Женская языческая татуировка в современности.Соприкосновение временСудьба - Доля . Сглаз и порча. Наузы и магия узлов. Культ печеного хлеба у восточных славян. Магия восточных славян в простонародных обрядах и обычаях. Культ предков. - Культ огня. - Культ воды. - Культ камней. Дорога у восточных славян. - Культ коня. - Культ медведя. Культ дерева. Часть 1. Часть 2. Пояс как оберег. - Амулеты. Язычество в православии Язычество и христианство на Руси. Борьба и синтез Вещественные артефакты двоеверия. Мнимые и настоящие. Солярные знаки вокруг нас Солярные знаки восточных славян Луннарные знаки у восточных славян. Женская языческая татуировка в современности |
Отголоски языческого прошлогоВ нашей жизни мы часто встречаем осколки далекого языческого прошлого и часто, не понимая этого сами, делаем так, как делали это наши очень далекие предки. Многие суеверия, обычаи и приметы дошли до нас из язычества, некоторые, возможно, из еще более ранних времен. Многие века христианства не смогли стереть генетическую память людей. И мы по сей день поступаем так, как поступали наши далекие предки, правда в отличии от нас они хорошо понимали что именно и за чем они делают. Для примера можно привести обычай «посидеть на дорожку». Всем кто отправляется в дальний путь, вместе со своими домочадцами, присесть перед выходом, помолчать, простится с домом, пожелать мысленно уходящим доброй дороги. Христиане для себя объясняли этот обычай, сохранившийся с языческих времен, необходимостью молитвы перед уходом. Сейчас мы его никак не объясняем, просто стараемся исполнять, в надежде избежать неприятностей в пути. Но, для меня очевидно что в древние времена, когда дорога в соседний город могла занять несколько месяцев, а в соседнюю страну несколько лет этот обычай носил сакральный характер. Возможно, таким образом, уходящего человека провожали из мира живых, в надежде обмануть судьбу. По возвращении член рода проходил обряд очищения и вновь принимался родичами в мир живых. Язычество в современности. Женская татуировка на Балканах.Так вот, в нашей жизни существуют явные и неявные остатки былого язычества, которое сначала существовало само по себе, а потом многие языческие обряды и верования плавно трансформировались и прижились в христианстве, да и просто в быту. К явным и достаточно просто различаемым остаткам язычества я отношу солярные знаки, которыми мы по привычке себя окружаем. Много явных признаков язычества оставили нам всякие народные промыслы и рукоделия. Многочисленные свастики в вышивке и украшениях, мотивы солярных и лунарных символов, мотивы мирового дерева. Много всего. Но оказалось и по сей день существуют такие остатки язычества. Которые никак не ожидаешь встретить в современном мире. Такое явное проявление язычества можно увидеть в обычае женской татуировки на Балканах.
Иллюстрация из книги. Truhelka, C. (1896). “Die Tatowirung bei der Katholiken Bosniens und der Hercegovina.” Лично меня этот обычай очень заинтересовал. По многим причинам. Во-первых это явное самое настоящее язычество, чудом сохранившееся до наших времен. Во-вторых воплощается этот обычай в виде татуировки (читайте мою статью Валькнут в качестве татуировки. Мое субъективное мнение по данному вопросу), это не такая редкость в мировой практике, но исключительно редкий случай среди славянских племен. И, в – третьих, это сюжет татуировок – многочисленные солярные и лунарные символы ( читайте мои статьи - Солярные знаки вокруг нас и Солярный знак – символ солнца ) . Существует несколько версий объяснения этих татуировок. Противники языческой трактовки говорят о том что это христианские мотивы и подобные татуировки спасали женщин от бесчестия во времена турецкого ига. Священники советовали делать такие татуировки женщинам для защиты. Но, глядя на сложные узоры, даже с лежащим в основе крестом, сложно увидеть символы христианства. Можно предположить, что христианская церковь, в данном месте не боролась с таким видимым проявлением язычества, а наоборот, поощряла этот языческий обычай, приписав все заслуги себе.
Татуировки на руках, которые выдаются за католические. Но, хотя в основе и лежит крест, по моему мнению многие изображения можно однозначно идентифицировать как солярные знаки. Сегодня никто не может объяснить какой смысл несли эти татуировки. Почему именно у у женщин? Смысл татуировок мог быть различным. Это могли быть родовые, обрядовые, магические или обереговые символы. Изображения могли преследовать и универсальные цели. Быть знаком инициации. Много всего можно предположить.
Женские языческие татуировки и рисованные знаки в Африке и Среднем Востоке.Продолжая изучать этот вопрос, я открыл для себя еще несколько интересных моментов, касающихся татуировок, дошедших до нас с языческих времен.
На севере Африки ( Морокко, Алжир, Тунис и др.) живут берберы, самоназвание амазахи
( статья в Википедии
Татуированное лицо 90-летней жительницы Алжира. Image by Yasmin Bendaas. Algeria, 2012. Для нас интереснее другой момент. Женщины берберов до сих пор украшают свои лица и тела языческими узорами. Правда символ креста в качестве солярного знака встречается редко, но это объясняется мусульманизацией населения. Завоевавшие эти земли арабы запрещали изображать крест, запретный для мусульман христианский символ, а наносить татуировки запрещает Коран.
Татуировки лица берберских женщин. Тунис, ок. 1920 г.. Lars Krutak в своей статье «Tattooing in North Africa, The Middle East and Balkans» пишет о том что татуировки берберских женщин носили прежде всего защитный, обереговый характер и, часто, обрядовый. Обереговые татуировки должны были защищать тело и душу от злых духов. Например татуировка на ногах защищает тело женщины от проникновения злых духов из земли. А татуировки около глаз, пупка, рта, носа и влагалища защищают тело от проникновения зла через эти отверстия.
Татуировка тела берберской женщины. Марокко. Сам процесс татуировки носит обрядовый сакральный порядок. Выполняется специальными людьми в специальной обстановке. Татуировка могла наносится и в виде медицинской помощи. Например для облегчения родов женщине. Но и в этом случае обряд нанесения татуировки носил сакральный характер. Очень широко обычай сакральной и медицинской татуировки был развит и в Ираке. Интересно что татуировки делались несмотря на явное запрещение Корана. Интересны обычаи когда магические татуировки делались под чтение Корана, для усиления действия, этот момент интересен тем что в нем мы видим слияние язычества и мусульманства.
Татуировка женского тела. Ирак, ок. 1930 г. .
Некоторые племена курдов используют татуировки. Причем не только женщины но и мужчины. Очень часто мотивом татуировки является солярный знак, связанный в представлении курдов с Мирой, богом солнца.
ЗаключениеЕсли внимательно рассматривать женские языческие татуировки из разных частей света можно легко заметить схожесть многих элементов. Важно что часто повторяются не только элементы но и композиции в целом. Одним из часто используемых мотивов татуировки были солярные знаки. Видимо можно говорить о каком то общем корне для этой традиции. Можно предположить что сакральное искусство татуировки было известно и использовалось многими племенами древности. Было ли развита традиция языческой татуировки среди славянских и скандинавских народов? На мой взгляд, что бы утверждать это все же не хватает данных, но допустить такое можно. В заключении я хочу сказать следующее – лично для себя, начав изучать вопрос языческих татуировок, я открыл целый пласт истории. Истории дошедшей до нас с незапамятных времен язычества, культа солнца. С тех самых времен, когда каждому вздоху человека придавалась сакральное значение. С тех самых времен когда нанесенные на тело знаки помогали человеку выжить в трудной борьбе с враждебным миром.
|
Nordic Runes, октябрь 2013 года. |