Вещественные артефакты двоеверия.
|
|||||||||||
ОглавлениеО двоеверии Артефакты мнимые. Змеевики. Артефакты настоящие. Крестовключенные лунницы. Кресты тельники, крестовключенные и крестовидные подвески. Кабаний клык с христианской надписью. Амулет из Новгорода. Заключение Материалы О двоеверии
Когда говорят о двоеверии часто можно встретить такое мнение « князь Владимир крестил Русь и наступило двоеверие» , вроде того что утром молились Святой Троице, а вечером прежним богам или «вот в Киеве стали все христиане, а в других местах молились прежним богам - вот это и есть двоеверие». На самом деле под двоеверием принято понимать синкретизм религии, а применительно к восточным славянам народное православие. Понимать под этим термином исповедование двух разных вер одновременно не следует. О явлении синкретизма в общем и, народном православии в частности, написано достаточно много научной академической литературы. Я касался этой темы в своей статье «Язычество в православии». В качестве справки по этим терминам существует неплохая статья в Википедии "Народное христианство". Нужно предположить, что принятие христианства произошло не сразу, не вдруг и не повсеместно( см. статью «Язычество и христианство на Руси. Борьба и синтез.»). Понадобился большой промежуток времени и смена одного, или нескольких поколений людей, что бы христианство стало господствующей религией среди всего населения, а не только среди элиты и городского населения. Сколько лет прошло со времени Крещения Руси до того момента когда окончательно сформировалось народное православие можно только предполагать. В любом случае это был длительный процесс «вбирания в себя» новопринятым христианством некоторых языческих ритуалов и верований. Интересно было бы понаблюдать, шаг за шагом, как именно происходило «вбирание в себя». К сожалению, по большей части, мы можем видеть лишь результаты. Еще остались различные поучения и проповеди христианских священников, касающиеся этого вопроса, но они носят характер критики различных ритуалов, которые проводили христиане, и которые можно было расценивать как языческое наследство. Например, ритуалы похорон и тризны по умершему. Так что мы можем наблюдать уже результаты синкретизма, явные или неявные. Например, в традиции устных заговоров очень часто встречаем воззвание как к Солнцу, к Луне так и, одновременно, к различным христианским святым. Но, наряду с этим есть интересные археологические находки, датируемые первыми веками христианства на Руси. Которые, можно предположить, прямо демонстрируют самое начало процесса синкретизма. Артефакты мнимые. Змеевики.
Амулеты –змеевики. Замечательное, яркое явление в истории Руси. Это, как правило, круглый медальон подвеска, и, как правило, из металла. На лицевой стороне изображался христианский святой, с внутренней нечто страшное, человек или голова с многочисленными змеями исходящими, похожее на изображение Медузы Горгоны или некое змеиное гнездо. Вокруг «змеиного гнезда» наносилась формула заговора от болезней и мора, чаще всего на древнегреческом, реже на древнерусском языке, так называемая hystera-формула. Распространены змеевики на Руси были чрезвычайно. И в домонгольское время и после. Среди самых разных слоев населения. И среди элиты и среди простых людей. Вот этими змеевиками потрясают как знаменем апологеты «неправильного двоеверия». Ведь действительно на этом амулете мирно уживаются канонические мотивы христианства и совершенно явное, в страшных змеях, язычество. Можно даже встретить мнение о том, что змеевики это некий славянский амулет, и что до принятия христианства вместо канонических христианских святых на их месте изображалось некое славянское божество. Ученые то же пишут об этих амулетах, как о явном знаке бытовавшего «народного православия». В книге Т.В. Николаевой и А.В. Чернецова «Древнерусские амулеты – змеевики» прямо пишут « Сочетание на амулетах канонических иконографических мотивов с нехристианскими ярко характеризует древнерусское «бытовое православие», тот сложный синкретизм христианства и народных верований, который получил в церковно-учительной литературе название «двоеверия». Рыбаков А. Б. в книге «Язычество Древней Руси» пишет «Змеевики XI -- XIII вв. являются прекрасным примером русского двоеверия, спокойно сочетавшего христианские изображения, православную "трисвятую песнь" во славу Саваофа с античной "Горгонией" и змееногой скифской Ехидной.» Не мне спорить с этими учеными. Тем не менее, при взгляде на змеевики так и хочется сказать « А ведь не наше это все!». Почему так? Давайте посмотрим на некоторые факты. Змеевики появляются на Руси с ХI века ( напомню, крещение Руси – 988 год, а христианство пришло на Русь гораздо раньше). Считается наиболее вероятным, что их привозят на Русь греки из Византии. Греки и раньше прибывали на Русь в большом количестве, да и славяне бывали в Византии, и то же в большом количестве. А змеевиков раньше ХI века вроде нет, почему? Можно предположить что это связано с принятием христианства. Приняли от греков христианство, так почему не принять и змеевики? И можно предположить, что змеевики это импорт, заимствование, никак не связанное с традициями славянского язычества. Как и почему появились змеевики у греков? Этот вопрос нас сейчас не интересует (по мнению некоторых ученых и в Византии змеевики были заимствованным артефактом). Важно, что змееподобные чудовища порождение не славянской культуры и к славянскому язычеству отношения не имеют. Хотя конечно эти амулеты надо считать артефактом двоеверия ( существует версия о связи змеиной части амулета с апокрифическими учениями), но все же не русского. Длительная история змеевиков на Руси показывает, что с ними не очень то и боролись, не смотря на всякие змеиные ужасы, вернее борьба нарастала со временем, в начальные века православия к змеевикам относились совершенно так же, как и к другим христианским символам. Все таки от греков пришло, так что вроде как правильное и полезное. Да, змеевики как иллюстрация нашего народного православия вещь сомнительная. Может быть есть что то еще? Есть. Артефакты настоящие. Крестовключенные лунницы.
Что говорят по поводу крестовключенных лунниц ученые люди? В. П. Даркевич полагал что крестовключенные лунницы есть некий союз женского и мужского начал. Что это языческий амулет для замужней женщины ( луна - женщина, крест – солнце-мужчина). Академик Б. А. Рыбаков также полагал крестовключенные лунницы языческими амулетами. Но наполнял их космогоническим смыслом «Луна и Солнце», «День и Ночь». Б. В. Сапунов полагал крестовключенные лунницы артефактом синкретизма в православии русского народ. Не мне спорить с такими выдающимися учеными как Рыбаков и Даркевич. И, все же попробуем возразить. Сами лунницы амулет языческий, с этим не поспоришь. Амулет женский и связанный скорее всего с Луной ( читайте подробно в статье Луннарные знаки у восточных славян.). Лунницы чрезвычайно распространены в среде восточно славянских племен. Находят их везде и много. Но крестовключенные подвески-лунницы датируются с XII-ХIII века. Уже сменилось несколько поколений людей со времени Крещения Руси. Православие распространено повсеместно и не добралось только до самых глухих лесных углов. Так с какой такой стати должны появляться новой формы языческие амулеты? А вот стоит нам предположить, что это вполне себе христианские кресты, в которых ремесленники хотели учесть и традиции предков, ведь лунницы это широко распространенные женские языческие украшения, так все сразу встает на свои места. Интересно было бы предположить еще и то, что крестовключенные лунницы в качестве христианского символа носили только женщины. Но нам это неизвестно. Что еще говорит в пользу того, что крестовключенные лунницы это прежде всего христианский крест? Конечно это раскопки мастерских. Например раскопки мастерских в Старой Рязани. Старая Рязань, перед тем как ее разорили, перебив всех жителей, и сожгли татаро-монголы в 1237 году, была христианским городом, с христианским населением. Тем не менее в мастерских среди преимущественно христианский символики находят и традиционные языческие обереги и амулеты.
Или вот еще интересный пример, говорящий, если так можно сказать. Раскопки Мининского селища. На территории селища раскопана несколько мастерских, в одной из которой ( датировка вторая половина XII - начало XIII) изготовлялись различные металлические украшения. При раскопках найдено большое количество нательных христианских крестов и среди них крестовлюченная лунница. Но самое интересное в другом. И. Е. Зайцева, в статье «Ювелирные производственные комплексы селища Минино ( XI – XIII вв.), пишет следующее: « Полностью совпадает по размерам с бронзовым тельником (с одним из найденных христианских крестов – пояснение мое) крест включенный в широкорогую лунницу. Восковая модель лунницы была составлена из двух частей, полученных по оттиску, - креста, который сохранил даже ушко, и лунницы.» Т. е. вышесказанное можно понимать как то, что мастер ювелир, прямо в этой мастерской мог создать ( скорее всего не сам придумал, делал по виденным или привезенным образцам ) подобное украшение. В этом изделии мастер слил воедино символ христианской веры (уже не новой в то время) и языческие традиции славянских женских украшений. Подводя итог скажу что на основании датировки археологических находок, на основании раскопок мастерских можно сделать вывод что крестовключенные лунницы это и есть обвеществленный сплав христианства и былого язычества. Кресты тельники, крестовключенные и крестовидные подвески.Это очень большой класс археологических находок. Нет не так. Это целая вселенная! Если смотреть каталоги находок и собраний крестов XI – XIII веков, то нельзя не поразиться разнообразию форм и вариантов.Как правило эти находки относят к христианским крестам. Но некоторые из них, помимо крестовключенных лунниц, выглядят очень необычно. Не буду давать комментарии, так как не обладаю нужными знаниями. Давайте посмотрим на некоторые из них. Фотографии и классификация крестов взята из книги С. Н. Кутасова, А. Б. Селезнёва «Нательные кресты, крестовключенные и крестовидные подвески», под редакцией д. и. н. А. К. Станюковича. Эта книга еще хороша тем, что там приводятся датировки. 1. Крестоспиральные. Выглядят такие кресты достаточно необычно. Форма вызывает вопросы и очень интересна тем, что легко сопоставляется с формой известных славянских ( вятичи)
трефовидных подвесок. Так называемых трефовидных, основным элементом которых является спираль. Как всегда есть мнение, что крест на таких подвесках не несет в себе христианскую символику, а есть символ чисто языческий, но датировка и форма креста скорее говорят за то, что это именно христианский крест, дополненный традиционным украшением, бытовавшим ранее или в то же время.
Еще два варианта крестовключенных подвесок. Могутовское городище, XIIв.. 2. Крестосолярные. Крестовключенные подвески такого вида очень схожи с часто встречающимися в язычестве солярными символами. Только форма креста может говорить о том что это все же христианский символ, который, что для нас важно, может одновременно толковаться и как языческий.
На фотографии ниже еще варианты крестов из «Каталога нательных христианских крестов, подвесок и накладок с изображением креста периода Киевской Руси X-XIII в.в.». Авторы Кайль В. А., Нечитайло В. В..
Различные крестовидные привески, которые нельзя однозначно охарактеризовать как христианский крест и которые, скорее всего таким крестом являются.Интересно опять увидеть спиральный узор, такой же как на трефовидных подвесках. Из книги «Тысячелетие креста». Авторы А. К. Станюкович, И. Н. Осипов, Н. М. Соловьев.
Нательный крест. XII – XIII вв. г. Суздаль. Рис 9 Каталог «Нагрудные кресты древнерусского времени из археологических коллекций Государственного Владимиро-Суздальского музея-заповедника» Еще существует огромная группа монетовидных привесок с самой разнообразной стилизацией крестов. Из книги М. В. Седовой «Ювелирные изделия древнего Новгорода ((X-XVвв) Кабаний клык с христианской надписью.
Недавно, прочел книгу «Мифологический мир древних киевлян», автор Боровский Я. Е.. Для человека интересующегося данной темой эта книга не несет ничего нового и особо интересного. Но вот для массового читателя вполне себе подходит. И встретил я в этой книге один интересный момент, напрямую касающийся темы данной статьи. Это касалось одного артефакта, обнаруженного при археологических раскопках в городе Вщиж, удельном центре в составе Черниговского княжества с XI в. . Нашел артефакт академик Рыбаков в 1948 -1949 году ( не точно). Подробнее об этом городе прочитайте самостоятельно, но об одном факте я напишу. Дело в том, что во времена татаро-монгольского нашествия, нашествия Батыя, в 1238 году город был уничтожен и сожжен и, как и в Старой Рязани, на этом месте люди больше не жили. Поэтому раскопки в этом месте, которые начали их еще в конце XIX в., представляют огромный интерес для науки и уже принесли много интересной информации. Так вот предмет разговора это обнаруженный кабаний клык с надписью «Господи, помоги рабу твоему Фоме». Особый интерес в том, что явно языческий амулет дополнен канонической христианской формулой. Сочетание замечательное и говорящее само за себя. Почему? В язычестве вообще, и у восточных славян в частности, существовал культ диких животных – кабана (вепря), медведя (о культе медведя здесь), волка, тура. Что касательно кабана, то о его языческом почитании говорят многочисленные находки, например в захоронениях ( амулеты) или находки целых дубовых стволов священных деревьев, с вбитыми в них кабаньими челюстями. Поэтому, с большой степенью вероятности можно предположить, что кабаний клык, о котором мы здесь говорим, был изначально языческим амулетом. Потом, видимо после принятия христианства, хозяин амулета дополнил этот клык канонической христианской формулой. Вполне в духе двоеверия. Когда понятия предыдущей веры инкапсулируются в новую. Великолепная иллюстрация двоеверия. Амулет из Новгорода.
М. В. Седова, в статье «Амулет из древнего Новгорода» ( Советская археология, № 4, 1957 год) описывает интересную находку, которую можно отнести к артефактам двоеверия. При раскопках в древнем Новгороде, в 1953 году, был найден амулет. Он представлял из себя неолитический наконечник копья, заключенный в подобие медного футляра. На медном футляре изображен восьмиконечный православный процветший крест. Точной датировки создания амулета нет. Найден он был в слое начала XIV в. . На месте сруба поставленного после пожара 1311 года. По существу этот амулет имеет много общего с кабаньим клыком из Вшижа. В этом случае мы так же можем предположить изначальную языческую направленность амулета в качестве «громовой стрелы» и дальнейшую его доработку медным чехлом с процветшим крестом после принятия христианства. М. В. Седова считает данный амулет «…еще более ярким свидетельством двоеверия горожан…» Еще одна интересная деталь состоит в том, что под одним из венцов сруба были обнаружены четыре детских черепа, судя по всему, определенные туда в качестве «строительной жертвы». Это дало повод М. В. Седовой считать этот сруб домом колдуна – волхва. ЗаключениеВ заключении хочу сказать, что почти все, что было написано в этой статье, касается домонгольского времени. Можно заметить, что пришедшее на Русь христианство придало новые направления творчеству людей. Заставило искать такие формы в которых оказались бы слиты вместе новое христианство и традиционные, уходящие в прошлое верования. И, можно сказать на примере крестовключенных лунниц, такие формы достигнуты были. Материалы«Язычество и христианство на Руси. Борьба и синтез.» "Лунные символы восточных славян" Николаев Т.В., Чернецов А.В.. «Древнерусские амулеты – змеевики» Рыбаков А. Б.. «Язычество Древней Руси» Новгородский государственный объединённый музей-заповедник Даркевич В. П., Г. В. Борисевич. "Древняя столица Рязанской земли." Даркевич В.П. «Символы небесных светил в орнаменте Древней Руси» Сапунов Б.В. "Памятники материальной культуры двоеверцев" Седова М. В. «Ювелирные изделия Древнего Новгорода (X-XV вв)» Зайцева И. Е. . «Ювелирные производственные комплексы селища Минино ( XI – XIII вв.)", КСИА. – 2006. – Вып. 220. Кутасов С. Н., Селезнёва А. Б. «Нательные кресты, крестовключенные и крестовидные подвески», под редакцией д. и. н. А. К. Станюковича Кайль В. А., Нечитайло В. В..«Каталога нательных христианских крестов, подвесок и накладок с изображением креста периода Киевской Руси X-XIII в.в.». Станюкович А. К. , Осипов И. Н., Соловьев Н. М. . «Тысячелетие креста». Каталог «Нагрудные кресты древнерусского времени из археологических коллекций Государственного Владимиро-Суздальского музея-заповедника» Сергеев К.. «Средневековая русская металлопластика как предмет коллекционирования. Нательные кресты XI – XIII веков.» Альманах «Домонгол», №1 за 2010 год. Розенфельдт Р. Л. . «Раскопки курганов у села Битягово в 1968 -1970 гг.» "Советская археология", выпуск 1, 1973 г. Журжалина Н. П. "Древнерусские амулеты-привески и их датировка", Советская археология 1961 № 02 И. Г. Переседов "ОБ АМУЛЕТАХ-ЗМЕЕВИКАХ И ИХ СВЯЗИ С НАТЕЛЬНЫМИ КРЕСТАМИ И ИНЫМИ ПРЕДМЕТАМИ ЦЕРКОВНОЙ КУЛЬТУРЫ,С НАТЕЛЬНЫМИ КРЕСТАМИ И ИНЫМИ ПРЕДМЕТАМИ " Соколов М., "Апокрифический материал для объяснения амулетов, называемых змеевиками" Гнутова С.В. "Русское медное литье. Сборник статей." Гольмстен "Лунницы" Хамайко Наталья "Древнерусские лунницы XI-XIII вв. : Проблема происхождения и семантики" Николаева Т. В. , Чернецов А. В. "Древнерусские амулеты-змеевики" Ж. БЛАНКОФФ (Брюссель) "ЯЗЫЧЕСКИЕ ПЕРЕЖИТКИ В ЖЕНСКИХ УКРАШЕНИЯХ ДРЕВНЕЙ РУСИ (О ЧЕРНИГОВСКИХ ЛУННИЦАХ)" «Мифологический мир древних киевлян», Боровский Я. Е Изчезнувший город Вщиж М. В. Седова. Амулет из древнего Новгорода,Советская археология, № 4, 1957 год. NordicRunes, июнь, 2018 г.
|