно человеку. Людей подстерегало множество опасностей, и что бы справиться с тем, что не во власти человека, приходились очень кстати различные магические практики.

Поморы на своем судне.

Обрядовые магические действия, различные приметы, поверья были нацелены на получения хорошего улова, хорошей охоты, благоприятной погоды. Все обряды , приметы и поверья были связаны с природными силами, морскими зверьми и рыбой. Целый огромный пласт примет сконцентрировал в себе многолетние наблюдения за природой. При помощи таких примет пытались угадать погоду, ветер, ход рыбы.

Одним из важных магических обрядов было заклинание ветра. Этим занимались и женщины, оставшиеся на берегу, и промысловики, ушедшие в море. Женские моления были похожи на магические заговоры. Женщины селения, собирались вместе, выходили на берег и "молили ветер". Такие устные формулы должны были обеспечить благоприятный ветер. Моления ветра подкреплялись мытьем котлов и даром по флюгерам.

Промысловики вызывали ветер свитом( видимо магия подобия), раз человек свистит, то и ветер должен задуть, засвистеть. Свист сопровождался различными словесными, достаточно простыми, формулами, в которых содержался призыв к ветру.

Странным для нас выглядит обряд вызывания ветра, в котором пересчитывали знакомых плешивых. 27, по другим данным 40 плешивых надо было вспомнить, произнести имя и сделать рез на специальной палочке. После того как плешивые вспомнены и все резы нанесены палочка бросалась в воду что должно вызвать ветер. Этот обряд совершали и женщины на берегу и мужчины в лодке.

Главная вражья нечисть в море это "морской сатан". Этот поморский демон вредит людям разными способами. Часто он предстает в образе змея. Для борьбы с ним применялись обряды и запреты. Например, брать с собой ветку рябины ( рябина обладает сильным апотропическим действием см ст "Культ дерева у восточных славян.").

Существовали различные запреты, которые были нацелены на обеспечение спокойного промысла. Запрет на кидание в воду камней. Запрет на плевание в море, на ругательство на море. На море запрещалось свистеть просто так и петь песни, потому что это могло вызвать непогоду или шторм. Но если устанавливался штиль, то наоборот, свистели пытаясь вызвать ветер. В качестве жертвоприношения бросали в воду хлеб, для удачного плавания и для попутного ветра. Существовал магический запрет на первый улов. Его нельзя было отпускать, продавать или отдавать, а нужно было обязательно съесть самому. По другим поверьям первую рыбу не ели , она отдавалась богу.

Промышленники вытаскивают на лед убитого моржа.

Многие запреты обряды и правила для уходящих на промысел и для возвращающихся с него похожи на то, что делали люди уходящие в дорогу или возвращающиеся. Море для человека такое же чужое пространство, как и дорога. Поэтому и правила похожи. Например, для выходящих на рыбную ловлю действовали запреты, похожие на те, которые действовали для тех кто отправлялся в дорогу. ( см. ст. "Путь-дорога у восточных славян." ) - запрет говорить куда идешь (а то дорогу украдут), беречься встречи с женщинами, дурными людьми (что бы не сглазили) или животными, например, кошками. Так же при отправке на промысел обязательно проводили ритуальные проводы, а при возвращении ритуал встречи.

Большую важность в жизни поморов имела и христианская вера. Поморский промысловый календарь привязывал важные события - начало промысла зверя, начало хода семги, время отправки на тресковую ловлю к различным христианским праздникам. Все начинания проводились после молитвы или церковной службы.

Особо почитаемым святым у поморов был Николай Угодник ( Николай чудотворец, Никола Мокрый) покровитель моряков и рыболовов. Ему молились о спасении, об удаче, о ветре.

Широко бытовал обычай обетов об установке крестов (установке обетных крестов). Такой обет давали во время затянувшейся плохой погоды или в каких либо отчаянных ситуациях. После установки, по поверью, все приходило в норму.

Амулеты и обереги поморов не отличались каким то особым своеобразием. В первую очередь это были различные символы христианской веры - нательные кресты, ладанки, иконки. Как обереги носили челюсти щуки, зубы и когти убитых зверей. В качестве обереговых элементов одежды традиционно выступал пояс и головной убор.

Фотография из Музея поморского быта, г. Умба, Мурманской области. Ну увеличенном фрагменте справа виден поморский голубок, который подвешен перед красным углом с иконами.

Как и у всех восточных славян в деревянной обереговой резьбе дома использовались многочисленные солярные знаки - конек на крыше, символы солнца на наличниках. Читай больше о солярных оберегах здесь "Солярные знаки восточных славян".

Своеобразными поморскими оберегами была ртуть, которую зашивали в ткань или кожу и так носили с собой, янтарь, который носили с собой или зашивали в сети, шкурка крота.

Еще одним оригинальным поморским оберегом можно считать "Поморскую птицу счастья" или по другому "Поморского голубка". Это оригинальный, резной из дерева, оберег. В XIX в. такая птица обязательно висела в каждом поморском доме. Символ птицы имеет много смысловых уровней это и символ святого духа, это и символ души человека, это символ свободы, символ небес, символ связи земного и небесного. Сейчас поморская птица счастья воспринимается как продукт народного творчества, как игрушка, но в прежни времена такая птица выступала сакральным оберегом дома.

В заключении приведу обширную цитату из книги Бернштам Т. А. "Народная культура поморья". Эта цитата описывает особенности поморского промыслового календаря, ритуал проводов на помысел и встречи с него.

Поморы могли уйти на промысел на несколько лет, при этом женщины и дети оставались "на хозяйстве"..

"В кругу этих проблем следует рассматривать и такое замечательное явление в поморском календаре, как образование весенне-осеннего обрядового цикла, связанного с проводами и встречей промышленников мурманского трескового промысла. Так же как морские промыслы заменили собой земледельческие работы, эти новые обряды заменили обряды аграрного содержания. Для х сложения были использованы многие элементы традиционной календарной обрядности — обходы дворов, ряженье, прощание с покойниками, магические заклинания, общественное угощение, сборища молодежи и т. п. В этих промысловых праздниках принимали участие все жители села, каждая половозрастная группа играла свою роль, причем особо, как и в земледельческих обрядах, выделялись женские группы. Одновременно эти праздники были тесно связаны с семейным бытом, социальной структурой и классовыми отношениями, поэтому в них большое место занимали семейные и артельные обычаи.

По существу, цикл распадался на две части: проводы, начинавшиеся с 1 марта (Евдокии) и продолжавшиеся до весеннего Николы, и встречу — с Ивана постного (29 августа) до Покрова. В первой части большее место занимали семейно-артельные обряды и обычаи, только молодежные прощальные вечеринки придавали проводам общественный характер.

В назначенный для отправки на промысел день промышленники шли с семьей на кладбище, где кадили умершим родственникам, выражая надежду на их помощь в предстоящем промысле и прощаясь с ними, так как могли с промысла и не вернуться. После кладбища шли в часовни или церковь, молясь за удачу. Ходили прощаться к живым родственникам и после всего возвращались домой на отвальный обед, куда, в свою очередь, приходили родственники и приносили прощальные гостинцы, обычно калачи и пироги. Кроме отъезжающего, вся семья и родственники надевали в эти дни праздничные наряды. Простины происходили в доме и на берегу; захватывали с места прощания какой-нибудь предмет, чаще всего отламывали ветки, и, возвратившись домой, женщины втыкали еловые ветки в воротах, а также не убирали со стола и т. п. — для благополучного возвращения промышленников домой.

Зато встреча — стрётины — была поистине общинным праздником. Ежедневно с утра по домам, где ожидали мурманщиков, бегали группы ребятишек, желая попутного ветра, за что получали от хозяек калачи, пряники, орехи; окончив обход, мальчишки залезали на колокольню, высматривая паруса и выкрикивая своеобразные заклички. Вечером по домам ходили группы девушек, которые становились в простенок, чтобы не быть узнанными (разновидность ряженья!), и тянули измененными голосами: «Подайте-ткось на повётерь, хозяюшка!» Их тоже одаривали, выставляя шаньги, булки, рыбу в специальное отверстие-окошечко для милостыни. Этот обход назывался просить на поветерь.

Перед заходом солнца исполнялся пожилыми женщинами обряд молить ветер, содержащий элементы коллективной женской магии (волхования), обращенный к природным стихиям — ветрам, морю, солнцу. Обряды «просить на поветерь» и «молить ветер» производились и течение всего срока возвращения мурманщиков, пока не вернется последний. По мере возвращения в каждом доме начинался семейный праздник — привольно, который, по существу, превращался в общесельский праздник, поскольку на него мог прийти любой односельчанин. Коллективно происходила разгрузка каждого прибывшего судна, и промышленник одаривал всех участников гостинцами, которые закупал в Архангельске. Особые привальные вечеринки устраивали за свой счет приехавшие парни; вечером и по ноча молодежь ходила по улице с пением песен, где они встречались с группами подростков-зуйков, подражавших взрослой молодежи."

Материалы.


  • Бернштам T. A., "Народная культура Поморья".
  • Бодрова О. А., "Образ змеи в фольклоре, обрядах и современных практиках населения Мурманской области".
  • Добровольская В. Е., "Всяка рыба хороша, коли на уду пошла" Запреты и предписания, связанные с рыболовством".
  • Морозова Т. Н., "Запреты и предписания в среде рыболовов и зверобоев Белого моря".
  • Морозова Т. Н. "Современное состояние промыслового фольклора Зимнего берега Белого моря".
  • Дранникова Н. В. , Морозова Т. Н., " Промысловый календарь Зимнего берега Белого моря".
  • Комелина Н. Г., "Промысловые обычаи жителей Зимнего берега Белого моря".
  • Лаушкин А. В., "КРЕСТЪ НА КРЕСТЪ ещё о навигационных крестах в поморских лоциях"
  • "Материалы по этнографии русского населения Архангельской губернии собранные П. С. Ефименком"
  • Денисевич К. Н., " Охотничья и рыбацкая магия Каргополья".
  • Липец Р., "Рыбацкие песни и сказы".
  • Липец Р., "Рыбный Мурман".
  • Алексеевский М. Д., Васкул А. И., Козлова И. В., Комелина Н. Г., "Традиции рыбаков и зверобоев Терского берега Белого моря".
июнь 2023 NordicRunes

 
 
_
Еще по теме "Символы"
Смыслы Культа Коня у восточных славян.
Смыслы Культа Медведя.
Символ Колесо. Значение и понимание.
Символ Спираль. Значение и понимание.
Символ Узел. Значение и понимание.
Символ Лабиритнт. Значение и понимание.
Символ Дерево. Значение и понимание.
Символ Солнца. Значение и понимание.
Руническое Колесо - Рунный Круг - Колесо Футарка. Значение и понимание.
Жертвоприношение. Смысл, цели и средства ритуала.
Смысл Культа Предков.
Талисманы. Амулеты. Обереги.
Культ Предков.



-NordicRunes.ru-